Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86
Политика

Казахстан и Украина... Не Бог весть какая игра

Чокан ЛаумулинTengrinews.kz
31 августа 2015

Коллаж: Русские в Казахстане26 августа Киевский горсовет изъявил намерение переименовать улицу Панфиловцев в Печерском районе Киева в улицу Добровольческих батальонов, сформированных в мае 2014-го и воющих сегодня в Донбассе, и даже собирается изыскать средства в своем скудном бюджете на это в следующем году.

Злые языки поговаривают, что, выходя утром из своего дома на этой улице, не мог уже больше уважаемый Петр Алексеевич выносить каждодневное напоминание об унизительной службе в рядах ненавистной ему армии. Об этом красноречиво свидетельствуют грустные, полные многовековой печали глаза на фото 1985 года старослужащего-рядового ВВС ВС СССР Порошенко, чьи семейные корни уходят в ставшей советской только после войны Бессарабию. И горсовет пошел Петро Олексiйовичу навстречу. Однако отметем в сторону столь личную мотивацию, недостойную главы некогда братской советской республики - а ныне независимой Украины. Глава государства всегда руководствуется только интересами последнего, поэтому рассмотрим более сложные объяснения происходящего. Первое лежит в идеологической и политической плоскости. Второе - в практической.

Начнем со второго. Судя по тому, что решение не принято, но отложено, украинская элита оставляет себе поле для маневра в столь простом вопросе не случайно. Вероятно, в ближайшее время Порошенко собирается воспользоваться любезным прошлогодним приглашением Нурсултана Назарбаева посетить нашу страну, и этот ход является гостинцем от дорогих гостей радушным хозяевам. За который, следуя логике классического хитроватого хуторянина, принимающая сторона может и поторговаться. Все дело в том, что Казахстану ничего особенно от Украины и не надо с экономической точки зрения. Мы в этом плане - независимая республика. Чего не скажешь о раздираемой гражданской войной, коррупцией и внутри- и внешнеполитическими противоречиями Украине. Этим незамысловатым ходом, понимая святое отношение подавляющего большинства казахстанцев к подвигу своих земляков-панфиловцев, украинская сторона, скорее всего, набивает себе цену и собирается выступить не просителем, что подразумевается состоянием дел и отношений между нашими странами, но благодетелем, оказавшим услугу и по-барски взявшим подношение за возможный отказ от своих намерений. При этом, согласно этой логике, чем больше поднимется шумихи в общественном мнении вокруг этого вопроса, тем дороже будет выкуп.

Наша многовекторная политика понимается украинской стороной как "бесхребетная", при которой мы, получается, воспринимаемся как беспринципный, гибкий, но тем не менее, что немаловажно, очень даже платежеспособный "ватник", что для этих сил есть синоним слова "лох". И несомненно, мы таким "лохом" и станем, если проглотим или утремся этим плевком, или еще хуже, позволим поддаться такому наглому шантажу. Любая же помощь или денежные выплаты Украине в нынешних непростых экономических и всяких политических условиях - просто выбрасывание столь нужных Казахстану денег на ветер. У Украины нет своей политики, и ее тотальная зависимость от внешних игроков делает абсолютно любые договоренности бессмысленными, легче вести переговоры с украинскими патронами разного ранжира от Польши до Германии и США, если таковая необходимость вдруг имеется. Фактически сегодня в своей внешней политике и идеологии Украина представляет собой автономную республику в составе Польши. Последняя же известна своим историческим редкостным умением проламывать себе голову граблями. Можно биться об заклад, что не в последний раз.

Мало того, что столь бессмысленная помощь вызовет недовольство казахстанского социума в свете разбушевавшегося кризиса, последовавшего после нескончаемых мантр о процветании, но и грозит ненужным напряжением в отношениях с державами-соседями. Этот украинский недружественный по отношению к Казахстану и Кыргызстану шаг - не просто десоветизация в рамках идущей идеологической кампании, это - злонамеренный оскорбительный жест в нашу сторону от агрессивной части украинского общества, уже приведшей свою страну к пропасти.

Однако требовать или просить не изменять старое название улицы Панфиловцев в условиях массового украинского психоза и резкого правого уклона государственной идеологии бессмысленно. Хозяин - барин. Имеет право.

И здесь мы подходим к политической и идеологической стороне этого вопроса. Мириться с этим тоже нельзя. Пускай даже ради нашего стремления жить "без правых и левых", всем угодить и ни с кем не ссориться. Во-первых, промолчать - означает согласиться. Это неправильно в свете празднований в Москве и Пекине недавнего 70-летия Великой Победы и предстоящего юбилея окончания Второй мировой войны соответственно. Наш цивилизационный выбор сделан, и сделан, уверен, время покажет, что правильно - он идет в русле хода мировой истории. Во-вторых, согласие с переименованием будет де-факто воспринято как шаг на пути отказа от нашей многовекторной политики и идеологии в пользу одной из воюющих в Донбассе сторон, в данном случае, этих добровольческих батальонов, открыто заявляющих о себе как о наследниках Украинской национальной армии, творившей зверства на стороне гитлеровцев во время ВОВ. Кстати, 24 августа британская газета The Daily Mail опубликовала подробную, со множеством фотографий статью об истреблении евреев украинскими националистами, когда "кровь сочилась сквозь почву из могил. Мы могли видеть ямы с шевелящимися людьми, некоторые из них были еще живы". Украинские политики сформировали крайне узкий, местечковый и чудовищно ущербный взгляд на историю и сложные международные отношения, от которого надо дистанцироваться как можно дальше и который открыто не разделяется в Европе и в мире. Конец и окончательное банкротство этого режима - просто вопрос времени и мировой Большой Игры, в которой украинский участок далеко не самый определяющий.

Надо не менее четко, чем Москва и Пекин, не только заявить о своем неприятии переписывания истории, но и предпринять определенные шаги в этом направлении. КНР, Россия и другие союзники по ЕАЭС нас поддержат, особенно Кыргызстан, где, собственно, и начала формироваться легендарная Панфиловская дивизия, сыгравшая решающую роль в самой ключевой битве ВМВ, о чем я уже ранее писал в этой серии.

Между прочим, это классический пример, как недобросовестные историки вроде Мироненко (пытавшегося развенчать подвиг панфиловцев под Дубосеково и не только это) создают почву для создания ложных исторических интерпретаций, пользуясь идеологическим вакуумом и простодушием публики. Из этой же серии - работы по голоду в СССР (включая Казахстан и Украину) недавно усопшего Роберта Конквеста из крайне идеологизированного Гуверовского института войны, революции и мира (название какое красноречивое, не правда ли?) при Стэнфордском университете. Или Энтони Саттона по советскому экономическому развитию из того же института. Все эти работы легко опровергаются настоящими научными исследованиями. Интерпретация истории выступает как действенный и вполне материальный инструмент. Далеко не все в мировой политике и истории определяется торгово-экономическими отношениями. Идеология невероятно важна, она есть стержень любого государства. Стоит вытащить этот стержень из государства, и оно, рухнув, становится легкой добычей.

Память о Великой Отечественной войне - составная часть нынешнего казахстанского консенсуса и наших экономических достижений. Свидетельство тому - межнациональный мир и огромное, растущее с каждым годом количество приходящих каждое 9 Мая к Вечному огню в парке 28 гвардейцев-панфиловцев в Алматы казахстанцев. Сколько тысяч и тысяч казахстанцев погибли в боях за освобождение Украины? В нашей стране принято гордиться почитанием духа предков. Настало время показать это не на пышных тоях. Нужно поставить на вид украинской стороне. В конце концов, никто не отменял зеркальных ответных мер в международной дипломатии. На каждый недружественный шаг должно принимать контрмеры.

Украина ставит нас перед выбором и сама своими руками создает ситуацию, в которой мы должны не только отказать ей в возможных просьбах, но и повернуть ситуацию в свою пользу, сохранив лицо и приумножив свой политический капитал демонстрацией твердой позиции.

Оказавшись за несколько дней до написания этого материала за границей в компании друзей-киевлян, автор с удовольствием отметил с ними День независимости Украины и с благодарностью принял в дар "вышиванку". Грустно было наблюдать за показным ура-патриотизмом своих друзей, на деле глубоко переживавших за редеющий круг родной им киевской среды, из которой их товарищи продолжают массово эмигрировать из в одночасье изменившейся Украины. Хотелось бы пожелать этой не чужой стране следующее, цитируя слова одной думающей киевлянки, сказанные на том вечере: "Мы поднимаем громкие тосты за независимость, но сегодня Украина зависима ото всех. Я хотела бы ее видеть сильной и дружной и с Россией, своим соседом, и с другими странами". Конечно, включая Казахстан.