Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Политика

Усидят ли одновременно на двух стульях? По следам визита Керри в ЦА

Ольга СухареваРитм Евразии
14 ноября 2015

Есть на Руси поговорка: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Похоже, уроки народной мудрости на пошли впрок не только Украине, но и российским союзникам в Центральной Азии. Иначе, зачем бы за спиной России и Китая членам ОДКБ, ШОС и ЕАЭС с помпой принимать госсекретаря США Дж. Керри и строить с ним планы углубления «стратегического партнерства»?

Причины первого в истории турне американца по всем странам ЦА вполне прозрачны. Создание банков БРИКС и ШОС, начало работы Евразийского союза, формирование Нового шелкового пути, альянс России и Китая, а также провал США на Украине и стремительный рывок Москвы на Ближний Восток стали крепким ударом по американской короне. Международный авторитет мирового жандарма трещит по швам, и промахнувшемуся Акеле, как никогда, нужен реванш. А для этого Вашингтон будет искать слабые звенья в альянсах своих геополитических противников.

Впрочем, сам Дж. Керри, сразу после своего назначения на пост госсекретаря США инициировавший переворот на Украине, своих намерений не скрывает. Назвав свой визит «очень своевременным» и призвав компенсировать некоторое уменьшение американской роли в регионе из-за укрепления позиций России и Китая, он тут же подбросил руководителям центральноазиатских государств ряд провокационных инициатив, способных разрушить с таким трудом выстроенные региональные альянсы. В частности, речь идет о реанимации газопровода ТАПИ, против которого выступали Россия и Китай. Явной попыткой разрушить интеграционные процессы в рамках ЕАЕС и ШОС прозвучал и его тезис о необходимости развития интеграционных связей между государствами ЦА вне рамок этих организаций. Пытаются США вернуть и военное присутствие в регионе, получив в пользование аэропорт «Мары-2» в Туркменистане и возобновив военное сотрудничество с Киргизией и Таджикистаном.

Как всегда, Вашингтон весьма щедр на посулы. В повестке встречи «С5+1» в Самарканде звучали темы привлечения инвестиций, региональной интеграции, управления водными ресурсами, развития транспортного и энергетического потенциала, региональной безопасности, пограничного контроля, борьбы с терроризмом, культурно-гуманитарных связей, инноваций и даже зеленой экономики. Насколько важное значение США придают проникновению в Центральную Азию, показывает и тот факт, что турне Дж. Керри предшествовало аналогичное путешествие премьер-министра Японии С. Абэ. За регион явно взялись плотно, причем верный своей традиции Вашингтон предпочитает платить из чужого кошелька.

***

Впрочем, защищать национальные интересы своей страны – прямая обязанность министра иностранных дел. И американские дипломатические маневры в свете этого совершенно не удивляют. Гораздо важнее, как отнеслись к своим союзническим обязательствам в отношении России и Китая государства ЦА. Картина, надо признать, весьма удручающая.

«Вернись, я все прощу», – сказала недавно вступившая в Евразийский союз Киргизия. Как объявил и.о. министра иностранных дел Киргизии Э. Абдылдаев, его страна простила Госдеп за премию «правозащитнику» А. Аскарову, и страна вновь готова к диалогу и сотрудничеству с США. Чтобы двурушничество не выглядело слишком явным, Бишкек не вернул Америке базу в аэропорту «Манас», предпочтя «всего лишь» получить деньги от верного сателлита США Японии на его реконструкцию.

Таджикистан, который находится перед выбором интеграционного вектора, также не гнушается японской «безвозмездной помощью» в размере 7,4 млн. долл. Как отмечает эксперт по Центральной Азии А. Дубнов, «Таджикистан уже совершенно откровенно намекает, что если Соединенные Штаты предоставляют Душанбе военную или какую-то иную помощь, то Российской Федерации для того, чтобы сохранить свое влияние, придется дать больше, чем дает американская сторона».

Член ШОС Узбекистан с удовольствием подписывает контракты с Токио на 8,5 млрд. долл, включая инвестиции в разведку месторождений углеводородов, что прямо противоречит интересам России и Китая. Именно Узбекистан – основной получатель военной помощи США в ЦА принял на своей земле проведенный Дж. Керри «партхозактив». Стоит ли после этого удивляться откровенно враждебным демаршам Туркменистана, МИД которого выпрашивал военную помощь США, одновременно отдавая японцам месторождение «Галкыныш», на которое претендует Китай? К слову, курс на оборонный альянс между Ашхабадом и Ташкентом получил одобрение в Вашингтоне и Брюсселе.

Даже Казахстан, один из наиболее активных лоббистов евразийской интеграции, с готовностью откликнулся на посулы Вашингтона, предложив создание Фонда экономического развития Центральной Азии при «живых» банках ШОС, БРИКС и фонде Шелкового пути. По словам главы МИД РК Е. Идрисова, «как стратегический партнер США, Казахстан… выступает за дальнейшее развитие формата «С5+1».

О новом формате диалога США со странами региона разговор особый. Сама формула «С5+1» говорит о том, что доминировать в переговорном механизме будут США. По сути в Самарканде создан новый международный механизм, объединяющий страны ЦА под эгидой США, вне ШОС, ОДКБ, ЕАЭС и СНГ. Как это сочетается с обязательствами стран ЦА перед союзниками, вопрос риторический. Безусловно, у независимых государств есть полное право на самостоятельную внешнюю политику, но то, что переговоры в Самарканде прошли за спиной евразийских объединений, симптом тревожный. Тем более что во время визита заокеанский гость всячески подчеркивал: экономическое сотрудничество и борьба с терроризмом могут осуществляться и вне союзов с РФ и КНР.

Участники встречи в Самарканде, как видно, уютно чувствовали себя и без представителей руководящих органов ШОС, ЕАЭС, ОДКБ

***

Вновь открывая дверь для США в регион, страны ЦА сами создают для себя угрозу. Весьма характерно, что Дж. Керри, открывшего в Бишкеке кампус Американского университета Центральной Азии и новое здание посольства США, должен был сопровождать главный спонсор всех цветных переворотов Дж. Сорос. И прозрачные намеки госсекретаря на зависимость размера инвестиций от соблюдения прав человека говорят, что структуры Сороса позаботятся о лояльной США власти. Вряд ли нужно напоминать руководству стран ЦА и о том, кто спровоцировал рост терроризма в регионе, во сколько раз за время операции США в Афганистане вырос наркотрафик, с чьей подачи разрушена государственность ряда стран Ближнего Востока. По словам экс-главы администрации Х. Карзая А.К. Хоррама, «последние 13 лет Вашингтон через военную операцию в Афганистане активно пытался прибрать к рукам региональные террористические группировки с тем, чтобы минимизировать свой ущерб от них и затем направить их против своих конкурентов: России и Китая». Получается, что центральноазиатские страны решению этой задачи опосредованно помогают.

Проникновение американского влияния может негативно сказаться и на проектах экономического сотрудничества с Китаем, в частности реализации концепции Шелкового пути, а также на выстроенной в рамках ОДКБ системе коллективной безопасности.

Но японские миллиарды и сладкие посулы США, видимо, застят глаза. Между тем попытки сидения на двух стульях всегда плохо заканчивались. Трагедия Украины - тому лучшее подтверждение. Предавая своих союзников, кровно заинтересованных в стабильности и процветании Центральной Азии, любители многовекторности рискуют превратить регион в арену геополитических столкновений со всеми вытекающими последствиями. В надежде на то, что России в любом случае придется их спасать?