Сегодня

443,85    474,3    61,25    4,8
Политика

Клинтон или Трамп: для евразийской интеграции «оба хуже»

Ольга СухареваРитм Евразии
9 ноября 2016

Уже в ближайшие дни мы узнаем финал интригующей и небывало острой предвыборной борьбы Дональда Трампа и Хиллари Клинтон за пост президента США. Персона в главном кресле, хоть и ослабевшего, но одного из ведущих мировых лидеров, безусловно, не может не оказать влияния на все происходящие в мире процессы, включая евразийскую интеграцию. И, хотя этот вопрос впрямую не звучал во время избирательной кампании, программы кандидатов в некоторой степени позволяют прогнозировать позицию США в отношении процессов объединения, происходящих на постсоветском пространстве.

 

Глобализм с ядерной дубинкой

 

С Х. Клинтон в вопросе евразийской интеграции существует полная ясность. Еще в 2012 г. она заявила: «Существует движение в сторону ресоветизации региона. Это не будет называться именно так. Это будет называться Таможенным союзом, это будет называться Евразийским союзом и все в таком роде. Не будем заблуждаться на этот счет. Мы знаем, в чем заключается цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить или предотвратить это».

 

Полностью известна и общая направленность стратегии супруги бывшего президента США: хорошо все, что вредит России. Откровенная ненависть к нашей стране звучит буквально в каждом слове потенциальной леди-президента. Так, защиту русских в Крыму она сравнила с попыткой Гитлера защитить этнических немцев в Чехословакии, а комментируя слова Дж. Буша о том, что он увидел в глазах Путина душу, заявила, что «у сотрудников КГБ нет души».

 

Препятствовать реализации внешнеполитических интересов России и Китая Х. Клинтон готова любыми средствами, вплоть до военных. Так, говоря о поддержке этими странами Б. Асада, она подчеркнула, что «Россия и Китай сдерживают прогресс. И этого нельзя больше терпеть. Россия и Китай ответят за поддержку Асада».

 

Воинственная риторика Клинтон вызывает глубокую обеспокоенность в рядах республиканцев. По мнению одного из высокопоставленных деятелей республиканской партии, «Клинтон, которая радовалась уничтожению Бен Ладена и весьма довольна гибелью Каддафи, которая выделяла миллионы оппозиционным блогерам, поддерживая «оранжевые революции» в СНГ, будет наращивать конфронтацию. Она будет, как у вас говорят, «мочить» Путина, будет активно противодействовать России как изнутри, через работу с оппозицией, так и создавать ситуацию окружения горячими точками, внешнеполитическими проблемами». Его мнение разделяет и автор «рейганомики» Пол Крейг Робертс, который официально заявил, что победа Х. Клинтон на предстоящих выборах президента США будет означать войну с Россией: «Вероятный исход стратегической угрозы, c которой Вашингтон заставляет столкнуться Россию – это ядерная война».

 

Сама кандидат в президенты не скрывает, что будет продолжать политику Б. Обамы. По ее словам, союзники должны знать, «что наше слово прочно» и «нам следует давать отпор тем, кто задирается, как у себя дома, так и за рубежом». Принципы этой политики известны: развязывание войн, разрушение государств, управляемый хаос, цветные перевороты и финансирование терроризма.

 

Дружба с позиции силы

 

Почему-то принято считать, что Дональд Трамп является более предпочтительным главой Белого дома для реализации внешнеполитических интересов России и, соответственно, процессов евразийской интеграции.

 

С одной стороны, это действительно так. Крайне негативное отношение Трампа к Североамериканской зоне свободной торговли и нежелание тратить американские деньги на поддержку союзников по НАТО говорит о том, что в случае занятия президентского кресла он резко сократит активность в создании и поддержке прожектов по формированию антиевразийских трансатлантической и транстихоокеанской ЗСТ. Не вызывает у кандидата-предпринимателя восторга и роль мирового жандарма. По заявлению кандидата, «я хочу помогать всем нашим союзникам, но мы теряем миллиарды и миллиарды долларов. Мы не можем быть полицейским для всего мира. Мы не можем защищать страны по всему миру, которые не вносят нам средства за то, что мы их защищаем». Что касается цветных переворотов, Трамп обещает, что «мы перестанем пытаться строить демократию за рубежом, свергать режимы и бездумно вторгаться».

 

С другой стороны, внешняя политика США в версии Д. Трампа ничуть не является более миролюбивой. Она просто другая. Так, миллиардер делает ставку на гонку вооружений: «Мы будем тратить все, что нам нужно, чтобы восстановить наши вооруженные силы. Мы будем развивать, строить и покупать лучшее вооружение, известное человечеству. Наше военное господство должно быть безусловным и бесспорным, признаваемым всеми».

Что же касается России и Китая, Трамп, как и его оппонент Клинтон, видит в них соперников и готов говорить лишь с позиции силы. «Я считаю, что уменьшение напряженности и улучшение отношений с Россией – с позиции силы – возможно. Здравый смысл подсказывает, что этот цикл враждебности должен завершиться. Некоторые говорят, что русские никогда не будут вести себя разумно. Я намерен это проверить. Если мы не сможем добиться выгодного для Америки соглашения, мы быстро покинем стол переговоров», – уверяет бизнесмен.

 

В отношении Китая он видит будущее как «налаживание наших отношений с Китаем – это еще один важный шаг на пути к процветанию. Китай уважает силу, и, позволив им воспользоваться нами в экономическом смысле, мы потеряли их уважение. У нас огромный торговый дефицит с Китаем, и мы должны быстро найти способ его сбалансировать. Сильная и энергичная Америка – это Америка, которая сможет подружиться с Китаем. Эти две страны могут либо извлечь взаимную выгоду, либо двинуться разными дорогами». Достаточно прозрачно. Что такое «разумность» России, понятно: готовность следовать в русле политики США, сохраняющих роль самого сильного государства. Разные дороги с Китаем – также неминуемый конфликт и соперничество.

 

Более того, Д. Трамп уже выразил готовность применить силу против РФ, раскритиковав нашу страну за действия в Сирии, «неуважение к Обаме» и предложив сбивать российские самолеты.

 

Если спроецировать эту позицию на процессы евразийской интеграции, то Вашингтон не будет им препятствовать только до тех пор, пока Россия и Китай будут «друзьями» Америки и та будет получать прямую финансовую выгоду. В частности, выравнивая свой торговый баланс. С сотрудничеством в области безопасности гораздо сложнее. Любые попытки повышения обороноспособности ОДКБ и ШОС, проведение учений и создание совместных вооруженных сил будут наталкиваться на жесткое противодействие США, где Трампа уже сейчас настораживает то, что «Путин все укреплял, и укреплял, и укреплял свои войска. Их ядерные силы намного мощнее. Он занимается ядерным вооружением, а мы не занимаемся ничем. Наше ядерное оружие старо и изношено, а его, насколько я знаю, – самое современное». То же касается и негодования Трампа по поводу обычных вооружений.

 

Единственная сфера, в которой видится возможный прогресс – это борьба с терроризмом, занимающая очень важное место в повестке дня евразийских интеграционных объединений. Здесь позиция Д. Трампа, по крайней мере в процессе избирательной кампании, является достаточно жесткой.

 

Шило и мыло

 

Как в известной народной поговорке, выбор между Клинтон и Трампом – это своего рода обмен шила на мыло. По сути, вся предвыборная борьба в США строится на соревновании двух программ сохранения американской мировой гегемонии.

 

В версии Х. Клинтон – это продолжение глобализации и «миссии белого человека» за счет создания управляемого хаоса и ослабления тем самым конкурентов, в версии Д. Трампа – наращивание военной и экономической мощи США для обеспечения бесспорного доминирования в мире, а в случае непокорности «партнеров» – то и силой оружия.

 

Углубление процессов евразийской интеграции в силу объективных законов экономического развития приведет к росту доли участников интеграционных объединений в мировой экономике, развитию их промышленности и технологий, повышению оборонного потенциала и созданию механизмов защиты рынков объединений от внешних воздействий. Кроме того, создание параллельных финансовых структур в виде Евразийского банка развития, Азиатского банка развития, Банка развития БРИКС, Фонда Шелкового пути, а также планы перехода на взаиморасчеты в национальных валютах неминуемо «подвинут» гегемонию доллара, что никак не может устраивать Вашингтон.

 

По утверждению экс-главкома НАТО в Европе Ф. Бридлава, Россия является экзистенциальной угрозой США. И такие убеждения американской элиты – объективная реальность, по крайней мере до тех пор, пока Соединенные Штаты не откажутся от идеи мирового господства. А поскольку ожидать этого не приходится, для России, как и для ее внешнеполитических инициатив, Трамп и Клинтон «оба хуже».

0
    2 607