1. В 1996 году по его распоряжению русский язык в Узбекистане был лишен официально закрепленного в Конституции статуса «языка межнационального общения» и, фактически, оказался приравнен к иностранным языкам.
2. В начале 1990-х по его указаниям русский язык демонстративно «отключили» в голосовых объявлениях названий станций ташкентского метро, где он звучал наравне с узбекским с момента завершения их строительства, а также «стерли» с уличных табличек и указателей. Все они были изменены с двуязычных на одноязычные.
3. В 1990-е этнические русские и украинцы были сняты с большинства руководящих должностей и либо переведены на нижестоящие должности, либо уволены. Поводом для этого послужило высказанное Каримовым опасение, что в случае массового отъезда русскоязычных, страна останется без специалистов (что опасно для производства), поэтому начинать воспитывать собственные национальные кадры следует прямо сейчас.
4. В течение 1990-х и 2000-х годов по его личному распоряжению в Узбекистане были переименованы практически все населенные пункты, улицы и школы с русскими, украинскими и просто неузбекскими названиями. Сохранившие свои славянские наименования – единичны.
5. В середине 1990-х по его указанию был введен запрет на «русские» названия кафе, ресторанов, гостиниц и других частных заведений. Не разрешалось нарекать их славянскими именами или вызывающими прямые ассоциации с Россией («Москва», «Русь», «Новгород»). Правда, это позволялось представителям некоторых национальных меньшинств, в частности, корейцам и армянам.
6. В 1990-е и в начале 2000-х была отправлена на макулатуру большая часть библиотечного фонда республики, в том числе собрания сочинений русских классиков – Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова, Достоевского.
7. По личному указанию Каримова, в последние годы уроки русского в школах были сокращены (английского - увеличены), а преподавание в ряде вузов в принудительном порядке переводилось с русского на английский, при этом никого не волновало, владеют ли русскоязычные преподаватели этим языком.
8. Каримов постоянно делал враждебные выпады – как прямые, так и в виде всем понятных намеков, - в адрес России и «союзного центра», обвиняя их во всех грехах, в том числе в «эксплуатации узбекского народа», в «насаждении духовно чуждых ценностей», в расправе и запугивании узбеков с помощью сфабрикованного «хлопкового дела» и в намеренном превращении Узбекистана в «слаборазвитую окраину». Речь идет не об объективной исторической оценке последних 150 лет, но исключительно о выпадах, имеющих целью причисление его самого к главным народным «благодетелям».
9. По указанию Каримова история страны переписывалась так, что главными угнетателями в ней были объявлены «русские оккупанты». В этой связи можно вспомнить, например, об одиозном дидактическом пособии для учителей «Использование архивных материалов при изучении истории Узбекистана» за авторством Ж.Рахимова, передергивавшего и фальсифицировавшего факты в соответствии с «заказом». Позже он написал еще и учебник истории для 9-х классов, появление которого стало апогеем русофобии в исторической науке республики. По поводу чего посольство России, вопреки своей обычной инертности, даже заявило несколько протестов.
10. «Издевательствам» царской России и СССР над узбеками посвящена вся экспозиция музея жертв массовых репрессий в Ташкенте, созданного в 2002 году по инициативе Ислама Каримова. По его мнению, репрессии на территории современного Узбекистана начались с учреждения Туркестанского генерал-губернаторства в составе Российской империи, а прекратились в 1990-х годах - после обретения УзССР государственного суверенитета. Врагом была объявлена Россия как таковая (об этом здесь и здесь).
11. В 2008 году власти Узбекистана запретили возвращаться в Ташкент представителю международной правозащитной организации Human Rights Watch Игорю Воронцову, уехавшему в плановую командировку, практически выдворив его из Узбекистана. В пресс-релизе HRW отмечается, что, отказывая ему в аккредитации, узбекские власти заявили, что они будут рассматривать альтернативных ему кандидатов на пост директора представительства Human Rights Watch в Узбекистане, однако кандидаты «не должны быть русскими». Эту позицию организация назвала дискриминационной.
12. По личному распоряжению Каримова было снесено историческое здание церкви Святого Александра Невского при Ташкентской учительской семинарии, построенной в 1898 году по проекту известного российского архитектора Алексея Бенуа. Ранее, в 1990-е годы по его же приказу в ташкентском Сквере было разрушено другое творение Бенуа - цветочный павильон в «мавританском» стиле. Этот шедевр архитектуры был уничтожен исключительно для того, чтобы конная статуя эмира Тимура, средневекового грабителя-завоевателя, выбранного им в качестве идеологического символа государства, просматривалась со всех сторон.
13. По указанию Каримова в центре Ташкента был демонтирован памятник Гоголю, а памятники Пушкину, Горькому, Гагарину перенесены куда подальше. Памятник Гагарину в Самарканде был просто снесен, там же был разрушен памятник Свободе, созданный в 1919 году бывшим пленным австрийским доктором архитектуры из Вены Эдуардом Рушем. В октябре 2012 года в Ташкенте был сбит кувалдой бюст известного советского летчика Валерия Чкалова, установленный на станции метро, носящей его имя. А в ночь на 22 ноября 2009 года демонтирован стоявший в центре Ташкента памятник семье Шамахмудовых, усыновившей в годы Великой Отечественной войны 15 детей-сирот и ставшей символом милосердия и гуманизма узбекского народа, позже его перетащили на окраину города. В 2003 году Нукусе из скульптуры двух девушек, символизирующих русско-каракалпакскую дружбу, по указанию из Ташкента автогеном была вырезана фигура русской девушки. У каракалпачки на спине остался лишь «шрам».
14. Изваяния советских солдат не вписывались в культивируемую президентом Каримовым «идеологию национальной независимости» и поэтому, по его собственному указанию, в последние годы по всему Узбекистану целенаправленно сносились, а названные в их честь районы, улицы и школы переименовывались. Об этом рассказывается здесь, здесь, здесь и здесь.
15. По указанию Каримова узбекские власти не разрешали открытия центров изучения русского языка в ряде городов Узбекистана.
16. В апреле 2011 года ташкентская правозащитница Татьяна Довлатова, после того как дала комментарий о жизни русских в Узбекистане корреспонденту передачи «Специальный корреспондент» телеканала «Россия-1» (всего она произнесла пять фраз), подверглась массированному давлению. В ее дом трижды врывались провокаторы с угрозой поджечь его, а саму Татьяну оперативно осудили за хулиганство и оштрафовали на 10 миллионов сумов (около трех тысяч долларов по реальному курсу). Всех ее родственников уволили с работы, с Татьяны сняли группу инвалидности, и, чтобы выплатить назначенный штраф, ей пришлось продать квартиру.
17. Под влиянием заветов эмира Тимура в Узбекистане, при полной поддержке Ислама Каримова, целенаправленно экспроприировалась собственность иностранных компаний, в том числе российских, таких как «Вим Билль Данн», концерн «Калина», «Carlsberg Uzbekistan», «Уздунробита» - дочерняя компания «МТС», и отдельных бизнесменов (об этом здесь и здесь).
18. Ислам Каримов в течение целой четверти века гнобил весь народ Узбекистана, не давал развиваться экономике, вследствие чего разваливались целые её отрасли, а их бывшие работники разъезжались кто куда, в том числе и в Россию, где в последние годы вынуждены зарабатывать себе на жизнь и около двух миллионов узбекских трудовых мигрантов. За это же время его дочери выросли и, с помощью захвата разного рода бизнеса или получения незаконных преференций, превратились в богатейших женщин страны.