Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Политика

Киргизия: Власть и криминал — кто кого крышует?

ИА ФерганаИА Фергана
12 сентября 2017

Во все времена криминальные лидеры, набравшие определенный вес и авторитет в обществе, стараются легализоваться. Сделать это можно или через бизнес, приобретя активы крупных предприятий на подставных лиц либо через политические институты: избравшись депутатом, получив должность в госструктуре и так далее. Не является исключением и Кыргызстан.

 

Из братков в депутаты

 

Современный Кыргызстан в определенной мере напоминает криминальную Россию начала 2000-х годов, когда авторитетные «братки», накопившие значительный капитал, искали пути для его легализации. В кыргызском парламенте сегодня заседают, если можно так сказать, бывшие криминальные авторитеты с говорящими в прошлом «погонялами». Среди них, например, Челюсть, он же Алтынбек Сулайманов, 45-летний лидер политической партии «Бир-Бол» и одноименной депутатской фракции; небезызвестный Хоп, в миру — Улан Чолпонбаев, 40-летний депутат от парламентской фракции «Республика – Ата-Журт» и бывший таможенник, а ныне депутат от фракции «Кыргызстан», 51-летний Таалайбек Масабиров по прозвищу Масса.

 

В свое время Чолпонбаев выполнял роль своего рода сборщика податей с бизнес-структур, которые ОПГ обложили налогами. В 2011 году в чолпонбаевском Twitter-аккаунте появилось сообщение о том, что парламентарий был за рулем в нетрезвом состоянии, когда его остановили сотрудники ДПС, но он продемонстрировал им удостоверение депутата и свободно уехал. В соцсетях пошла волна возмущения. Позже Чолпонбаев заявил, что его аккаунт «взломали».

 

Что касается Массы, то он, по оперативным данным, одно время входил в круг ОПГ небезызвестного криминального авторитета Рыспека Акматбаева, занимаясь мелким рэкетом и «крышеванием» автостоянок. Масабиров выиграл первый в истории Кыргызстана чемпионат по панкратиону, дважды побеждал на чемпионате мира по дзюдо среди мастеров. По молодости три раза похищал дочь спикера совета народных представителей парламента (тогда еще парламент был двухпалатным). Каждый раз спикер отправлял к Массе сотрудников «конторы» и они приводили его дочь обратно. На четвертый раз Масабиров уговорил девушку и она осталась с ним. Отцу ничего не оставалось, как сыграть свадьбу. После этого начался взлет Массы по таможенной линии. С начальника небольшой городской таможни в 2005 году за 10 лет он дорос до должности первого заместителя Гостаможенной службы республики, пока в 2015 году не пересел в депутатское кресло.

 

Президент криминального мира

 

Но главную криминальную скрипку в Кыргызстане играет вор в законе Камчы Кольбаев, более известный как Коля Киргиз. Весь криминальный мир государства находится в его руках. Понятно, что это не было бы возможным без содействия верхушки Белого дома. По данным оперативников, с Колей Киргизом от имени главы государства поддерживает связь и решает вопросы советник президента Икрамжан Илмиянов, между прочим, тоже известный по прозвищу Шофер (еще с тех пор, когда он был личным водителем Атамбаева в его допрезидентскую эпоху).

 

У Кольбаева немало бизнеса в сфере горнорудной промышленности и развлекательных заведений. Правда, записаны они вовсе не на него. К примеру, бишкекский Blonder Pub, согласно документам, принадлежит Хопу.

 

Но как же все-таки происходит легализация криминального бизнеса в Кыргызстане? Давайте рассмотрим на конкретных примерах.

 

Современный Робин Гуд тоже нуждается в рекламе

 

Можете ли вы представить, чтобы в цивилизованной стране какая-нибудь известная медиа-персона публично рекламировала статус криминального авторитета и выражала ему благодарность? В приличной цивилизованной стране вряд ли такое возможно. Зато в Кыргызстане запросто.

 

Популярная теледива Ассоль Молдокматова на своей страничке в Facebook прорекламировала благотворительный жест того же Коли Киргиза. Кыргызстанскому кикбоксеру Улану Касымбекову требовалась срочная операция на глаза, иначе парень мог ослепнуть. Необходимые медицинские процедуры могли сделать только в Москве, а для операции, перелета и проживания нужны были деньги, которых у спортсмена не было. Сборы посредством краудфандинга не могли решить вопроса. Спортивные организации безмолвствовали.

 

И в какой-то момент в киргизском интернет-сообществе появилась новость от Молдокматовой: «Большую часть средств выделил вор в законе Камчы Кольбаев, за что я выражаю ему благодарность! А ведь мог промолчать, так как сделали это наши олигархи и министр спорта, точнее глава Госагентства по спорту КР. Кому нужны спортсмены в стране?»

 

Призывы пользователей соцсетей к Молдокматовой не указывать криминальный статус мецената, не делать рекламу антисоциальному образу жизни не были услышаны. Возможно, указание «титула» было условием выдачи денег. Зато такой широкий жест «вора в законе» многие обыватели восприняли с восторгом: мол, какой щедрый человек, не жалеет денег для развития спорта.

 

«Законник» Кольбаев озаботился и освещением своей персоны в местной кыргызоязычной прессе. Чтобы понять, какие восторги вызывает личность этого персонажа, предлагаю ознакомиться с переводами некоторых публикаций.

 

Газета «Ачык саясат плюс» в номере от 3 июля этого года пишет: «Известная ведущая Ассоль Молдокматова много лет занимается благотворительной деятельностью, заслужила благодарность многих людей. Она написала на своей странице в социальных сетях: «Кикбоксеру Улану Касымбекову в московской клинике успешно сделана операция. Большую часть средств заплатил «вор в законе» Камчы Кольбаев. За это выражаю ему безграничную благодарность. Известным олигархам подобно спортивным руководителям нашей страны можно было бы промолчать». Конечно, сделано хорошее дело. Мы желаем здоровья бойцу, защищающему честь кыргызов. Но сказанное «профинансировал «вор в законе» как-то режет слух. Мы должны сказать спасибо также Камчы Кольбаеву. Нелегкое дело принести кому-то счастье, вернуть здоровье. Не каждому по силам такое. Но нас заботит вопрос: откуда пришли выделенные на лечение средства?»

 

Та же газета 25 августа вновь обращается к личности Коли Киргиза: «Местные жители рассказали, что лишь недавно произошла разборка: держащий в руках Чолпон-Ату влиятельный джигит увлекся самоуправством, делал что пожелает, распоряжался налогами как вздумается. В итоге Камчы Кольбаев собственноручно избил его, оставив полуживым. Можно сделать вывод, что Камчы начал приструнивать своих «озорных» ребят, работающих бесчестно, запускающих руку в деньги «общака».

 

Газета «Азия news» в номере от 17 августа пишет: «Ближе к президентским выборам криминальная среда вновь зашевелилась, некоторые авторитеты уже начали выходить на свободу. Поговаривают, что скоро освободят и "Доо Чынгыза". Реальная жизнь показывает, что Камчыбек Кольбаев и Алмазбек Сулайманов ("Лимонти") вдвоем держат весь криминальный мир, сохраняя спокойствие для кыргызского народа. Если бы в молодости им не испортили их судьбу, то сегодня и Камчы, и "Лимонти" были бы политиками, правящими народом. Потому что оба джигита сердцем болеют за кыргызов».

 

Через партии к звездам

 

О том, что криминальные лидеры включаются в состав тех или иных партий и становятся депутатами, «Фергана» подробно рассказывала в своем расследовании «Кыргызстанская мафия: Власть реальная и официальная», опубликованном в 2013 году.

 

С тех пор представители криминала еще больше преуспели на политическом поприще и поняли, что вместо того, чтобы входить в чужую партию и финансировать ее продвижение, легче создать свою, через которую можно уже вполне легально продвигать собственные интересы.

 

Апробирован такой подход был в 2016 году, во время выборов в местные кенеши Иссык-Кульской области, откуда родом Камчы Кольбаев и Улан Чолпонбаев. Доктор юридических наук, профессор Кайрат Осмоналиев в те дни отмечал: «Выборы в местные кенеши показали, что в местную власть рвутся люди с криминальным самосознанием, а в законодательстве отсутствуют фильтры для ограничения участия таких людей».

 

По его словам, в местную власть стремятся попасть люди либо ранее судимые, либо практикующие в своей деятельности такие методы, как обман, принуждение, подкуп. «Они думают, что если у них есть деньги, влияние, связи, они могут создать формальную партию и пойти на выборы в местную власть», - подчеркнул профессор Осмоналиев.

 

Одной из таких политических организаций является партия «Табылга», созданная под патронажем Кольбаева (лидер партии — Улан Чолпонбаев). Партия региональная — иссык-кульская, в нее в большинстве своем входят местные спортсмены (читай — криминал). На прошедших в 2016 году весной (в городе Каракол) и в декабре (в городе Чолпон-Ата) выборах в местные кенешы ход голосования курировал младший брат Кольбаева Жакен. В итоге в каракольском горкенеше партия «Табылга» получила первое место — 28,5 процента мандатов (12 из 31). А в Чолпон-Ате – 27 процентов, что тоже обеспечило ей лидерство среди других партий.

 

По данным киргизоязычных СМИ, в настоящее время члены партии «Табылга» и ее лидер Улан Чолпонбаев работают на кандидата в президенты Сооронбая Жээнбекова. Выходит, что потенциальному кандидату в президенты помогает добиться первого поста в государстве не только административный, но и криминальный ресурс. Какие «ништяки» обещаны за такие услуги, известно только заинтересованным сторонам и Всевышнему. А обычным кыргызстанцам остается жить с осознанием того, что, если с ними что-то случается, эффективнее всего обратиться к криминальным авторитетам. Тем более сама власть не стесняется с ними общаться.

 

Политические «оборотни»

 

Общеизвестно, что когда у власти стояли Бакиевы, криминальный мир активно вмешивался в политические события, оказывая на них большое влияние. Эксперты утверждают, что сегодня криминальный мир меньше вмешивается в средний бизнес. Но объясняется это абсолютно иной тенденцией. Если раньше основной «работой» криминалитета был контроль за наркотрафиком, контрабандными товарами и оружием, то сегодня самые доходные черные рынки взяли под свой контроль высокие чиновники.

 

По мнению журналиста Семетея Талас уулу, специализирующегося на киргизском криминалитете, сейчас сложно отделить некоторых высокопоставленных чиновников от представителей ОПГ. Чиновники не просто могут в загородных домах распивать чай с вором в законе, но и могут иметь свою толпу спортсменов, обеспечивающую не только безопасность хозяину, но и охраняющую подконтрольные ему бизнес-структуры. А когда на носу выборы – они обеспечивают голоса граждан.

 

В действительности, возникает много вопросов. Зачем, к примеру, заместителю начальника киргизской таможенной службы Раиму Матраимову строить самый большой спортивный клуб в городе Ош? Чиновник, проработавший всю жизнь на госслужбе, не скрывал строительства спорткомплекса, даже сам присутствовал на торжественном открытии. А рядом с ним в этот момент стоял тот же Икрамжан Илмиянов («Шофёр», см. упоминание выше).

 

На вопрос о том, на какие деньги построен спорткомплекс элитного класса, брат чиновника, депутат от партии СДПК Искендер Матраимов ответил, что у их семьи есть некий благотворительный фонд, куда поступали пожертвования. Они, мол, и послужили основным капиталом для строительства.

 

Раим Матраимов считается одним из самых скрытных чиновников, он еще ни разу никому не давал интервью и не делал никаких заявлений. Он живет по правилам «чёрных», считающих тех, кто контактирует с журналистами, стукачами.

 

В 2011 году интернете была распространена аудиозапись, в которой члены временного правительства обсуждали снятие Матраимова с поста начальника таможни по южному региону. В разговоре звучало, что Матраимов заплатил $400 тысяч долларов, чтоб сохранить себе кресло. Если допустить, что он контролирует весь сбыт контрабанды из Афганистана на север, то наверняка такую сумму отдать ему было не жалко.

 

Семетей Талас уулу согласен с мнением, что сейчас уже нет особой разницы между чиновниками и членами ОПГ. Но все же одно различие между ними он отмечает: «Сегодня члены организованных преступных группировок услужливы чиновникам. Чиновники контролируют практически все финансовые потоки во всех отраслях, начиная от наркоторговли и кончая теневым товарооборотом страны. А криминальный мир – в роли их правой руки – держит всю созданную чиновниками систему на плаву», - говорит журналист.

+1
    3 011