Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Политика

Союз меча и орала: в Казахстане наблюдается сращение национал-патриотической и оппозиционной повестки

Жанар ТулиндиноваИА-Центр
17 апреля 2018

Прошедший на прошлой неделе в Брюсселе форум оппозиции «Новый Казахстан» оброс массой толкований, слухов, взаимных обвинений и скандалами. Основная часть дискуссий развернулась вокруг того, кто, какие силы являются истинными выгодополучателями брюссельского мероприятия. Однако, помимо поиска «кукловода», любопытным, на наш взгляд, является персональный состав участников форума, который свидетельствуют об изменениях в биоразнообразии казахстанской оппозиции.

 

И изменения эти не только поколенческие, но и идеологические. Примечательно, что в Брюссель не была приглашена старая добрая, теплая ламповая казахстанская оппозиция в лице Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП), зато практически в полном составе прибыли национально ориентированные лидеры общественного мнения – Айдос Сарым, Дос Кушим, Расул Жумалы, Серикжан Мамбеталин. Таким образом, при создании нового оппозиционного бренда, по сути, произошло сращение оппозиционной и национал-патриотической повестки.

 

На это обратил внимание казахстанский политолог Марат Шибутов, который написал в своем аккаунте на Фейсбуке следующее: «Весь 2017 год ездить в составе информационно-пропагандистской группы по разъяснению президентской программы «Рухани Жангыру», а в 2018 году ехать в Брюссель «создавать новую оппозицию». Как тебе такое, Илон Маск?». Очевидно, что политолог намекал на представителей национал-патриотического спектра общественной мысли, принявших участие в брюссельском слете.

 

Впрочем, повторимся, что основные страсти развернулись вокруг вопроса об инициаторе и источнике финансирования мероприятия. Тут было озвучено несколько версий.

 

Согласно первой форум в Брюсселе был организован и профинансирован экс-акимом Атырауской области Бергеем Рыскалиевым. Объявленный в 2013 году в межгосударственный розыск по подозрению в совершении коррупционных и экономических преступлений, а также в пособничестве терроризму бывший высокопоставленный чиновник долгое время не проявлял публичной активности. Однако в начале апреля учредитель и главный редактор сайта Kazakhstan 2.0 Ирина Петрушова упомянула его в качестве организатора форума «Новый Казахстан».

 

В пабликах в социальных сетях появилось даже объяснение мотивов беглого чиновника. Якобы полтора месяца назад Бергея Саулебаевича вызвали на допрос в Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции по делу об организации и руководстве ОПГ. И вот, дабы обеспечить себе прикрытие и статус преследуемого по политическим мотивам экс-аким инициировал создание нового оппозиционного движения. «Если у Аблязова получилось, почему не сработает у Бергея?», - задаются резонным вопросом авторы паблика.

 

Впрочем участник форума, оппозиционный политик и общественный деятель Амиржан Косанов опроверг эти слухи, написав на своей странице в Фейсбуке, что Рыскалиев «не приглашен и не будет участвовать во встречах в Европарламенте. Тем более, он не занимается финансированием, все участники едут за свой счет».

 

Вторая версия

 

Ее озвучил казахстанский журналист Сергей Дуванов. По его мнению, новая оппозиционная сила вполне может быть единоличной задумкой бывшего премьер-министра РК Акежана Кажегельдина, стремящегося, таким образом, заявить о своих политических амбициях, а заодно заручиться поддержкой казахстанских властей. «Кажегельдин решил, что пришло время напомнить о себе и, создав свою партию, начать позиционировать себя в качестве одного из претендентов на власть… Видимо, посчитав, что в нынешних условиях новая оппозиция даже выгодна Акорде, которая, зная его недружеские отношения с Аблязовым, будет заинтересована в его появлении», - пишет Дуванов.

 

Третья версия

 

Третья версия озвучивалась в основном группой поддержки беглого казахстанского банкира Мухтара Аблязова. Дескать, брюссельский форум – это проект Акорды, созданный для противовеса аблязовскому Демвыбору Казахстана – запрещенной в Казахстане организации. «Понятно, что основная миссия этого мертворожденного новообразования – мешать Аблязову, заниматься дискредитацией и расколом», - написала в своем аккаунте на Фейсбуке пресс-секретарь Аблязова Жанар Ахметова, известная также как Жанна Бота.

 

Надо сказать, что участники форума и сочувствующие брюссельскому собранию – Амиржан Косанов и известный журналист Гульжан Ергалиева, не поехавшая на мероприятие, но заочно благословившая его, – своими публичными высказываниями частично подтвердили версию аблязовских сторонников. Слишком уж настойчиво они акцентировали мысль о необходимости поддержки «здоровых политических сил» и создания «конструктивной оппозиции» - видимо, в противовес «нездоровым политическим силам» и «неконструктивной оппозиции» в лице Аблязова.

 

Казахстанский политолог, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»Андрей Чеботарев в интервью интернет-газете Zona.kzтакже предположил, что новый проект может быть интересен казахстанским властям. Но отнюдь не для того, чтобы «насолить» Аблязову, а чтобы сформировать таким образом пул переговорщиков на случай возникновения протестов и кризисов.

 

«Элите нужна оппозиция как посредник между ней и народом. Потому что когда наступит какой-нибудь «час икс» и критический момент – к кому бежать? Кого звать? Если вспомните 2016 год, когда прошли земельные митинги и власть столкнулась не с какими-то оппозиционными партиями, а с выплеском народного гнева… К кому потом она обратилась? Обратилась к тем же представителям национально-патриотического спектра, к той же ОСДП, к гражданским активистам, которых они смогли усадить за стол. Потому что надо было спасать ситуацию. За счет кого? Между тем сейчас активных персон, которые могут быть такими посредниками, становится все меньше и меньше», - констатирует политолог.

 

Таким образом, создание нового проекта на оппозиционном поле, в том формате, который был заявлен в Брюсселе, помогло бы этим немногочисленным уцелевшим оппозиционным кадрам не зачахнуть и не сгинуть в забытьи.

 

«Если форум продолжит свою работу, то в принципе – это хорошая тенденция. Она дает возможность той прежней оппозиции, которая была активна, но в силу тех или иных обстоятельств оказалась вытеснена, получить новое дыхание и проявить себя. И плюс, как мы видим, идет объединение разных поколений – в основном представителей либеральных и национально-патриотических взглядов, идей и ценностей», - говорит Чеботарев.

 

Четвертая версия

 

Наконец казахстанский общественный деятель Петр Своикв интервью той же интернет-газете Zonakz указал в качестве интересанта брюссельского слета казахстанской оппозиции Евросоюз. Напомним, что в рамках форума состоялось несколько встреч с депутатами Европарламента. По мнению Своика, у Брюсселя есть заинтересованность в контактах с казахстанской оппозицией ввиду отсутствия взаимопонимания с Москвой. Это во многом объясняет, почему среди участников форума преобладали общественные деятели национал-патриотического спектра и последовательные противники участия Казахстана в евразийских интеграционных проектах. Привлечение казахстанской оппозиции с антиевразийскими взглядами могло бы быть частью долгосрочной политики Брюсселя.

 

Примечательно, что организаторы и участники форума подчеркивали, что на мероприятии не шла речь создании политического движения или объединения, оппозиционного действующему казахстанскому президенту. По их словам, главным предметом обсуждения стал «постназарбаевский» период.

 

«Мы не говорим о борьбе с нынешним режимом. Мы сегодня говорим о том, что в Брюсселе собрались лидеры общественного мнения, представители правозащитных организаций, политики, деятели зарубежной оппозиции, видные журналисты - люди, понимающие, что в Казахстане в обозримом будущем в силу возраста президента наступит транзитный период. Эти люди едины во мнении, что гражданскому обществу, для того, чтобы пройти этот период без хаоса, нужен инструмент. Этот инструмент - конституция. И мы собрали форум для ее обсуждения», - подчеркнул в интервью Deutsche Welle руководитель «Загранбюро казахстанской оппозиции» Серик Медетбеков.

 

Отметим, что проект новой конституции на публичное обозрение вынесен не был, зато в соцсетях, на странице «Загранбюро казахстанской оппозиции», появился проект закона «Постназарбаевский период», суть которого сводится к старой доброй и незамысловатой люстрации.

«Все эти годы независимости Казахстана чиновники от органов государственной власти (государственных органов), выполняя свои должностные (служебные) обязанности, руководствовались не законами, а незаконными указаниями высшего руководства государства, либо корыстными интересами. Именно поэтому первыми шагами новой законодательной власти Казахстана должно стать очищение власти», - пишут авторы амбициозного законопроекта.

 

Однако в итоговую рефлексию брюссельского мероприятия эти угловатые и воинственные формулировки не попали. Зато в ней прозвучало немало высокопарных фраз о гражданской ответственности за будущность Казахстана, о памяти предков и будущих поколениях.

 

«Было очень важно, что представители разных поколений и идеологических направлений смогли собраться вместе, сверить часы, обменяться мнениями и обсудить озвученную повестку. Порадовало, что, несмотря на все различия, участники встречи пришли к пониманию своей человеческой, гражданской и поколенческой ответственности за происходящее в Казахстане и его будущность. Эти вопросы нельзя отдавать на откуп узкому кругу чиновников и олигархов. Жизнь гораздо более многогранна, и отсутствие выбора не просто ущербно, но и опасно непредсказуемыми и непоправимыми последствиями. Более того, это несет прямую угрозу нашей Независимости, Казахской Государственности и целостности страны. Было бы преступлением перед памятью предков и будущими поколениями не попытаться честно думать, открыто говорить и что-либо сделать, как велит честь, совесть, достоинство и здравый смысл», - написал после завершения форума на своей странице в Фейсбуке Амиржан Косанов.

 

Остается только гадать, о какой преемственности поколений там много говорили на форуме, поскольку возрастной разрыв между его участниками составляет максимум 10-15 лет. К молодому поколению можно отнести разве что лидера республиканского движения «Болашак» Даурена Бабамуратова. И само движение, и его глава известны своими неоднозначными, крайне консервативными и охранительными взглядами. В 2014 году на волне скандала вокруг алматинского гей-клуба «Студия 69» Бабамуратов обращался к депутатам Мажилиса с требованием принять закон «О запрете пропаганды ЛГБТ в Казахстане», который никак не коррелируется с ценностями Евросоюза и Европарламента, с представителями которого встречались участники брюссельского мероприятия. Также республиканское движение стояло за созданием такого любопытного объединения как союз девственниц Казахстана.

 

Впрочем, появление в качестве преемника традиций казахстанской оппозиции столь заядлого «уятмена» довольно симптоматично. Возвращаясь к заявленному в начале статьи тезису о сращении национал-патриотической и оппозиционной, протестной, повестки. Тут важно уяснить: идет ли речь о том, что в национал-патриотической среде усиливаются протестные настроения, или о том, что это оппозиция дрейфует в сторону национал-патриотической идеологии.

 

Судя по расплывчатым заявлениям, которыми увенчался форум «Новый Казахстан», речь идет о втором сценарии. Национал-популистская риторика, как прикладной инструмент построения диалога с массами на случай протестов и общественных кризисов, все больше задвигает на второй план «профессиональную» оппозицию, опирающуюся на принципы партийного строительства, создания организационной структуры, необходимости разработки плана социально-экономических реформ. К чему приведет такая примитивизация – догадаться несложно.

-1
    1 572