Сегодня

446,49    475,38    61,66    4,79
Религия
25 сентября 2023

Что читать? Советуют священники... Рекомендации для «захожан» и прихожан

Яна АмелинаРусская планета
25 сентября 2015

Летом обычно не до чтения, но с приходом осени руки сами тянутся к книге. Год литературы выходит на финишную прямую. Однако запутаться можно даже в очень хорошем, причем с самыми добрыми намерениями. Обилие издаваемой сейчас православной литературы порой сбивает с толку, тем более новоначальных. Какие книги стоит в первую очередь прочитать тем, кто только становится из «захожанина» прихожанином? А тем, кто уже освоил «православную азбуку»?.. На эти вопросы отвечают священники самых разных российских епархий со всех концов страны — от Дальнего Востока до Северного Кавказа. Их советы будут полезны не только верующим, но и всем, кто интересуется основами духовной культуры России.

Протоиерей Виктор Горбач, настоятель храма во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского (Южно-Сахалинск):

— Вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Ведь выбор литературы, в том числе и православной, зависит от базового образования человека, намеренного воспользоваться советом. Кому-то из новоначальных можно посоветовать «Закон Божий» Серафима Слободского, а другим предложить, например, «Исповедь» блаженного Августина.

Но, конечно, главное для любого христианина — это чтение и понимание Библии. В этой связи я считаю очень полезными толкования книг Священного Писания протоиерея Олега Стеняева. Отец Олег обладает редкой способностью посредством простых и понятных образов показать актуальность Священного Писания в жизни каждого человека, его книги пробуждают интерес к чтению и изучению Библии.

Следующим шагом может стать чтение толкований Священного Писания Феофана Затворника и других книг этого святого. Вот небольшая цитата из его «Письма 1121», написанного 29 апреля 1878 года и звучащего очень современно: «Вера — не всезнание, а лишь верное знание и обладание тем, что необходимо для спасения. Вера спасает, и мудрецами делает лишь в деле спасения. Прочая мудрость бывает ли при ней или не бывает — дело безразличное».

Интересно читать воспоминания и дневники подвижников благочестия XIX–XX веков. Среди них хочется отметить сочинения и дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского и письма игумена Никона (Воробьева). Очень полезно постоянно возвращаться к чтению житийной литературы, особенно о древних подвижниках.

Я живу на Дальнем Востоке и поэтому, пользуясь такой возможностью, хотел бы порекомендовать небольшую по объему, но очень глубокую по содержанию книгу нашего величайшего миссионера, равноапостольного Иннокентия (Вениаминова) «Указание в Царство Небесное». По своему жанру она — миссионерский катехизис. «Люди не для того сотворены, чтобы жить только здесь, на земле, подобно животным, которые по смерти своей исчезают; но для того единственно, чтобы жить с Богом и в Боге, и жить не сто или тысячу лет, но жить вечно, — пишет он. — А жить с Богом могут одни только христиане, то есть те, которые право веруют во Иисуса Христа. Всякий человек, кто бы он ни был, желает и ищет себе благополучия и счастия. Желать себе добра и искать благополучия или блаженства есть врожденное чувство человека, и потому это не есть грех или порок. Но надобно знать, что здесь собственно, на земле, не находилось, не находится и никогда не найдется истинного и совершенного счастия и благополучия, ибо все наше благополучие и блаженство находится только в Боге: никто и никогда без Бога или вне Бога не найдет истинного счастия и совершенного благополучия».

Иерей Илья Мотыка, церковь преподобного Серафима Саровского (Саранск, Мордовская митрополия):

— Действительно, сейчас огромное количество православной литературы. Но есть ряд книг, которые не помешало бы прочитать любому новоначальному. В первую очередь это работы дореволюционного сельского пастыря, протоиерея Григория Дьяченко. Простым и доступным языком он излагает основы христианского вероучения в книге «Катехизические чтения». Обязанности христианина хорошо изложены в его книжке о таинстве исповеди. Нельзя оставить без внимания и «Нравственное богословие для мирян» протоиерея Евгения Попова — популярное толкование заповедей Божьих. Но моим самым любимым автором является митрополит Вениамин (Федченков). У него есть замечательный биографический очерк «Всемирный светильник» о преподобном Серафиме Саровском.

Священник Димитрий Сизов, руководитель Кряшенской духовной миссии (Республика Татарстан):

— Христианская библиотека огромна по объему и тематике. Но среднестатистический прихожанин, по моим ощущениям, на протяжении жизни довольствуется лишь вероучительной и нравственно-аскетической литературой. Если брать в расчет только эти две области, то рекомендуемые мной книги — «Таинство веры» митрополита Илариона (Алфеева) и «Православная психотерапия» греческого митрополита Иерофея (Влахоса). Эти книги полезны, прежде всего, систематизацией подаваемого материала, что очень важно для людей, не получивших систематического богословского образования. После их прочтения появляется цельное, а не отрывочное, фрагментарное представление об изучаемом предмете. Первая книга поможет человеку ознакомиться с вероучением Церкви, изложенным современным и доступным языком, вторая даст представление о духовной жизни, о ее сути, о ее периодах и встречающихся на этом пути ошибках.

Иерей Владимир Шалманов, руководитель информационно-издательского отдела Георгиевской епархии (Ставропольский край):

— И прихожанам, и «захожанам», и «ищущим» очень рекомендую две книги известного проповедника, миссионера и богослова, протоиерея Геннадия Фаста — «Кто же Сей? Книга об Иисусе Христе» и «Кто Она для нас? Книга о Пресвятой Богородице». В первой с разных сторон рассмотрена личность Иисуса. Достаточно просто ознакомиться с оглавлением, чтобы понять, насколько интересной для современных христиан будет эта книга. Не могу удержаться от перечисления ее разделов: «Христос пророческий», «Христос в библейских символах», «Христос — Сын Человеческий», «Христос — Сын Божий», «Христос апокрифов», «Иисус ислама», «Христос исторический», «Христос — Учитель», «Христос — Чудотворец», «Христос — Спаситель», «Христос и Церковь», «Христос таинственный», «Христос в иконографии», «Христос и антихристы», «Христос грядущий». Во второй книге отец Геннадий дает ответы на все важные вопросы о Богородице, обращая при этом внимание читателя на те моменты, которые не являются предметом православной веры и частью церковного Предания. Обе книги написаны теплым, живым и понятным языком. Знакомство с ними поможет не только систематизировать религиозные познания, но и ощутить личную связь с православием.

Священник Святослав Шевченко, настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской (Благовещенск):

— Из святоотеческой литературы я однозначно посоветовал бы «Душеполезные поучения» Аввы Дорофея. Он очень доступным языком, на примерах показывает сущность христианства. Также всегда хорошо иметь под рукой «Толкование на Евангелие» блаженного Феофилакта Болгарского, который не просто боговдохновенно толкует, но и вводит читателя в исторический контекст евангельских событий. Например, поясняет, почему Христос выбрал для своих притч образ Царства Божия как брака. Объясняет он и детские игры, и обычаи еврейского народа, из которых Спаситель брал примеры для притч.

Из православной художественной литературы нужно, несомненно, начать с «Отца Арсения» неизвестного автора. Здесь описана жизнь подвижника веры, который, несмотря на нечеловеческие условия сталинских лагерей, сумел не просто остаться человеком, но и помогал другим сохранить в себе образ Божий. Обязательно советую присовокупить к этому бестселлер «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова). Там рассказывается о наших современниках, которые способны перевернуть представления о священниках и монахах.