Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Религия
25 сентября 2023

Больше мечетей, больше ли духовности?

Азамат ИбраевНомад
10 марта 2016

Фото: Русские в КазахстанеНа сегодня в мире насчитывается более 3 600 000 мечетей. Казахстан внес в это достижение практически непосильную лепту, и по некоторым данным, по числу культовых сооружений опередил другие страны постсоветской Азии. Однако не все рады побитому рекорду, кроме того, эксперты задаются вопросом: означает ли рост количества мечетей автоматически и рост духовности и культуры?

Несколько лет назад бывший председатель Агентства РК по делам религий Кайрат Лама Шариф отметил довольно неоднозначный факт. Из 3 244 культовых сооружений, расположенных на территории республики, 2 320 являлись мечетями, что вывело Казахстан на первую строчку в этом своеобразном соревновании. Мы далеко обогнали Азербайджан и Туркменистан, на несколько сотен мечетей опередили Кыргызстан и даже Узбекистан с его населением под 30 млн человек. Любопытно, что данные по количеству сооружений, предназначенных для молитв, публикуются не так часто, поэтому за динамикой следить сложно. Тем не менее, на момент получения независимости во всем Казахстане имелось лишь 68 мечетей. По данным акимата Алматы, только в этом городе к 2015 году построено 42 мечети, тогда как в год распада Союза их было всего две. Стали ли казахстанцы за счет религиозного рекорда более культурными, духовными, воспитанными и просветленными? На этот вопрос, вполне вероятно, каждый может ответить самостоятельно. Есть, однако, показатель, дающий понять – не все чувствуют себя счастливыми, находясь рядом с объектами культа. Городские службы регулярно регистрируют жалобы на исполнение слишком громких молитв, нарушающих предутренний сон. Закон, важно отметить, здесь однозначен: с 23 часов по 6 часов утра использование электронных устройств усиления звука или иных громкоговорителей запрещено. Кроме того, закон предписывает в случае проведения религиозных мероприятий в местах общего пользования или жилых домах обязательно соблюдать права и интересы граждан, находящихся в непосредственной близости. Это означает, что вы можете призвать собрание иеговистов молиться потише и точно также можете рассчитывать на то, что в пять утра ваш район не будет оглашаться звуками намаза. Между тем, жалобы продолжают поступать, особенно в Алматы, где недавно построенные мечети находятся прямо в жилых районах.

Как рассказывают пострадавшие, зачастую имамы не внемлют устным просьбам, заявляя, что их прихожане, даже живущие далеко, должны слышать призыв. Либо вопрошают недовольных: "разве вы не мусульмане, почему жалуетесь?"

Помимо прочего, по некоторым свидетельствам, через громкоговоритель у нас доносится не только намаз, как в странах Ближнего Востока, но и некоторые проповеди. Работникам акимата достаточно часто приходится разъяснять имамам политику светского государства и права не настолько религиозных граждан. Кстати, на первый взгляд невинная подтасовка фактов в переписи населения сегодня играет с противниками шума по утрам злую шутку. Так, согласно данным переписи, более 70% граждан Казахстана являются мусульманами. Религиоведы многократно критиковали огульное записывание всех представителей "исконно мусульманских" этносов в графу адептов ислама, но как не трудно заметить, число официальных мусульман точно совпадает с числом казахов и других азиатов в РК, ровно как количество православных приближается к 23%, а именно такое количество славян зафиксировано в нашей стране. Подход довольно далекий от научного, кроме того, социологи подчеркивают: даже отвечая утвердительно на вопрос о вере, люди, в основном, выступают против вмешательства религии в повседневную жизнь. Но возражать имаму, вооруженному подобным аргументом о поголовной исламизации, очень тяжело.

Что касается проповедей через громкоговоритель, то нужно привести свежие разъяснения одного из ответственных работников акимата. Итак, почему же мы святее папы Римского, то есть мусульман Турции и других крайне религиозных стран? Оказывается, все дело в том, что, по мнению местных властей, некоторые наши верующие нуждаются в сдерживании радикальных порывов. "Есть тематика службы, которую утверждает Духовное управление мусульман Казахстана. У нас, к сожалению, есть проблема того, что молодые люди начинают интересоваться войной в Сирии и им начинают вбивать в головы, что это правильная война правоверных с неверными и прочее. В таких случаях и возникает необходимость проводить в мечетях профилактическую беседу, имамы разъясняют, что является войной в Сирии, мы разъясняем через имамов, что правильно вести мирный образ жизни. Вот и получается, что эти профилактические беседы слышит через динамики вся округа. Они вынуждены это делать, чтобы как можно меньше наших граждан увлеклись не нужной им войной", – пояснял работник акимата в интервью одному из СМИ. Собственно, власти легко понять – чем больше мечетей, чем больше народу вовлечено в официальный ислам, тем проще контролировать процессы, протекающие в религиозной среде. Мечеть – не тайное сборище на квартире, а имама можно вызвать и провести профбеседу, узнать настроения паствы и т.д. Поэтому очевидно число сооружений культа в Казахстане будет только увеличиваться. К тому же, эта тенденция явно носит общемировой характер. Во Франции при количестве мусульман, оцененном в свыше 2 млн человек, работает 2 200 мечетей. Эксперты прогнозируют, что в скором времени их число подскочит вдвое, в основном из-за возрастающей потребности верующих. Именно в Европе, утверждают специалисты, в 2009-2015 годах произошли наиболее ярко выраженные конфликты между жителями одного района или квартала, разделенными по религиозному признаку. В ФРГ, Франции, Великобритании и других странах причиной конфликтов, даже кровавых столкновений всегда становился слишком громкий намаз и нежелание граждан принудительно его слушать. В итоге европейские власти в ряде стран вынесли постановление о запрете использования уличных громкоговорителей (за исключением официальных религиозных праздников и то лишь с 10 до 12 часов утра).

Довольно поучительное решение, перенятое также властями Индии, где соседствуют представители ислама и индуистских верований. При этом "запрет на звук" введен для всех конфессий без исключения. Возможно, нам помог бы, к сожалению, мало реализованный на практике, опыт соседней Киргизии. Столкнувшись с проблемой намаза, тамошние власти решили несколько оптимизировать количество мечетей, вынести их из жилых кварталов, и вместо небольших сооружений строить крупные соборные мечети, вмещающие тысячи прихожан – но за городом. Опыт, повторимся, остался в основном на бумаге, так как в Кыргызстане, как и в Казахстане, существует освященная временем традиция, когда каждый бизнесмен, расщедрившийся на постройку мечети, возводит ее буквально там, где захочет. Зачастую – в родном ауле или районе, не особенно согласовываясь с потребностью территориальной единицы в очередном молитвенном доме. Судя по растущим цифрам статистики, до упорядочивания благотворительности на культовой почве мы дозреем еще не скоро.

Так стали ли мы духовней, побив духовно-строительный рекорд? Можно, допустим, привести пример южного Казахстана, в котором число мечетей поистине огромно. В одной ЮКО их количество приближается к тысяче, для сравнения, в Атырауской области всего около 30 мечетей. Именно южные регионы в конце предыдущего года и начале нынешнего поразила эпидемия брошенных младенцев – детей выбрасывали в туалетные ямы, "забывали" где угодно, вышвыривали из машин на полном ходу. Точно также в южных и западных областях, где традиции – и мечети – идут в рост, число преступлений педофилов возросло на 50% и более. Судя по всему, данный сектор духовности никак не регулируется с помощью количественных рекордов, нужны и качественные. Кроме прочего, сегодняшние дети во многих семьях приобщаются к религии в раннем возрасте, чему весьма способствует обилие упомянутых объектов культа. Однако на нравственности этот факт не отражается. Так, согласно опросам, проведенным Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в РК, 64% казахстанцев получили первый сексуальный опыт в школьном возрасте. И если в 2010 году количество случаев нежелательной беременности составляло 28,3 на 1000 девочек в возрасте 15-19 лет, то в 2014 был зарегистрирован показатель 34,7 в этой возрастной группе. Ну а если затронуть сферу образования… впрочем, наверное, не надо о грустном?