Последние новости


Становление Русской Православной церкви в Туркестане: принцип невмешательства

4 ноября 2016
622
1
Становление Русской Православной церкви в Туркестане: принцип невмешательстваОсновополагающим принципом церкви всегда было стремление к установлению добрососедских отношений с мусульманами, - историк

В этом году исполняется 145 лет со дня образования Среднеазиатской епархии с центром в Ташкенте. В честь этой знаменательной даты историк и преподаватель Духовной семинарии Юрий Флыгин выступил с докладом «Принцип веротерпимости в утверждении российской гражданственности в Туркестане» на Международных научно-богословских Свято-Антониевских чтениях.

- Интеграция Средней Азии в Российскую империю была сложным процессом, включавшим в себя как завоевание, так и добровольное присоединение. Эта тема вошла в топ списка научно-исторических дискурсов по историографии Центральной Азии. Надо отметить, что освещение темы страдает тенденциозностью и измышлениями, - признался историк.

Он заметил, что стандартные обвинения Русской православной церкви в проводимой политике христианизации среди местного населения, как правило, не имеют под собой фактологической доказательной базы. Напротив, Флыгин утверждает, что стремление русского духовенства сосуществовать с туркестанскими мусульманами сыграло большую роль в установлении добрососедских отношений между переселенцами и местным населением.

- Востоковед и исламовед Василий Бартольд писал, что политика российских властей по христианизации проводилась без насильственных мер. В ней использовалось преимущественно привлечение людей при помощи экономических льгот, - рассказал он.

Историк напомнил, что доказательством того, что главная составляющая российской жизни - веротерпимость, является тот факт, что на территории страны никогда не было религиозных войн. Он заявил это с пояснением, что все межнациональные конфликты имели, как правило, экономическую или политическую природу.

- Это был период глобального объединения с Центральной Азией, и без учета национального фактора не вышло бы построить отношения. Я цитирую статью закона Российской империи: «Свобода веры присвояется не только христианам, в том числе и европейского толкования, но и евреям, магометанам, и язычникам». Это способствовало успешной интеграции, - пояснил Флыгин.

В качестве доказательства историк рассказал о принципе «игнорирования ислама», сформулированном первым генерал-губернатором Туркестанской области Константином Кауфманом. Флыгин отметил, что это название не отражает истинной сути, заложенной в принцип его автором: невмешательства в дела веры и равного отношения к представителям любых конфессий.

- Позиция Кауфмана соответствует нынешнему положению об отделении религии от государства. Она исключала какое-либо вмешательство властей в дела религии, и наоборот: не позволяла исламскому духовенству заниматься делами госуправления, - растолковал преподаватель.

Не менее важной была вторая часть политики первого генерал-губернатора: запрет на миссионерство. Поэтому случаев обращения в православие среди местного населения было мало – счет на десятки, а причинами для этого у центральноазиатских мусульман служили только личные побуждения религиозного или экономического характера.

- Многие в своих измышлениях ссылаются на факт существования Православного миссионерского общества. По факту же оно было учреждено для духовного укрепления православных христиан и противостояния сектантам. Архиепископ Антоний Абашидзе недаром говорил, что миссионерство в Средней Азии бесперспективно, - поведал Флыгин.

Он признался, что миграционные процессы, ведущие к тому, что в Кыргызстане остается все меньше православных, тревожат его, и как христианин желал бы укрепления церкви в регионе.

- Боюсь, если когда-нибудь в храм будет некому ходить. Позиция церкви должна укрепиться проведением социальной работы. Димитрий Абашидзе еще в начале прошлого века говорил: «Прошли те времена, когда на вопрос прихожанина можно было ответить «так нужно верить». Отныне пастырь должен растолковать». Нужно радеть об образовании духовенства, - заключил преподаватель семинарии.

Владыка Даниил, епископ Бишкекский и Кыргызстанский согласился с историком в том, что священнослужителю стоит расширять сферу влияния знаниями и добрыми делами.

- Сегодня сложилась такая ситуация, что не прихожане приходят к пастырю, а пастырь должен идти к людям: в прямом и переносном смысле, - отметил он.

Международные научно-богословские Свято-Антониевские чтения прошли в Бишкеке 2-4 ноября 2016 года. Впервые они прошли в столице Кыргызстана в 2012 году.

Ольга Федорчук | Вести.кг
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
Читайте также:
Комментарии:
  1. Аватар

    МОИ СТИХИ

    Небесная Царица и Сын ее святой.

    Святая мать да Сын посланник Бога.

    Невинное дитя всего народа.             &
    nbsp;         

    Двенадцать Ангелов над ней.

    Чтят Отчима блаженного Отца.

    И Бога милосердия над людьми.

    В истине единый Бог Творец.             &
    nbsp;            

    Младенец говоривший в Храме.

    И рядом мать желанная среди всех Жен.

    Святая Дева среди Мужей.

    Смиренных перед Богом.

     

    Мои Стихи.Стихи.ру.Автор.

    Руслан. Байрамов.


    Цитата Ответить
Добавить комментарий
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Как вам новый дизайн сайта?