Сегодня

443,85    474,3    61,25    4,8
Общество
Вчера, 05:50

Казахи и русские: чего было больше в нашей общей истории – хорошего или плохого?

По материалам Central Asia Monitor
2 октября 2018

Коллаж: © Русские в КазахстанеПочти три столетия казахи и русские жили в едином политическом и экономическом пространстве – в составе сначала Российской империи, а затем Советского Союза. Сайт Central Asia Monitor попросил известных казахстанских экспертов высказать свое мнение по этому поводу, адресовав им следующие вопросы:

 

  1. Что позитивного дало казахам это совместное проживание?
  2. Какие можно было бы вспомнить негативные моменты?
  3. Смогло ли казахское общество за годы суверенной истории выработать более или менее объективный взгляд на нашу совместную историю? Или это предстоит сделать будущим поколениям отечественных исследователей?
  4. Насколько это важно сделать с точки зрения как будущего казахской государственности, так и перспектив наших взаимоотношений с Россией?

 

Портал «Русские в Казахстане» приводит отрывок из этого материала с ответами на выперечисленные вопросы историка Нуртая Мустафаева

 

Ближний сосед лучше дальней родни

 

1. Скажем так, позитивного было немало. В составе Российской империи, а затем Советского Союза казахи перешли к оседлости, освоили земледелие разной направленности, урбанизировались. Получили развитие промышленность, сельское хозяйство, культура.

 

В период нахождения в орбите Российской империи имели место и общие негативные моменты, связанные с тем, что с середины 1860-х в политико-правовом отношении Казахстан стал колонией. Соответственно была дискриминация в политико-правовом и, как следствие, в экономическом плане. Тем не менее, прогресс в различных сферах жизни казахов (пусть и не столь значительный, как в советский период) был очевиден. Во второй половине XIX века появились первые светские (нерелигиозные) казахские школы и газеты. На базе русского образования происходило становление первых казахских просветителей Чокана Валиханова, Абая Кунанбаева, Ибрая Алтынсарина и других. В начале XX века получила развитие местная казахская пресса, формировалась казахская интеллигенция, прежде всего алашская.

 

Вопреки представлениям современных мифотворцев, алашская интеллигенция была не традиционалистско-мусульманской и антироссийской, а западнической и пророссийской. Движение, а затем партия «Алаш» были близки к российской партии кадетов (Конституционно-демократическая партия, именовавшаяся  иногда Партией народной свободы). Ее бессменный лидер Алихан Букейханов относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахов, которое «видит будущее киргизской [казахской] степи в сознательном претворении западной культуры – в самом широком смысле этого слова» и «возьмёт за образец... в частности Партию народной свободы».

 

Депутат II Государственной думы Мухамеджан Тынышпаев в письме от 8 апреля 1907 года заявлял: «Меня почему-то считают левым или даже крайне левым. Мне незачем скрывать своей политической физиономии – я кадет, а не левый … Я везде и всюду искал примирения интересов общественных и киргизских [казахских], и программа кадетов вполне разрешает этот вопрос».

 

Советский период кардинально отличался от эпохи Российской империи. Со времён так называемой «горбачевской перестройки» либеральная интеллигенция, немало посодействовавшая развалу СССР, ввела в оборот ненаучные, рожденные собственными комплексами субъективно-психологические определения типа «совок», «застой». Между тем, ежегодные темпы экономического роста в 1964-1982-х составляли 10-12%. И именно в тот период были введены в строй тысячи заводов, Союз стал лидером в освоении космоса. Разработки советских ученых в физике, химии, других отраслях науки были самыми передовыми, прорывными в мире. В литературе, кино созданы шедевры, рядом с которыми и близко не стоят достижения современных писателей, кинематографистов, других деятелей культуры России, Казахстана и всех прочих постсоветских стран.

 

В 1960-1980-х годах казахи, казахстанцы стали одним из наиболее образованных народов в мире. Грамотность составляла 99%, почти половина взрослого населения получила высшее образование. Была создана широкая сеть дошкольных учреждений (яслей, детсадов), школ, открывались и функционировали десятки вузов (институтов, университетов). Развивалось профессионально-техническое образование, которое в постсоветский период было разрушено.

 

При поддержке России и российских ученых была создана Академия наук Казахстана, объединявшая десятки научно-исследовательских институтов. Основы АН республики  были заложены в период Великой Отечественной войны, когда в Казахстан эвакуировали десятки НИИ и тысячи ведущих ученых СССР. После окончания войны многие из них  остались жить и работать в Казахстане и внесли весомый вклад в развитие науки.

 

Все ныне действующие крупные промышленные предприятия независимого Казахстана – «Казахмыс», «Кармет», Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат, металлургические заводы Усть-Каменогорска и другие – были построены в советский период. КазГУград, городок «политеха», учебные корпуса и общежития всех крупных  вузов тоже появились в «проклятый» либералами советский период.

 

Всё, что мы имеем сегодня, овеществленное в заводах, фабриках, зерновых комплексах, театрах, киностудии «Казахфильм», театрах, вузах, поликлиниках, больницах, – по большей части, наследие советской эпохи. Даже остатки нематериальной культуры в виде, скажем, методик преподавания в школах и вузах в противовес отупляющим методикам тестирования вроде ЕНТ – тоже наследие, вернее, остатки советской системы преподавания, дававшей глубокие знания, а не «рефлексы собачки Павлова», когда требуется лишь ткнуть пальцем на клавишу компьютера.

 

2. Негативных моментов не столь много, как иногда декларируют публицисты из числа так называемых «этнических активистов». Связаны они больше с периодом включения Казахстана в орбиту Российской империи, а не с советским периодом. После реформ 1867-1868 и 1886-1891 годов и до 1917-го территория Казахстана окончательно превратилась в колонию. Правовой статус, правовое положение местного населения, с одной стороны, и населения метрополии, с другой, были неодинаковы в плане избирательных прав, избираемости, несения воинской и государственной службы, статуса.

 

Ко второй половине XIX века сложились две крупнейшие империи – Британская и Российская. В Центральной Азии развернулось геополитическое соперничество, получившее в научной литературе название «Большая игра». Ведь Британия и Россия проводили в отношении населения присоединенных территорий разную политику. Россия, в отличие от Британии, старалась интегрировать политические элиты местного происхождения. Не было откровенного расизма, продажи туземцев в рабство, кровавых завоевательных походов, жесточайшего подавления протестов, как это было с восстанием сипаев в Индии.

 

Казахские жузы присоединялись к России в форме протектората, что означало сохранение независимости в ведении и обустройстве внутренних дел и передачу внешних функций (дипломатические переговоры, оборона) метрополии. В 1731 году протекторат России приняли правитель Младшего жуза Абулхаир хан и султаны. Позже этому примеру последовал Средний жуз. Причем впоследствии его хан Аблай принял двойной протекторат - и России и Китая, став на деле независимым правителем.

 

В 1846 году российское подданство приняли султаны Старшего жуза. Однако ранее, в начале XIX века, значительная часть территории этого жуза была захвачена и контролировалась Кокандским и Хивинским ханствами - узбекскими государственными объединениями того времени. В соответствии с условиями протектората Старшего жуза российские войска освободили от кокандцев и хивинцев часть территорий Южного и Западного Казахстана (Мангышлак). Из истории известны осада и сражения при взятии Чимкента и Туркестана. Казахи были на стороне и российских, и кокандских войск. Но следует иметь в виду, что Россия вела военные действия против Коканда и Хивы.

 

В любом полиэтничном государстве неизбежны противоречия, которые могут перерасти в конфликты. Ряд эксцессов имел место во время восстания 1916 года в Семиречье и во время гражданской войны 1918-1920 годов.

 

3. Взгляд на историю взаимодействия казахов и русских, Казахстана и России искажался и ранее. Но именно со времён «перестройки» и в постсоветский период получили широкое распространение мифологизация и искажение исторических фактов и процессов.

 

Например, отдельными публицистами, «этническими активистами» постоянно будируется вопрос о голоде (голодоморе) 1931-1933 годов. Однако никакой намеренной политики, «злого умысла» с целью извести казахов путём содействия голоду со стороны центральных союзных органов управления не было. Во время голода начала 1930-х погибло много населения не только в Казахстане, но и в русских регионах Поволжья, в Украине.

 

Архивные документы Партархива (ныне Архив президента РК), ЦГА (Центрального госархива) свидетельствуют: инициаторами, рьяными проводниками форсированной коллективизации кочевых хозяйств, повлекшей голод, были местные казахские партийные кадры, бежавшие «впереди паровоза». Многие из них были репрессированы в 1937-1938 годах и со времён «перестройки» почитаются как выдающиеся деятели.

 

Имеется и множество других примеров искажения истории в угоду политической, националистической конъюнктуре, и их не счесть.

 

4. Не допускать искажения истории в угоду псевдолиберальной (в отличие от реального либерализма XVIII-XIX веков) и этно- националистической конъюнктуре очень важно. Мы это видим на примере современной Украины.

 

В таком полиэтничном государстве, как Казахстан, тем более с учетом его геополитического положения, альтернативы многовекторной политике, похоже, нет. Казахстан, как и любая другая страна, должен исходить из своих государственных интересов.

 

Россия для Казахстана и Казахстан для России – данность, обусловленная географией и историей. У наших стран самая протяженная сухопутная граница в мире – 7 548,1 км.

 

Не следует забывать известную у китайцев, русских, казахов и практически у большинства других народов поговорку: «Ближний сосед лучше дальней родни». По-казахски это звучит так: «Жақын көршіміз алыс туыстан артық».

+6
    2 567