Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Общество

Многодетные в Казахской ССР и в Казахстане: почувствуйте разницу...

Женис БайхожаCentral Asia Monitor
11 февраля 2019

Недавно на «Первом канале Евразия» показывали очередное ток-шоу из цикла «Кешкі кездесу», который ведет Аман Тасыган. Разговор, судя по всему, шел на тему рождаемости в современных казахских семьях. К сожалению, посмотреть передачу целиком не удалось, но, тем не менее, она навеяла некоторые размышления.

 

Рожать или не рожать?

 

… Первую половину дискуссии я пропустил. Когда включил телевизор, в студии говорил какой-то молодой парень. Он признался, что не собирается заводить детей до тех пор, пока сам не встанет твердо на ноги. Ему в довольно жестком и категорично-менторском тоне возразил мужчина лет тридцати в костюме и галстуке. Мол, это в корне неправильная позиция: завтра с тобой может случиться что угодно вплоть до получения увечья, и тогда уже будет не до детей, поэтому надо заводить их сегодня и как можно больше, а работы и возможностей материально обеспечить семью в нашей стране хоть отбавляй (вольный перевод с казахского). Этого мужчину активно поддержал другой участник разговора, который сделал акцент на том, что надо увеличивать численность казахов, а значит, в каждой семье должно быть не меньше десяти детей. Затем свое веское слово сказал присутствовавший в студии мулла. В конце ток-шоу пристыженный молодой парень уже как бы согласился с оппонентами.

 

Эта же тема, пусть и немного в другом ракурсе, всплыла в социальных сетях после трагедии, случившейся в Астане, где ночной пожар унес жизни пяти малолетних сестер. Кое-кто возложил вину на родителей, которым, дескать, «не следовало заводить столько детей, не имея на то соответствующих материальных и бытовых условий». Другие, и их было подавляющее большинство, винили во всем власть, которая, как они считают, довела многодетные и малообеспеченные семьи до такого состояния, что им приходится жить во времянках, а родители вынуждены работать по ночам, оставляя малышей без присмотра.

 

Конечно, везде и во все времена главную ответственность за жизнь, здоровье и благополучие детей несли и несут их отцы и матери. Но и государство, позиционирующее себя как социальное (это записано в самой первой статье Конституции РК), должно поддерживать многодетные семьи, исходя, разумеется, из своих возможностей и не поощряя иждивенческие настроения. Тем более когда речь идет о стране с огромной территорией и относительно малочисленным населением. Мы видим, как пытаются стимулировать рост рождаемости, например, в соседней России, где начисляется материнский капитал (в этом году его сумма составляет 453 тысячи рублей, или примерно 2,6 миллиона тенге) и действуют другие социальные гарантии.

 

Впрочем, зачем ходить далеко за примерами? Представители старшего поколения хорошо помнят, какая поддержка оказывалась многодетным семьям в нашей республике, которая тогда называлась Казахской ССР. И сегодня, полагаю, будет нелишним рассказать об этом, а заодно сравнить с днем сегодняшним. Причем прибегнув к языку цифр и фактов, чтобы было максимально наглядно.

 

Тогда и теперь

 

… Почти полвека, с начала 1940-х до конца 1980-х, в СССР действовал так называемый налог на бездетность: холостяки и семейные пары, не имевшие детей, отдавали 6 процентов от своей зарплаты. Я как-то подсчитал, что до рождения первого ребенка мне пришлось выплатить государству в общей сложности около тысячи рублей, или чуть ли не полугодовой заработок (кстати, примерно во столько же мне обошлась свадьба в ресторане на сотню гостей). Этот налог, который многие считали дискриминационным, – лишь одно из доказательств того, что советская власть пыталась любыми способами добиться роста рождаемости. А по мере повышения уровня жизни в стране усиливалась защита материнства и детства.

 

Как известно, многодетной признается семья, в которой воспитывают четырех и больше детей. В СССР социальная поддержка таких «ячеек общества» осуществлялась с 1944-го. В более поздний период она регулировалась Положением «О порядке назначения и выплаты пособий на детей малообеспеченным семьям», которое было утверждено постановлением Совета министров СССР от 25 сентября 1974 года. В тот период и до середины 1980-х, то есть до начала перестройки, доходы населения и цены были относительно стабильными. Поэтому понятия, подобные нынешним МРП, МЗП, «величине прожиточного минимума» (которые каждый год меняются с учетом инфляции и покупательной способности национальной валюты), тогда не использовались, и в названном документе фигурируют фиксированные суммы.

 

Так вот, согласно Положению, право на получение социальной помощи имели те семьи, в которых средний совокупный доход в расчете на каждого «едока» не превышал 50 рублей в месяц. И если речь шла о семье из шести человек (родители и четверо детей), то минимальным порогом для назначения пособий была сумма в 300 рублей. Это вдвое больше, чем средняя зарплата по Казахской ССР, составлявшая на тот момент около 143-х рублей. Таким образом, практически любая семья, воспитывавшая четверых (не говоря уже о пяти, шести и т.д.) детей, имела право на эти пособия, даже если оба родителя получали среднестатистические, а значит, неплохие доходы. К середине 1980-х, когда средняя зарплата по республике достигла 190 рублей, количество получателей такой помощи уменьшилось, но все равно они составляли подавляющее большинство – порядка 80-85 процентов от общего числа многодетных семей.

 

А что мы имеем сегодня? С прошлого года была введена так называемая адресная социальная помощь нового формата (АСПНФ). Она объединила в себе прежние три вида финансовой поддержки: саму АСП, пособие для малообеспеченных семей, имеющих несовершеннолетних детей, и пособие для многодетных семей. Последнее сохранилось только для тех, кто успел получить «многодетный» статус до 1 января 2018-го. Его размер – 4,16 от МРП. В прошлом году это было 10005, в нынешнем – 10504 тенге ежемесячно, или в среднем по 2,5 тысячи на каждого из малышей, если их в семье четверо. Раза в полтора больше получают семьи, где мать имеет подвеску «Кумис алка» (за шестерых и больше детей).

 

Что же касается многодетных родителей, которые начали обращаться за оформлением пособия после 1 января 2018 года, то они могут рассчитывать только на АСПНФ. Причем при условии, что среднедушевой доход семьи будет ниже 50 процентов от прожиточного минимума. Сегодня этот порог составляет 14849 тенге. То есть семье с двумя родителями и четырьмя детьми пособие могут назначить лишь в том случае, если ее суммарный доход будет не больше 89094 тенге. Выходит, что получателями этой помощи могут быть только родители, каждый из которых зарабатывает в месяц меньше 45 тысяч тенге – при средней зарплате по стране в 174,6 тысячи, если верить официальным данным Комитета по статистике.

 

Трехкратная разница!

 

Прежде чем продолжить, сделаем промежуточный вывод. В Казахской ССР пособия выплачивались даже тем многодетным семьям, где родители имели доходы, не меньшие, чем в среднем по стране, – иными словами, далеко не бедствующим. Тогда как сегодня в Казахстане на них могут претендовать только семьи, отцы и матери которых имеют зарплаты в четыре раза ниже среднестатистической, то есть фактически нищенствуют.

 

Теперь поговорим о размерах пособий. Начнем с АСПНФ. Если суммарный доход рассматриваемой семьи из шести «едоков» составляет 80 тысяч тенге, то она может рассчитывать на помощь от государства в 9094 тенге ежемесячно. При доходе в 70 тысяч размер помощи составит 19094, при доходе в 60 тысяч – 29094 и т.д. То есть в любом случае семья будет иметь в общей сложности (свои кровно заработанные плюс АСПНФ) 89094 тенге. А последняя цифра и есть половина установленной государством величины прожиточного минимума для семьи из шести человек. Повторяю: не прожиточного минимума, а его половины! И если семья зайдет за этот порог, то лишится права на адресную социальную помощь.

 

В Казахской же ССР, согласно упомянутому выше постановлению Совмина, на каждого ребенка выплачивалось по 12, соответственно на четверых – 48 рублей ежемесячно. Возьмем даже самый крайний случай: допустим, каждый из родителей зарабатывал по 70 рублей (для того времени минимальная зарплата), в общей сложности получалось 140, плюс 48 выплачивало государство. Итого 188 рублей. На эти деньги можно было купить 100 кг говядины или оплатить все коммунальные услуги на 20 месяцев вперед. А на что хватит 89 тысяч тенге сегодня?

 

Повторюсь: применительно к Казахской ССР я привел крайний случай. На самом деле подавляющее большинство родителей в «застойные» годы зарабатывало не менее 120 рублей, и даже с такими заработками они, если воспитывали четырех и больше детей, имели право на пособия. Назвать их «малообеспеченными», как говорится в постановлении Совмина, даже язык не поворачивается. Посчитайте: 120 х 2 + 48 = 288 рублей. И сравните с 89 тысячами тенге. С учетом индекса цен на жизненно важные товары и услуги (основные виды продовольствия, коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте) почти трехкратная разница в покупательной способности! Кто-то может сказать, что американские джинсы и финские сапоги стоили тогда примерно столько же, что и месячная зарплата, но речь в данном случае идет именно о жизненно необходимых затратах, о главных потребностях многодетных семей.

 

Разумеется, постановление Совмина распространялось на всю территорию СССР. Но где в тот период был наиболее высокий «коэффициент многодетности»? Вовсе не в России или Украине и тем более не в Прибалтике, а в Средней Азии, Казахстане и Азербайджане. Причем, главным образом, в сельских населенных пунктах этих республик, где проживало преимущественно коренное население. Там «коэффициент многодетности» в 3-3,5 раза превышал среднесоюзный уровень. А значит, именно представители этих этносов были главными «выгодополучателями» от названного постановления. И когда некоторые сегодня говорят о колониальном угнетении жителей национальных окраин, в том числе казахов, то они либо по незнанию, либо сознательно замалчивают примеры подобного рода.

 

Выплеснули ребенка…

 

Кроме того, вспомните «советский соцпакет», направленный на укрепление здоровья и полноценное воспитание подрастающего поколения: бесплатные путевки в детские лагеря и санатории, бесплатные занятия во всевозможных секциях и кружках… А что из этого осталось сегодня? В «нулевые» годы мы даже детских врачей перестали готовить, и только благодаря многолетней настойчивости ведущих педиатров республики во главе с академиком Камалом Ормантаевым в мединститутах начали возрождать эти факультеты. Но какая кадровая «дыра» успела образоваться!

 

Или возьмите жилищный вопрос. Вспоминаю, как то ли в конце 1970-х, то ли в начале 1980-х в Кызылорде рядом с центральной площадью возвели первую девятиэтажку (до этого строили только пятиэтажные дома), и все без исключения квартиры в ней выделили многодетным семьям, которые пользовались привилегиями при распределении жилплощади. Да, сегодня они тоже имеют определенные льготы и могут получить жилье бесплатно, но строят для них гораздо меньше, чем в советские годы.

 

Приведу данные, взятые из официальных источников. В ходе 9-й пятилетки (1971-75) в Казахской ССР было введено 615,9 тысячи квартир, или 123,2 тысячи ежегодно. В прошлом году, как сообщил на днях министр индустрии и инфраструктурного развития РК Женис Касымбек, застройщики сдали более 113 тысяч квартир. Вроде бы ненамного меньше, но ведь это на 85-90 процентов коммерческое жилье, которое далеко не всем, а тем более многодетным семьям, по карману. Тогда как «за счет государственных средств обеспечено арендным и кредитным жильем свыше 14 тыс. семей».

 

А в Казахской ССР, наоборот, 85-90 процентов квартир, или свыше 100 тысяч ежегодно, обходились новоселам бесплатно. Да, они были маленькими по квадратуре, не очень комфортными, их нельзя было оформить в собственность, продать, но зато они предоставлялись фактически в бессрочную и при этом бесплатную (жильцы оплачивали только коммунальные услуги) аренду, в них затем жили дети, внуки. Предложите сейчас что-то подобное многодетным и малообеспеченным или хотя бы просто молодым семьям – да они на седьмом небе от счастья будут.

 

… Если вернуться к дискуссии на «Первом канале Евразия», то я бы, скорее, поддержал того самого молодого парня. А его оппонентов, призывавших молодежь рожать много детей на свой страх и риск, попросил бы быть более ответственными за свои слова. Вот если бы аналогичная дискуссия состоялась лет 40 назад, то призывы к многодетности я, возможно, счел бы как вполне адекватные.

 

В советском строе было много негативного: нетерпимость к инакомыслию, закрытость от внешнего мира, излишний милитаризм, не мотивирующая к производительному труду и слабо ориентированная на потребности человека экономика… И после распада СССР со всем этим, конечно, нужно было проститься. Но вот что касается системы социальных гарантий, то ее следовало и можно было сохранить либо адаптировать к новым условиям. А на деле получилось так, что мы вместе с водой выплеснули и ребенка. Если говорить применительно к многодетным семьям, то почти в буквальном смысле…

+8
    1 002