Сегодня

449,3    489,69    62,42    4,89
Общество

Время молодое – время золотое? Как в Казахстане проходит Год молодёжи

Илья НамовирРитм Евразии
22 мая 2019

Нынешний год уже застолбил себе отдельную строчку в учебниках истории Казахстана как Год транзита власти, и на фоне эпохальных по местным меркам сдвигов во внутриказахском политикуме как-то затерялся тот факт, что официально нынешний год в стране объявлен Годом молодёжи.

 

Однако последние события, во время которых именно «поколение независимости», выросшее в постсоветский период, преподнесло несколько неприятных сюрпризов властям предержащим, показали, что принятое решение уделить в текущем году особое внимание именно этой демографической группе – явно назревшая необходимость.

 

Старт Году молодёжи дало помпезное мероприятие в Нур-Султане (на тот момент ещё Астане), главным спикером на котором выступил сам Нурсултан Назарбаев. На мероприятие было потрачено 223 миллиона тенге, и после его завершения целый ряд приглашённых участников из числа молодёжи критически высказался по этому поводу, заметив, что деньги можно было потратить с большей пользой на гораздо более неотложные нужды: ремонт школы, строительство спортивного стадиона, оплату учёбы для студентов и т.д.

 

Разумное расходование средств тем более необходимо, что в дорожной карте по проведению Года молодёжи предусмотрено ещё 74 затратных мероприятия по четырём ключевым блокам:

 

  1. Доступное образование и поддержка талантов.
  2. Трудоустройство и занятость.
  3. Социальная поддержка.
  4. Укрепление патриотизма, межэтнического согласия и гражданственности.

 

Каждый из четырёх блоков, безусловно, важен, и, пожалуй, стоит остановиться поподробнее на том, как обстоят дела в этих сферах.

 

Учись смолоду – не будешь знать голоду

 

Если брать образование как услугу, то две основные проблемы в этой сфере давно известны – доступность образования и его качество, причём эти проблемы взаимосвязаны. Учёба в казахстанских вузах недешева, количество грантовых мест ограничено, к тому же уровень современного среднего образования в РК не позволяет подавляющему количеству абитуриентов надеяться на поступление на бесплатное отделение. Да и качество образования в большинстве казахстанских вузов на порядок ниже, чем в вузах в прилегающих российских регионах. Если учесть, что высшее образование в России ещё и дешевле, то неудивителен рост числа казахстанских студентов, обучающихся в РФ.

 

Переломить эту тенденцию предлагается за счет повышения стипендий студентов, занимающихся волонтёрством, строительства новых студенческих общежитий, увеличения грантовых проектов молодых казахстанских учёных на 3 млрд тенге ежегодно, развития дистанционного и вечернего обучения, продвижения проекта Open University, а также разработки программы «Жас Маман», предполагающей модернизацию учебных заведений во всех регионах.

 

В рамках программы в каждой области один передовой вуз и десять передовых колледжей должны будут обновить материально-техническую базу, учебную программу и преподавательский состав, включив в него иностранных преподавателей. В целом программа охватит 20 вузов и 180 колледжей по всей стране. Задача программы – подготовить специалистов по 100 наиболее востребованным специальностям на базе 200 модернизированных учебных заведений. Озвучено, что на данную программу будет выделяться 60 млрд тенге ежегодно.

 

Поможет ли данная программа остановить или компенсировать утечку педагогических кадров из страны и предотвратить потерю ряда специальностей в вузах и колледжах страны – покажет время.

 

Молодые ноги не разбирают дороги

 

Проблема трудоустройства и занятости молодёжи непосредственно связана с проблемой образования. Ежегодно в Казахстане выходят из стен вузов 110-120 тыс. выпускников, при этом находит работу по специальности едва ли каждый десятый из них. Связано это с целым рядом факторов:

 

  • изначальный выбор «неправильной» профессии, невостребованной на рынке труда. Как показывают социологические исследования, большинство абитуриентов при выборе профессии руководствуются советами родителей, родственников, друзей и знакомых. Зачастую, послушавшись подобных советов, абитуриенты выбирают перспективные, как они сами считают, профессии, которые на самом деле уже давно таковыми не являются. При этом настоящий рынок труда они не изучают;
  • некачественное образование: низкий уровень преподавательского состава, отрыв направления обучения от реальности, устаревшие методики преподавания, отсутствие реальной производственной практики, коррупция. Это лишь неполный список причин, по которым казахстанские учебные заведения готовят плохих специалистов. В целом на сегодняшний день образование в Казахстане, по мнению директора форсайтингового агентства Айман Турсынкан, это – высокомаржинальный и субсидируемый бизнес без всякой ответственности учебного заведения за эффективность образования с конечной целью трудоустройства;
  • неверное восприятие цели и результатов получения образования: многие идут в учебные заведения лишь с целью получить диплом, который, по их мнению, откроет двери к более высокооплачиваемым вакансиям. При этом сам процесс получения знаний и навыков во время обучения либо игнорируется, либо воспринимается как нечто второстепенное;
  • внедрение новых технологий: цифровизация, автоматизация и роботизация производственных процессов сокращают необходимость в специалистах по целому ряду специальностей.

 

Количество молодёжи в РК с каждым годом растёт, а рынок труда – нет, и данная тенденция будет сохраняться и в ближайшем будущем.

 

В своём выступлении на церемонии открытия Года молодёжи Н. Назарбаев сообщил, что, по данным статистики, около 300 тыс. человек казахстанской молодёжи находятся в так называемом статусе NEET, то есть попросту не вовлечены в образовательную или трудовую деятельность. Первый (и на тот момент ещё единственный) президент Казахстана поставил задачу сократить эту цифру до 100 тыс. в год.

 

Сокращение, по замыслу властей, будет производиться за счёт большего вовлечения молодёжи в бизнес: способствовать этому должен проект «Молодой предприниматель». Кроме того, Национальная палата предпринимателей «Атамекен» должна продолжить работу по обучению молодёжи бизнес-навыкам, правительству, в свою очередь, было поручено выделить дополнительные 20 тыс. грантов для молодых бизнесменов (для этого будет выделено 32 млрд тенге) и создать фонд поддержки молодёжных стартапов.

 

Также Елбасы очень впечатлился несколькими сельхозпроектами, показанными на выставке во время открытия Года молодёжи, и в своём выступлении подчеркнул большой потенциал развития аграрного сектора в стране, заявив, что «сегодня необходима новая генерация работников АПК». Правда, никаких конкретных проектов по усилению роли молодёжи в развитии АПК озвучено не было.

 

Молодому крепиться – впредь пригодится

 

По данным социологического исследования, проведённого BRIF Research Group в 2017 году, современная казахстанская молодёжь в меньшей степени, чем старшее поколение, считает, что государство должно быть социальным. Для «поколения независимости» советский социальный пакет, гарантировавший бесплатное образование, медицину и даже жильё, – история, не имеющая отношения к жёсткой рыночной реальности, в которой они выросли. Соответственно, и требования к государству у молодёжи на порядок меньше, чем у тех, кто успел застать времена Союза.

 

70-80% респондентов ответили, что успех в жизни зависит от связей и хороших стартовых возможностей. При этом структурные причины бедности (такие, как дискриминация, несправедливая экономическая система) оказались важны лишь для половины респондентов, что, по мнению учёных, означает, что в целом молодые казахстанцы воспринимают сложившуюся социально-экономическую систему со всеми её пороками как данность и скорее готовы к ней приспосабливаться, чем пытаться её исправить.

 

Неудивительно, что и социальный блок в выступлении Н. Назарбаева на церемонии открытия был не сильно насыщен. Тогдашний глава государства дал поручение ежегодно строить в Алма-Ате, Нур-Султане и Чимкенте 1 тыс. арендных квартир для работающей молодёжи, напомнил о действующей с прошлого года программе ипотечного кредитования «7-20-25» (ставка вознаграждения – 7% годовых, первоначальный взнос – 20%, срок займа – до 25 лет). Ну и в конце Елбасы призвал молодёжь заботиться о здоровье, не допускать распада семей, развивать, помимо института материнства, институт отцовства и резюмировал, что «каждый из нас – творец своей судьбы».

 

Молодость рыщет – от добра добра ищет?

 

21 апреля в Алма-Ате во время проведения марафона двое молодых людей развернули баннер с надписью: «От правды не убежишь» и хештегами #adilsailayushin #уменяестьвыбор. Их ожидаемо задержали, а потом арестовали на 15 суток. Подобная мера наказания вызвала волну возмущения, дело привлекло внимание международных организаций, с пикетами к посольствам Казахстана в Праге, Тбилиси, Париже, Стамбуле, Милане, Лондоне вышли казахстанские студенты, обучающиеся за рубежом. 29 апреля ещё один молодой алматинец был арестован на 5 суток (затем, правда, меру пресечения заменили на штраф), когда развернул на улице плакат с цитатой из конституции Казахстана: «Единственным источником госвласти является народ». 6 мая в Уральске задержали (но затем отпустили) ещё одного молодого активиста, в руках которого был пустой плакат.

 

Все эти истории наглядно продемонстрировали, что понятия патриотизма и гражданственности у казахстанских властей и молодёжи едва ли не диаметрально противоположны. Отдельные СМИ и комментаторы в соцсетях поспешили назвать эти события историческими, но с подобным определением вряд ли стоит согласиться – не те масштабы. Но зато вполне можно сделать уверенный вывод, что сложившееся представление об аполитичности казахстанской молодёжи явно теряет свою актуальность. Также можно сделать вывод о том, что власти явно не готовы к проявлению «несанкционированной» гражданской и политической активности и реагируют на неё традиционным использованием репрессивного аппарата, что в текущем контексте только подогревает эту активность и наносит властям огромный имиджевый урон.

 

Конечно, когда Акордой принималось решение объявить нынешний год Годом молодёжи, вряд ли кто-то мог предположить, что он будет проходить не совсем по плану утверждённой дорожной карты. Однако если в высоких кабинетах Нур-Султана не хотят, чтобы Год молодёжи запомнился как год преследования молодёжи, то в сложившейся системе взаимоотношений государства и «поколения независимости» (а в более широком контексте – и всего общества) явно нужно что-то менять.

+2
    1 159