Сегодня
427,91    506,9    64,17    5,6
   Нур-Султан C    Алматы C
Общество
Повлияли ли текущие кризисные события на ваши миграционные настроения?

Русские и русский язык в Казахстане. Итоги экспедиции РГО

Олег ТкачёвРусский мир
7 декабря 2019

Коллаж: © Русские в КазахстанеВ апреле 2019 года экспедиция «Современный этномир» Пензенского отделения Русского географического общества побывала в крупных городах Казахстана – Нур-Султане, Караганде, Темиртау, Алма-Ате и Киргизии – Караколе и Бишкеке. Члены экспедиции выясняли, как живёт русскоязычное население региона, что происходит там с русским языком и с русским культурным наследием. «Современный этномир» стала первой этнографической экспедицией РГО в Казахстан и Киргизию в постсоветский период.

 

Члены Пензенского областного отделения Русского географического общества Игорь Пантюшов, Олег Ткачёв, Алла Тархова и Ольга Ильина в ходе экспедиции встречались с соотечественниками, которые с интересом приняли участие в проведении этнографических исследований. Особое внимание было уделено изучению сохранившихся в разных местах Казахстана и Киргизии народных традиций и общественных отношений. В целом собран ёмкий полевой материал – личные наблюдения, фотоматериал, диктофонные записи, записи в полевые тетради. Он позволяет провести предварительный анализ и проследить динамику изменения закономерностей явлений современной культуры русскоговорящих жителей этих республик в отрыве от основной этнической территории.

 

Сегодня мы подробнее расскажем именно о Казахстане, первой стране для изучения в рамках проведения второго этапа экспедиции (первый этап состоялся в 2018 году – исследования проводились в Узбекистане).

 

Русский этнос в Казахстане

 

Особенностью Казахстана является то, что здесь, единственной из всех среднеазиатских республик, русские составляли более 40 % населения (1940 – 1980-е годы), а вместе с другими европейскими народами – около 60 – 70 %, преобладая в большинстве густонаселённых районов (при этом в малонаселённых районах абсолютное большинство жителей составляли казахи).

 

Казахстан является многоэтническим государством, на территории которого проживают представители 125 наций и народностей. Наиболее многочисленными являются семь этносов (доля каждого из них в общей численности населения страны составляет более 1 %) – казахи, русские, узбеки, украинцы, уйгуры, татары и немцы, на долю которых приходится 95,6 % населения страны, согласно переписи населения 2009 года.

 

Русские – вторая по численности национальная группа в Казахстане, но за последние десятилетия число русских жителей республики значительно уменьшилось. На начало 2019 года они составляли 19,32 % населения страны (3 553 232 человек), тогда как в 1999 году на долю русских приходилось около 30 % населения (4 480 675 человек). Русские проживают преимущественно в Северном, Центральном и Восточном Казахстане, в меньшей степени в Семиречье и приграничных с Оренбургской областью районах. За пределами этих районов они живут лишь в крупных городах.

 

При этом на русском языке разговаривает почти всё население страны, причём это не только средство межнационального общения, но и разговорный язык самих городских казахов.

 

В Казахстане русские являются, в основном, потомками переселенцев XIX – XX вв., в меньшей степени XVII – XVIII вв. Начиная с XVI века на территории, ныне входящей в состав Казахстана, стали возникать первые военные поселения и крепости, основанные Русским царством, а затем и Российской империей. Казаки сначала строили крепость с военным гарнизоном, затем перевозились семьи, после чего рядом возникало поселение. На территории Казахстана существовало три казачьих войска — Уральское, Сибирское и Семиреченское. Многие казаки имели также и казахские корни, особенно по женской линии.

 

Старейшее русское поселение на территории Казахстана – Яицкий городок (впоследствии г. Уральск) – было основано в 1520 году. Позже возникли Гурьев (1645), Семипалатинск (1718), Усть-Каменогорск (1720), Павлодар (1720), Петропавловск (1752), Кокчетав (1824), Акмолинск (1824), Казалинск (1848), Верный (1854), Актюбинск (1868), Кустанай (1879) и другие более мелкие городские поселения.

 


Некоторые исследователи полагают, что применять по отношению к русским Казахстана термин «диаспора» не совсем корректно. Понятие «диаспора» означает «рассеяние». Диаспора не располагается на своей исторической территории, в то время как русские Казахстана (особенно северного) как раз там и живут и считают себя автохтонами.


 

В настоящее время средний возраст русских в Казахстане составляет 35 – 40 лет, в то время как у казахов – 26 лет. Русские составляют около 50 – 55 % пенсионеров в стране при 10 – 15 % среди детей, что связано с низкой рождаемостью и преобладанием молодых среди русских, покидающих страну.

Для русских жителей Казахстана характерны низкая рождаемость, высокая смертность и низкие темпы естественного прироста. Общий коэффициент рождаемости у них составил 8,6 % (ниже среднереспубликанского в 1,7 раза), в то время как уровень смертности выше в 1,4 раза. Общий коэффициент естественного прироста русских в 1999 году составлял 5,1 %. В 1999 году удельный вес городского населения русского этноса составил 73,9 %. В период между 1990 и 1999 годами рождаемость у русских значительно упала, а смертность, напротив, возросла.

 

Этническая дифференциация наиболее отчётливо отражена в городской и сельской местности. Размещение населения отдельных национальностей по их проживанию в городской и сельской местности характеризуется следующим образом: 47,9 % казахов, 73,9 % русских, 74,6 % татар, 55,8 % украинцев, 50,1 % немцев, 52,8 % белорусов от общей численности населения страны проживают в городской местности. Остальная часть представителей этих этносов проживает в сельской местности согласно данных переписи 2009 года.

 

Вместе с тем наблюдается резкая неравномерность распределения русского населения по территории Казахстана – в основном, большинство соотечественников проживает на севере Казахстана и в крупных городах. Большая концентрация русских и русскоговорящих в городах связана, прежде всего, с преимущественной занятостью их в индустриальном и финансовом секторе, бизнесе.

 

Можно выделить компактные ареалы проживания русских и русскоговорящих в Казахстане (согласно данным Комитета статистики РК в процентном соотношении от общего населения): Северо-Казахстанская область (49,73%), Костанайская область (41,28%), Восточно-Казахстанская область (36,5%), Павлодарская область (35,86%), Карагандинская область (35,83%), Акмолинская область (33,13%), а также в крупных городах: Нур-Султан (26,06%) и Алма-Ата (13,41%).

 

За период с 1990 по 1997 год из Казахстана уехало 1,2 миллиона русских, что составляло почти 14 % населения, из них более 90 % перебралось в Россию. Основными факторами отъезда считаются распад единого пространства СССР, возвращение на этническую родину, безработица и инфляция в начале 90-х, миграция избыточного сельского населения в города, усиление межэтнической конкуренции на рынках труда, а также увеличение числа казахов в государственном аппарате и ведущих отраслях экономики.

 

Миграция продолжается и сегодня, но она значительно сократилась. Большинство тех, кто хотел и мог покинуть страну, уже уехали. Миграция русских в Россию стала одним из долгосрочных факторов демографических и экономических сдвигов как в Казахстане, так и в России. По мере стабилизации социально-экономической ситуации в Казахстане масштабы внешних миграций русскоговорящего населения из страны резко сократились.

 

Положение русского языка

 

Русский язык в Казахстане – второй по числу носителей и первый по владению и уровню распространения в республике. Согласно части 2 статьи 7 Конституции Казахстана, «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским языком официально употребляется русский язык». В 2007 году другим постановлением Конституционного Совета пояснено: «Основной Закон предусматривает верховенство статуса государственного языка», при этом признаётся право обращения в государственные органы и на русском языке. В 1997 году принят закон «О языках в Республике Казахстан».

 


Большинство граждан Казахстана всех национальностей владеют русским языком. Хотя административная сфера применения языка после обретения суверенитета (1991 год) несколько сократилась в рамках политики постепенной казахизации делопроизводства ряда областей республики. В то же время русский язык сохранил свои позиции в экономической и общественной жизни страны, в которых он по-прежнему преобладает, в том числе это касается СМИ. Особенность русскоязычия в Казахстане заключается в том, что большинство людей, говорящих по-русски, этническими русскими не являются. В основном это сами казахи, часто владеющие только русским.


 

В настоящее время в стране происходит переход с кириллицы на латиницу. Казахский алфавит на латинской графике утверждён 26 октября 2017 года указом Президента Казахстана. Переход на новый алфавит планируется осуществить в 2017 – 2025 годах. Следует отметить, что утверждённый вариант алфавита вызвал неоднозначную реакцию в обществе, в том числе в научной среде. Кириллическая графика официально используется с 1940 года и будет использоваться в Республике Казахстан параллельно с новым латинским алфавитом до 2025 года.

 

На начало 2015/2016 учебного года в Республике Казахстан общая численность студентов составляла 459 369 человек, доля студентов, обучающихся на казахском языке, составляла 62,7 %, на русском – 34,3 %, на английском языке – 3,0 %.

 

Согласно опросу соотечественников, работающих в сфере преподавания русского языка и литературы, отношение в стране к русскому языку сильно изменилось за 2017/18 годы. Это связано с тем, что здесь внедряется новая программа оксфордской и кембриджской системы образования, по которой русский язык изучается только как разговорный, то есть прежняя система изучения языка разрушена. В то же время русский язык в школах преподаётся по российским учебникам, если у педагогов такая возможность существует.

 

В стране утверждена концепция трёхъязычия, и она находится в стадии внедрения. В общеобразовательных школах ведётся изучение казахского, русского и английского языков с целью дальнейшего преподавания на нём таких предметов, как химия, физика, биология и др. Идёт процесс обучения преподавателей английскому языку на 2-х и 6-месячных курсах. Постепенно эта система будет внедряться в учебный процесс, начиная с начальной школы.

 

Русская православная церковь в Казахстане

 

Коснемся теперь религиозной жизни и межконфессионального взаимодействия жителей Казахстана.

 

В Нур-Султане исследователи посетили крупнейший в Средней Азии кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, где служители епархии ознакомили гостей с музеем и ответили на интересующие их вопросы. В Караганде и Темиртау члены экспедиции побывали практически во всех городских храмах и монастырях, где опросили священнослужителей и прихожан, встретились с архиепископом Карагандинским и Шахтинским Севастьяном. В Алма-Ате участники экспедиции были приглашены на встречу с митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром. Посетили и находившийся тогда на реконструкции Вознесенский кафедральный собор, экскурсию по которому провёл протоиерей Александр.

 

Православие является одной из самых крупных после ислама религий Казахстана, где более 25 % жителей, согласно переписи 2009 года, являются православными.

 

В настоящее время в Казахстане свыше 4 млн. прихожан, и опрашиваемые служители церкви обозначали главную проблему – отток православных верующих из страны.

 


Православная церковь поддерживается независимым Казахстаном. О месте православия в жизни общества республики её бывший президент Нурсултан Назарбаев высказался предельно ёмко: «…православие и ислам – два столпа, на которых зиждется духовность Казахстана».


 

На начало 1999 г. на территории республики уже действовало 212 приходов и 8 монастырей. В настоящее время в Казахстане действуют 339 православных религиозных общин и 301 культовое сооружение.

 

В 1995 г. государство передало церкви Вознесенский кафедральный собор в г. Алматы, построенный в начале ХХ в. и признанный уникальным памятником архитектуры. Православным общинам возвращены храмы и в других городах. Казахстан внёс свою лепту в восстановление храма Христа Спасителя в Москве. Безвозмездным вкладом страны стала поставка гранита с Кордайского месторождения для отделки стен храма.

 

За последние годы построены храм Христа Спасителя в Алма-Ате, Благовещенский собор в Павлодаре, Серафимо-Иверский собор в Экибастузе, Иоанно-Богословский собор в Талдыкоргане, Константино-Еленинский храм в Костанае, Свято-Никольский храм в Сатпаеве, Свято-Успенский собор в г. Астане и многие другие храмы по всему Казахстану. В 2009 г. возведён кафедральный Свято-Успенский собор в Астане. Также открыто несколько монастырей.

 


В число официально признанных праздничных дней в Казахстане вошёл православный праздник Рождества Христова (7 января).


 

Исследования показали, что именно Русская православная церковь является главным объединяющим звеном для соотечественников в деле сохранения русской традиционной культуры и национальных традиций, языка.

 

Сохранение русского культурного наследия в Казахстане

 

Членами экспедиции был проведён опрос соотечественников разных профессий, однако объединяет их одно – любовь к русской традиционной культуре, которой они посвящают свободное время, занимаясь в самодеятельных фольклорных и танцевальных коллективах.

 

Путем опроса члены экспедиции выяснили, как строится работа национальных культурных центров (русского, татарского, башкирского и др.) в регионах республики, которые могли бы объединить духовный потенциал соотечественников в сохранении традиционных культур, обогатить их нравственную жизнь. Как правило, все опрашиваемые соотечественники так или иначе участвуют в культурной жизни, активно помогая сохранению русских и других национальных (татарских, башкирских) традиций.

 

Этому способствует их объединение в самодеятельные творческие коллективы (казачий народный хор «Станичники», русский народный (казачий) коллектив «Раздолье») и другие. Некоторым из них государство предоставляет небольшие помещения для занятий (например, в Домах дружбы в городах Нур-Султан и Алма-Ата).

 

Особая роль в сохранении народной культуры отводится казачеству. Государство иногда поддерживает работу отдельных творческих казачьих народных коллективов, являющихся членами Ассамблеи народов Казахстана. Благодаря таким организациям, как «Союз казаков Степного края» (С. Г. Дойников) в г. Нур-Султан, «Союз казаков Семиречья» (В. С. Шихотов) в г. Алма-Ата ведётся большая работа по сохранению народных обычаев, ремёсел, культурных традиций путём объединения соотечественников, проведения различных мероприятий, праздников, издания собственных газет и пособий, работы в интернете.

 

В Карагандинской области работают гражданские активисты – представители общественного фонда «Русский культурный центр “Согласие”» и Православного благотворительного общества развития образования «Светоч», которые самостоятельно стараются содействовать укреплению и сохранению русской культуры и национальной культуры других российских народов, сохранению русского языка путём проведения разноплановых акций и мероприятий, таких как «Тотальный диктант», «День славянской письменности и культуры» и др. Они также являются организаторами многих православных праздников, активно сотрудничая с РПЦ.

 

Запоминающейся была встреча с руководством и ведущими артистами Государственного академического театра драмы имени М. Ю. Лермонтова в Алма-Ате, где исследователей интересовал вопрос сохранения русской культуры и русского языка на постсоветском пространстве.

 

Двум театрам присвоен республиканский статус: Государственному академическому русскому театру им. М. Ю. Лермонтова и Государственному академическому театру для детей и юношества им. Н. Сац. Почти во всех областях Казахстана работают русские театры, которые продолжают оставаться важным фактором распространения и пропаганды российской культуры в стране. В Казахстане действуют 16 русских театров, из которых: 11 – драматических, 1 – музыкальной комедии, 2 – юного зрителя, 2 – кукольных, а также 2 так называемых объединённых театра (труппа состоит из русских и казахских артистов).

 

В репертуаре этих театров представлена, в основном, русская классика, но также пьесы современных российских драматургов и национальные казахские постановки. Популярность театров достаточно высока не только среди славянского населения, но и в среде русскоязычных и даже двуязычных казахов.

 

В ходе экспедиции было проведено немало интересных встреч и мероприятий, но объединяло их одно – общая заинтересованность соотечественников, да и в целом жителей Казахстана в налаживании и развитии дружеских отношений на разном уровне. Члены экспедиции всегда получали на местах необходимую помощь и поддержку, всестороннее понимание её значимости для жителей России и Казахстана, особенно для соотечественников, проживающих вдали от исторической родины. 

-6
    1 225