Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Общество

Демография: казахстанские города превращаются в большие села?

Сауле ИсабаеваCentral Asia Monitor
31 января 2020

Фото: © Русские в КазахстанеКазахстанский город уже не тот, что был 20-30 лет назад. Активная урбанизация существенно изменила его структуру и облик, добавив четко выраженные сельские черты. Эта тенденция, разумеется, не могла не отразиться на демографической и социально-экономической ситуации в стране. Каким именно образом? Об этом мы беседуем с казахстанским демографом Александром Алексеенко.

 

- Все эти годы мы наблюдали активную внутреннюю миграцию сельских жителей в крупные города. По логике, эти люди должны были попасть под влияние городской культуры. Но складывается ощущение, что, наоборот, сельская культура активно вытесняет городскую. Александр Николаевич, на самом ли деле это так? Какими могут быть негативные и позитивные последствия у этой тенденции?

 

- Я обратил внимание, что данный вопрос все чаще поднимается на страницах вашего издания. На мой взгляд, здесь сходятся несколько проблем: небольшое количество городов, окруженных сельскими населенными пунктами; большой удельный вес сельского населения, стремящегося в города. Меняется в городах и социокультурная ситуация. И не только из-за наплыва вчерашних жителей глубинки.

 

В последнее время уделяется очень большое внимание возрождению культуры, традиций народа. Сейчас, на мой взгляд, происходит некая сакрализация культурного наследия. Его «нельзя трогать», критиковать. Хотя и Абай, и Чокан Валиханов, и представители движения «Алаш» утверждали, что с течением времени, с изменением ситуации должна меняться культура, традиции. У нас это если и происходит, то очень медленно.

 

С учетом того, что все этнические культуры имеют аграрное происхождение (корни культурного наследия находятся в селе/ауле), в городском пространстве традиционные ценности приобретают все больший вес. И если во всем развитом мире вчерашние сельские жители приспосабливаются к городским стандартам, то у нас город приспосабливается к традиционным воззрениям.

 

Не даю оценок ситуации, но четко видно, что казахстанский город меняется, в нем все более ощутимо проявляются элементы «восточного города», значительная часть населения продолжает традиции сельских общностей, воспроизводит их нормативные нормы. Интеллектуальная эмиграция – одно из следствий этого процесса.

 

- В интервью нашему изданию два года назад вы говорили о том, что Казахстан переживает очень интересный период демографического развития - становление суверенной демографической системы, функционирующей на автохтонной основе. Что за это время изменилось?

 

- Признаки суверенной демографической системы проявляются все более явно.  Тенденции, связанные с рождаемостью, уже давно определяет казахское население. В настоящее время – более чем на 90%. Но обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в составе умерших казахи тоже составляют большинство, причем впервые за многие десятилетия. Это значит, что и в старших возрастных группах, где смертность наиболее высока, все более преобладают представители казахского этноса. Во всех миграционных потоках, кроме эмиграции, также доминируют казахи. Так что практически все составляющие демографической системы функционируют на титульной основе. Предстоящая перепись населения зафиксирует важный этап становления суверенного развития.

 

- Какие еще интересные тенденции покажет перепись-2020? Как, по-вашему, изменились численность и структура населения за последние десять лет?

 

- Перепись должна зафиксировать период положительных демографических эволюций. В данный момент сложилась удачная в целом возрастная конъюнктура – довольно много молодежи репродуктивного возраста, а также людей от 30 до 40 лет (это пора наибольшей социальной активности). В то же время увеличивается число людей старшего возраста. Меняется этнический состав - удельный вес казахов приближается к отметке 70%. С учетом того, что ранее структура занятости была этнически дифференцирована, становление этнической однородности ведет и к изменениям в социальной структуре общества. В целом, с точки зрения численности населения перепись покажет неплохую динамику роста.

 

- По вашим расчетам, к середине-концу 20-х годов ХХI века должна наметиться уже четвертая демографическая волна. То есть мы стоим на ее пороге. Насколько она будет слабее или сильнее предыдущих?

 

- В первой половине 20-х годов, если исходить из особенностей возрастной структуры, может наблюдаться снижение численности рожденных, так как в активный репродуктивный возраст вступит малочисленное поколение, появившееся на свет в 1990-е годы. Но во второй половине десятилетия должно наступить время очередной демографической волны, способной усилить тенденцию к росту количества рожденных: в репродуктивный возраст вступит многочисленное поколение начала-середины «нулевых» годов.

 

Данные прогнозы исходят из сегодняшних тенденций рождаемости, переносимых на будущие поколения. Однако мы видим, что ситуация быстро меняется. Уровень рождаемости не снижается. Не подтверждается «классическая» версия об ослаблении каждой следующей волны относительно предыдущей - версия, основанная на том, что молодые поколения живут в иных условиях, в период урбанизации, повышения уровня образования и т.д. То есть всего того, что ведет к снижению рождаемости. А у нас не ведет.

 

Мало того, в городах рождаемость растет более высокими темпами. Происходит это вследствие активного перемещения в города сельской молодежи с сохранившимися традиционными демографическими установками.

 

- По темпам прироста населения мы отстаем от некоторых соседей по Центральной Азии, в частности, от Узбекистана. С чем это связано? И как это может отразиться в будущем на лидерских позициях Казахстана в регионе?

 

- Нельзя отрывать демографический блок от социального, экономического. Сам по себе факт роста населения – не свидетельство успешного развития государства. Очень часто это, напротив, показатель отсталости.

 

Многие страны ведут активную политику, направленную на сокращение рождаемости. Те же Узбекистан и Таджикистан не испытывают восторга по поводу быстрого роста численности населения. Более того, высокая рождаемость воспринимается как вызов, большая проблема, ведущая к безработице, падению уровня жизни, снижению уровня образования и т.д.  

 

Не раз говорил раньше, повторю и сейчас: не надо критерием истины считать размер территории. Мол, если территория большая, то и населения должно быть много. И что необходимо добиваться этого любым путем… Равномерное расселение людей по территории Казахстана нереально. Тем более что четко видна тенденция к концентрации жителей в городах, особенно крупных.

 

Следует помнить, что сегодняшняя высокая рождаемость в случае недостаточных темпов социально-экономического развития в будущем может привести к массовой безработице, маргинализации социума, социальной нестабильности. Таких примеров, к сожалению, очень много в сегодняшнем мире.

 

- Вы бы рискнули дать прогноз, какая демографическая ситуация ожидает Казахстан к 2030 году, то есть к моменту следующей переписи? 

 

- Демографические прогнозы обычно дают, исходя из параметров сегодняшнего дня (общие коэффициенты рождаемости и смертности, суммарный коэффициент рождаемости и т.д.). Если учитывать это, то выше я частично уже ответил на ваш вопрос. Численность населения должна увеличиться примерно на 2,5 млн. человек. Но, как отмечалось, многие закономерности дня сегодняшнего могут очень быстро потерять актуальность.

+3
    1 152