Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86
Общество

Не переживай, будь счастлив…

Комсомольская правдаКомсомольская правда
11 августа 2020
Коллаж: © Русские в КазахстанеИменно так, в духе припева знаменитой песни Бобби МакФеррина «Don’t Worry, Be Happy» чиновники предложили жить казахстанцам, озаботившись количеством негатива в СМИ и соцсетях — на сей раз по коронавирусной тематике

Однако попытка вначале устранить «симптомы», а уж потом лечить саму «болезнь», ожидаемо пришлась населению не по душе.

«КОРОНАПОЗИТИВ»


В середине июля министр здравоохранения РК Алексей Цой, в ходе заседания правительства заявил, что количество упоминаний ковида в негативном ключе нужно снизить до 10% от имевшихся на тот момент 24%. Акиматам срочно поручили стандартный в таких случаях набор мероприятий: публикация разъяснительных материалов в печатных и сетевых изданиях, размещение телесюжетов, производство и ротация видео- и аудиороликов о противоэпидемиологических мерах, проведение тематических пресс-конференций и брифингов, печать буклетов, листовок, флаеров и т.д. На первый взгляд ничего плохого в этой затее не было. Однако очень уж казахстанцев смутила мысль о необходимости искусственного снижения «градуса недовольства». Каким образом должна реализовываться «фильтрация»? Уж не посредством ли запретов и удалений? Соцсети негодующе забурлили.

— Алексей Цой, а вы не пробовали бороться не с негативом в соцсетях, а с причинами их возникновения? Благодаря вашим действиям сейчас акиматы начнут кучу денег спускать на ролики и госзаказные статьи. Этим вы не измените ситуацию с нехваткой лекарств, отсутствием медпомощи и смертями граждан. Поликлиники работают из рук вон плохо, обещанных бесплатных лекарств как не было, так и нет, ОСМС летит к чертям: люди платно сдают ПЦР-тесты, делают КТ и рентген. Вот что нужно решать, а не контролировать негатив. На вашей совести в том числе болезни людей и их смерть, — писали в Фейсбуке, обращаясь непосредственно к министру.

— Наверное, если вместо буклетов закупить лекарства и обеспечить больницы, чтобы люди не бегали в поисках лекарств хоть для этой группы пациентов, процент снижения негатива будет больше, чем от макулатуры, — вторили в комментариях.

В общем, попытка борьбы с негативом породила, как ни иронично звучит, лишь новую волну негатива. А спохватившийся Минздрав решил успокоить народ.

— Я думаю, что речь не шла о том, чтобы фильтровать СМИ. Акцент делался как раз на проведение разъяснительной работы среди населения, среди пациентов, так как информационой работы проводилось недостаточно, что привело к жалобам, в том числе в социальных сетях, — заявила на брифинге вице-министр здравоохранения РК Людмила Бюрабекова.

А следом за ней, чуть позже, оправдаться попытался и сам автор скандальной инициативы.

— Хочу акцентировать внимание на том, что министерство никогда не запрещало публиковать какие-то данные, — пояснил глава минздрава. — Из контекста вырвана полностью суть одного из индикаторов, который мы рассматриваем. Есть порядка 19 индикаторов, по которым мы оцениваем деятельность регионов и по которым хотим видеть результаты в кратчайшие сроки. В том числе среди них был и индикатор по негативной информации. Смысл не в том, чтобы запретить. Это такой своеобразный тригер в регионе, насколько правильно проводится работа, правильно ли оказывается медицинская помощь, насколько доступна помощь населению и так далее.

И можно было, наверное, удовлетвориться этой версией и расслабиться. Вот только есть одно «но».

«ПРАВДА НИЧТО, ИМИДЖ ВСЕ»


Ни для кого не секрет, что чиновники всегда озабочены непоколебимостью своего авторитета. Подтверждение тому — баснословные траты на невнятные имиджевые проекты. Отсюда — болезненное отношение к собственному образу, рисуемому журналистами, блогерами и любителями обсудить актуальные новости на кухне.

Вот, к примеру, заметка двухгодичной давности, размещенная на одном из популярных информационных ресурсов. Заголовок звучит так — «Госслужащих обязали сообщать начальству о негативе в СМИ Казахстана». А дальше разжевывается, что ради такого дела был выпущен аж целый отдельный приказ. Если кратко, согласно документу некое уполномоченное лицо обязалось следить за «температурой по больнице», докладывать начальству о «поклепах» и всячески сотрудничать со СМИ для поддержания, опять же, положительного имиджа государственного органа. Но это еще были «цветочки». «Ягодки» созрели в 2019 году, когда недовольство качеством работы отечественных журналистов высказал депутат Мажилиса Шакир Хахазов:

— Многие средства массовой информации, действующие в соцсетях, фактически предоставлены сами себе, — подчеркнул мажилисмен. — Изо дня в день увеличивается объем негативной информации в ряде газет, телеканалов, интернет-изданий. Имеют место случаи, когда официальные СМИ в своей деятельности используют ретрансляцию новостей, зачастую фейковых, из социальных сетей, мессенджеров Telegram и WhatsApp.

По мнению депутата, «злые» новости «формируют образ Казахстана как очень проблемной для проживания страны», а «всякие Аблязовы получают новые поводы для дискредитации». Впрочем, перчатка была брошена не только СМИ, но и Министерству информации и общественного развития, которое «находится в хвосте событий, хотя должно опережать их». Отбивать атаку пришлось теперь уже бывшему главе информационного ведомства Даурену Абаеву. Он и ответил, что более 90% казахстанских СМИ — частные, и вмешиваться в их редакционную политику государство не в праве. А еще посетовал на странную реакцию зрителей информационных программ, которых подчас беспокоят не сами тревожные сюжеты казахстанской повседневности — о забеременевшей в 15 лет девочке, например, — а тот факт, что их посмели показать по телевизору. То есть свобода слова беспокоит и коробит не только депутатов, но и особенно впечатлительных зрителей и читателей.


А ЧТО СЕЙЧАС?


Весьма оперативно отреагировав на пожелание министра здравоохранения, в начале августа акимат Восточно-Казахстанской области пообещал выплатить 13 миллионов тенге компании, которая возьмется за отслеживание пресловутого негатива. Прием заявок закончился четвертого числа.

«Потенциальным поставщиком осуществляется оперативное направление необходимых запросов в компетентные госорганы по поднимаемым темам в СМИ, получение ответов и подготовка информационных материалов на их основе, размещение данных материалов в СМИ. Потенциальный поставщик по заявке заказчика обязан организовать оперативное интервью с руководителями либо представителями государственного органа в целях подготовки качественного информационного материала», — цитировали те же «неотслеженные пока СМИ» отрывок их технической спецификации к конкурсу госзакупок. Сверх этого в конкурсном задании — посещение общественно-значимых мероприятий, подготовка и обработка информационных материалов имиджевого и разъяснительного характера по приоритетным направлениям развития региона, общественно-политической жизни ВКО и написание соответствующих утвержденных материалов с последующей рассылкой.

А противостояние региональных чиновников с региональными журналистами представляется чуть ли не инфо-баттлом. Вообразите: выходит в газете негативная, на взгляд местных властей, статья, а сразу следом за ней — «наш ответ Чемберлену». Ведь, вдохновившись примером алматинских коллег, акимы и замакимы всегда смогут бравировать аргументами типа: «определенные люди хайпуют», тем самым отметая любое «фи» в свой адрес. Ведь 13 миллионов тенге — это лишь те траты на дорогостоящий имидж, на которые готова не самая богатая Восточно-Казахстанская область. А страна-то у нас большая. Так — по миллиону с этого региона, по миллиону с другого. И все не ради того, чтобы реально поменять черное на белое, а чтобы попытаться «закрасить» черное белым.

В ТЕМУ


Согласно исследованиям международной организации «Репортеры без границ», в 2020 году Казахстан занимает 157-е место в рейтинге свободы прессы и остается в группе стран с «несвободной» прессой. В списке его обогнали Кыргызстан (82-я строчка), Украина (96), Россия (149) и Узбекистан (156). В тройке лидеров — Норвегия, Финляндия и Дания.

— В прошлом году эту тему затрагивали, тогда я приводил примеры того, как в рейтинге нас опережают страны, где ситуация гораздо хуже. Я не пытаюсь доказывать, что у нас все идеально и мы должны быть в топе рейтинга, но место, которое сейчас занимает Казахстан, не отражает объективной реальности. Скажу больше, многие представители зарубежных фондов, неправительственных организаций, которые работают в Казахстане, признают это, — прокомментировал результаты рейтинга в эфире программы телеканала «Хабар» Даурен Абаев, на тот момент находившийся в должности министра информации и общественного развития.
0
    5 008