Сегодня

448,56    478,03    61,97    4,79
Общество

В Казахстане стали реже играть свадьбы и меньше рожать

Баян АхметQMonitor
23 августа 2022
Рост рождаемости, который был характерен для нашей страны в период с начала «нулевых» по 2021-й включительно, сменяется его снижением. На такой вывод наталкивают обнародованные недавно Бюро национальной статистики РК цифры за первую половину текущего года. Причём, нужно отметить, наблюдается довольно существенный спад. Возможно, отчасти это можно объяснить демографическими факторами, но всё же думается, что главная причина лежит в социально-экономической плоскости: жизнь дорожает, и казахстанцы вынуждены более ответственно подходить к вопросу планирования семьи. 

После «кризиса рождаемости», имевшего место в тяжёлые 1990-е, в нашей стране начался неуклонный рост, чему способствовало в том числе наступление «тучных» лет, вызванное резким повышением цен на нефть и другие ископаемые ресурсы, экспортируемые Казахстаном на мировые рынки. В первом десятилетии 21-го века случился настоящий демографический бум: если в 2001-м на свет появились 221,5 тысячи младенцев, то спустя всего пять лет был преодолён рубеж в 300 тысяч, а еще через пять родились уже 367,7 тысячи. Более чем полуторный рост за столь короткий срок! 

Затем он замедлился, динамика увеличения стала гораздо более плавной, а в отдельные годы даже происходило снижение рождаемости, хотя и незначительное. Тем не менее, в 2019-м удалось выйти на отметку в 400 тысяч. Зато в период пандемии наблюдался чуть ли не взрывной рост: в 2020-м – 426,8, а в 2021-м – 446,5 тысячи. 

Но, как показывают итоги первой половины нынешнего года, теперь налицо противоположный тренд: в Казахстане за шесть месяцев родились 198,1 тысячи малышей – на 18 тысяч меньше, чем за аналогичный период прошлого. Почти 10-процентное сокращение! А общий коэффициент рождаемости (ОКР), или количество появившихся на свет в расчёте на каждую тысячу человек населения, составил 20,76 – это худший показатель за последние пятнадцать лет. Стоит сказать, что после 2007-го он не опускался ниже 21,64, в отдельные годы превышал отметку 23, а тут такое резкое падение.  

Снижение ОКР произошло во всех регионах страны без исключения. Но наиболее значительным оно оказалось на юге и западе, где уровень рождаемости всегда был особенно высоким. Например, в Туркестанской области ОКР по сравнению с первой половиной прошлого года упал с 30,56 до 27,53, в Жамбылской – с 25,96 до 22,21, в Алматинской – с 26,21 до 23,05, в Атырауской – с 27,82 до 24,56, в Шымкенте – с 30,56 до 27,09. То есть, везде на три пункта с лишним. А вот в «малодетных» областях (Северо-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской, Карагандинской) рассматриваемый показатель снизился куда менее существенно – на один-полтора пункта. 

Иначе говоря, снижение уровня рождаемости произошло, главным образом, за счёт «многодетных» регионов. К этому можно относиться двояко: с одной стороны, замедляются темпы роста населения страны, но, с другой, данная тенденция, видимо, свидетельствует о том, что люди начинают задумываться: смогут ли они финансово, материально потянуть воспитание большого количества детей? И если такое предположение является верным, то это говорит о положительных изменениях в общественном сознании. 

Выскажу мысль, которая, не исключено, покажется кому-то очень спорной: мы нуждаемся не столько в количественном увеличении человеческого капитала, сколько в его качественном улучшении. А значит, должны соотносить желание иметь много детей со своими возможностями. Речь идёт, прежде всего, о наших (каждого из нас, казахстанцев) возможностях – в состоянии ли мы обеспечить своим чадам достойные условия жизни, дать им хорошее образование и воспитание, что потребует соответствующих «инвестиций» в них? Не получится ли так, что сегодня родители решат завести третьего, четвёртого, пятого ребёнка, а завтра не смогут элементарно прокормить его? Планирование семьи, деторождения – дело крайне ответственное. 

Впрочем, возможности государства тоже нужно учитывать. Признаем честно: при нынешнем состоянии отечественной экономики они очень ограничены – в том числе и прежде всего с точки зрения оказания социальной помощи населению. Поэтому трезвомыслящие граждане уже давно поняли, что надеяться на него не стоит, что нужно рассчитывать только на самих себя. И это, думается, единственно правильный подход. 

Да даже в таких сферах, как школьное образование, здравоохранение, где роль государства была, есть и будет определяющей, ему не удаётся справиться с возникшими проблемами. Например, оно не смогло вовремя и адекватно среагировать на значительный рост рождаемости в предыдущие годы, вследствие которого количество учащихся в общеобразовательных школах за последние десять лет увеличилось с 2,5 миллиона до 3,5 миллиона. И теперь в стране ощущается острейший дефицит ученических мест, который с каждым годом только усугубляется. О каком качестве человеческого капитала можно говорить в таких условиях? 

Наблюдаемое сейчас снижение рождаемости даст в этом плане отложенный эффект только через шесть-семь лет, а до этого ряды школьников будут пополнять дети, появившиеся на свет в те годы, когда она росла. Например, совсем скоро, 1 сентября, в первые классы казахстанских школ пойдут свыше 405 тысяч мальчиков и девочек – на 25 тысяч больше, чем год назад. 

Положительный момент в свежих данных Бюро национальной статистики – это снижение общего коэффициента смертности (ОКС), или количества умерших в расчёте на каждую тысячу человек населения. В первой половине нынешнего года он составил 7,25, тогда как в предыдущие, пандемийные, достигал 8,60 (в 2020-м) и даже 9,61 (в 2021-м). Впрочем, это всё равно больше, чем в самые благополучные 2017-2019 годы, когда ОКС колебался в пределах 7,14 – 7,19. Как бы то ни было, похоже, самые сложные времена остались позади.  

Наиболее высокие показатели смертности по-прежнему фиксируются в северных и восточных регионах страны – от 10,37 до 12,54 в Северо-Казахстанской области, которая продолжает удерживать печальное лидерство. Самый же низкий ОКС зарегистрирован в Туркестанской, Мангистауской, Атырауской, Кызылординской областях, а также в городах Шымкенте и Нур-Султане, где этот показатель не превышает 5,67. Объяснение тут простое: на севере и востоке велика доля пожилых людей, которые уходят в мир иной намного чаще, тогда как на юге и западе с их традиционно высоким уровнем рождаемости население преимущественное молодое. Мужчин за шесть месяцев умерло больше, чем женщин – соответственно 37.355 и 31.826, и это тоже уже привычная ситуация. 

В целом рост числа жителей страны замедлился: если за первое полугодие 2021-го прибавка составила более 130 тысяч человек, то за аналогичный период нынешнего – 120,7 тысячи. Коэффициент естественного прироста населения тоже снизился – с прошлогодних 14,82 (правда, по итогам всего 2021-го он упал до 13,89, что, видимо, было как-то связано с приходом во второй половине минувшего года новой волны коронавируса) до нынешних 13,51. В одной из областей, Северо-Казахстанской, вообще зафиксировано его отрицательное значение – там родившихся оказалось меньше, чем умерших. Минимальный прирост в 0,78 имел место на Костанайщине. Сравните это с показателями Мангистауской (25,90), Туркестанской (22,46) областей и города Шымкента (22,82).

Нельзя не обратить внимания и на такой факт. Увеличение численности населения Казахстана за первую половину нынешнего года на 120,7 тысячи произошло исключительно за счёт горожан. А вот количество сельских жителей за шесть месяцев не только не выросло, но даже сократилось. Такая тенденция наметилась, начиная ещё с 2015-го (до этого сельское население, несмотря на миграцию в города в поисках лучшей жизни, медленно, но неуклонно росло), однако в пандемийные годы прекратилась. А теперь она снова даёт о себе знать. Правда, тут нужно разбираться – возможно, это произошло отчасти вследствие присоединения к городам прежних сельских территорий.

Несмотря на то, что, в отличие от прошлого года, в первой половине нынешнего не действовали никакие карантинные ограничения, по всей стране было заключено лишь 54,9 тысячи браков – на десять тысяч, или на 15 процентов, меньше, чем за аналогичный период 2021-го. Опять же вопрос: может ли это свидетельствовать о том, что молодые казахстанцы стали более ответственно относиться к созданию семьи, реже принимать скоропалительные решения? Или же причина лежит в социально-экономической плоскости? Или молодые люди не стремятся фиксировать свои отношения в записях государства? Почти на пять тысяч сократилось количество разводов – весьма обнадёживающий факт. 

Вот такие данные, касающиеся демографической ситуации в Казахстане и вызывающие неоднозначные оценки, обнародовало Бюро национальной статистики…
-1
    8 430