Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Общество

«Что это, если не ксенофобия?»

По материалам СМИ
7 октября 2022
Коллаж: © Русские в КазахстанеИздание QMonitor выпустило материал "Ксенофобия в Казахстане – реальная проблема или надуманная?", где опросило нескольких спикеров на заданную тему. Портал «Русские в Казахстане» приводит ниже отрывок из данного материала с мнением журналистки Асели Сериковой. 

- Ксенофобия, как известно, присуща обществам, в которых наблюдается глубинный идеологический разлом и которые в силу разных обстоятельств существуют в парадигме «свои – чужие». С учетом наличия в нашей стране серьезных противоречий по самому широкому спектру вопросов (языковая проблема, культурные особенности разных этносов, отношение к историческому прошлому, к членству Казахстана в интеграционных объединениях и т.д.) проявление ксенофобских настроений вполне ожидаемо.

Серьезным испытанием в этом плане для казахстанцев стали война России и Украины и ее последствия в виде притока в нашу страну мигрантов из РФ. Интернет наводнён безобразными постами и комментариями, провокационными роликами с призывами пускать в Казахстан только бегущих от частичной мобилизации представителей тюркских народов, а для славян закрыть границу на заслон, потому что они едут сюда «насиловать, убивать и разжигать сепаратистские настроения». Доходит и до прямых угроз то «устроить одесский Дом профсоюзов сепарам», то «резать их как баранов». Самое безобидное - «бить стекла в машинах». Что это, если не проявление ксенофобии?

Помнится, в прошлом году глава российского МИД Лавров назвал нашу страну ксенофобской, отметив высокий уровень русофобии. Какой тогда стоял гул возмущения – аж уши закладывало. Многие, в том числе и люди, облеченные властью, посчитали своим долгом ответить на этот «поклеп» и откровенное «вранье». Но так ли неправ был Лавров? Тем более что он четко дал понять: такие настроения провоцируются странами Запада, которым выгодно создать в регионе очаг напряженности.

Буквально на днях эта оценка получила документальное подтверждение благодаря публикации итогов расследования Стэнфордского университета США. По данным его интернет-обсерватории, в центрально-азиатских сегментах социальных сетей действовала целя сеть фейковых аккаунтов с постами на русском, казахском и киргизском языках, цель которых заключалась в стимулировании роста антироссийских и антикитайских настроений. Для пущего эффекта организаторы этой сети намеренно педалировали вопросы ущемления национальной идентичности граждан стран ЦА Россией и Китаем, распространяли призывы экстремистского характера.

Впрочем, опубликованные данные вряд ли вызвали удивление. Мы все прекрасно знаем, что уже давно и на систематической основе некоторые зарубежные фонды, представленные в нашей стране, выделяют для гражданского общества и СМИ гранты на осуществление такой деятельности. Итог этой практики и заключается в росте ксенофобских настроений. Несколько лет назад Ассоциация социологов и политологов констатировала наличие в нашем обществе «межнациональной отчужденности», что, по мнению аналитиков, обеспечивает наличие довольно высокого потенциала проявления ксенофобии (в разных исследованных группах уровень таких настроений достигал 40 процентов).

Конечно же, основные причины ксенофобии и наблюдаемого сейчас ее роста кроются вовсе не в разности взглядов на те или иные события и явления. Они гораздо глубже и вызваны отсутствием внятной политики государства в вопросах нациестроительства и формирования национальной идеи, общегосударственной идеологии как таковой. Четкие ориентиры в этом плане отсутствуют, а попытки общества самостоятельно выстроить их по отдельным заявлениям чиновников выглядят в высшей степени абсурдной затеей.

Без специальных исследований довольно трудно прогнозировать, во что в нашем случае способны вылиться ксенофобские настроения. Но мировой опыт изобилует страшными примерами, начиная с масштабной вынужденной миграции тех или иных народов и заканчивая этническими чистками, а то и геноцидом.

Понятно, что для предотвращения таких угроз необходимы соответствующие и адекватные меры реагирования. Но вряд ли предлагаемые государством воспитательно-образовательные мероприятия способны дать сколько-нибудь значимый эффект. Похоже, время для этого уже упущено, и нужны совершенно иные, куда более жесткие подходы. В их числе может быть тотальное выявление фактов демонстрации враждебности к представителям других этносов с обязательным привлечением к уголовной ответственности. Но, увы, органы КНБ, ответственные за контроль в этой сфере, от своих прямых обязанностей уже давно самоустранились. Новых инструментов и механизмов воздействия на ситуацию государством так и не было предложено. Похоже, нашему обществу предоставлено право переболеть этим недугом самостоятельно, не прибегая к медикаментозной терапии.

Конечно, мы переболеем. Другой вопрос – с какими последствиями. Впрочем, на данном этапе этот вопрос пока еще риторический…
+4
    12 762