Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Общество

Белому дому нравится казахская многовекторность… «Я не думаю, что у казахстанцев принципиально антиамериканское настроение»

Жанар ТулиндиноваМегаполис
5 марта 2012

Кеннет ФЭЙРФАКС: Я не думаю, что у казахстанцев принципиально антиамериканское настроение

 

Назначенный в конце прошлого года Посол США в Казахстане Кеннет Фэйрфакс уже успел заявить о себе как дипломат, не стесняющийся достаточно жёстких формулировок. В интервью газете «Мегаполис» он изложил свои взгляды на казахстано-американские отношения.

 

– Господин Фэйрфакс, США уже выразили своё отношение к событиям в Жанаозене и призвали Казахстан к прозрачному и всестороннему расследованию. Отслеживаете ли вы ход расследования?

 

– Мы пристально наблюдаем за развитием расследования событий в Жанаозене. Мы с большим интересом следили за результатами расследования, проведённого Генеральной прокуратурой, которые были обнародованы на этот момент, и приветствовали тот факт, что расследование, кажется, охватывает широкий спектр вопросов, в том числе проблемы, лежащие в основе этого вопроса. Мы приветствуем приверженность Казахстана тому, чтобы расследование было прозрачным и проводилось в духе уважения основополагающих прав, а также тому, чтобы соблюдать права всех лиц, обвиняемых в преступлениях, в соответствии с законодательством Казахстана и принятыми им на себя международными обязательствами, в том числе и в рамках ОБСЕ.

 

– Сегодня в Казахстане и в России в определённых кругах бытует такой стереотип: якобы любое проявление гражданской активности, выражающееся в участии в митингах, создании правозащитных организаций, проплачено государственным департаментам США. Откуда, на ваш взгляд, в Казахстане взялась такая антиамерикан-ская риторика? Означает ли это ухудшение дипломатических отношений между Казахстаном и США?

 

– Я не думаю, что у казахстанцев принципиально антиамериканское настроение, так же, как я не вижу ухудшения отношений. Между Соединёнными Штатами и Казахстаном существуют очень тесные, стратегические двусторонние отношения, и список областей, в которых осуществляется это сотрудничество, слишком длинен, чтобы можно было его тут привести. И я могу отметить, что эти отношения только укрепляются по мере продолжения нашего сотрудничества. Соединённые Штаты остаются приверженными тесному взаимодействию с правительством Казахстана во всех сферах сотрудничества – от содействия предпринимательству в области высоких технологий в соответствии с планами Казахстана по диверсификации экономики до содействия в планах по борьбе с контрабандой наркотиков; от борьбы с международным терроризмом до реализации казахстанского национального плана действий в области прав человека, плана, который бывший государственный секретарь Канат Саудабаев назвал «красноречивым свидетельством приверженности президента Нурсултана Назарбаева дальнейшей демократизации страны».

 

Неудивительно, что некоторые люди больше заинтересованы в определённых видах сотрудничества более, чем в других. Так же, как не каждый человек понимает важность международного сотрудничества в области стратегии Казахстана по снижению выбросов, не все понимают важность сотрудничества в продвижении прав человека и демократии. Принимая во внимание масштабы нашего стратегического сотрудничества с Казахстаном, мы активно ведём совместную работу по всем этим направлениям и по многим другим тоже.

 

– С недавних пор в нашей стране звучат мнения, что США не приветствуют создание Евразийского союза и прочие интеграционные процессы в регионе, видя в этом своего рода реинкарнацию СССР. Ходят даже слухи, что это могло подвигнуть США на недружественные акты в отношении Казахстана, например, организацию массовых беспорядков и т.д.

 

– Эти идеи и есть не что иное, как слухи. Соединённые Штаты не рассматривают укрепление отношений между Россией и Казахстаном как ослабляющее казахстано-американские отношения. Это не то, что экономисты называют «игрой с нулевой суммой». Другими словами, вполне возможно для Казахстана одновременно укреплять отношения с Соединёнными Штатами и с Россией – так же, как и с другими странами.

 

США уважают и понимают многовекторную политику Казахстана. Тесная экономическая интеграция с соседями, несомненно, важна для Казахстана, но также важна дальнейшая интеграция с мировым экономическим сообществом – через вступление в ВТО и другие международные организации. К счастью, люди, которые выдвигают экономические и внешнеполитические решения, исходят из того, что Казахстан должен был бы выбирать либо экономическое сотрудничество со своими соседями, либо членство в ВТО, просто плохо информированы; реальность заключается в том, что Казахстан может делать и то и другое. Например, США является и давним членом ВТО и членом Североамериканского соглашения о свободной торговле наряду с Канадой и Мексикой. Фактически мы состоим в целом ряде отдельных торговых отношений с разными странами по всему миру. Такие соглашения вовсе не являются несоответствующими нашей приверженности открытой и конкурентоспособной мировой экономике – приверженность, которая является общей у США и Казахстана.

 

– Совсем недавно Казахстан был своего рода островком стабильности в регионе, однако в последнее время в нашей стране произошёл ряд террористических актов, массовые беспорядки. Пересмотрели ли США статус Казахстана в связи со всеми этими событиями? Изменилась ли оценка уровня безопасности в нашей стране?

 

– США продолжают видеть Казахстан стабильным лидером в регионе.

 

– Сегодня внимание всей мировой общественности приковано к происходящему в Сирии. Особое разочарование вызвало то, что Россия и Китай не поддержали резолюцию Совбеза ООН о санкциях в отношении Сирии. Намерены ли США дальше настаивать на принятии санкций в отношении Сирии?

 

– Политика США по отношению к Сирии проводится на основе нашей приверженности основополагающим правам человека. Президент Обама обозначил причины для активной вовлечённости США в ситуацию в Сирии 4 февраля, когда он заявил, что «жестокости надо противостоять во имя справедливости и человеческого достоинства». Президент Обама обратился к международному сообществу с призывом работать, чтобы защитить народ Сирии от отвратительной жестокости, от которой они страдают сейчас, и помочь им в их стремлении обрести светлое будущее. В то время как США сожалеют о том, что Россия и Китай приняли решение наложить вето на резолюцию Совета Безопасности ООН по Сирии, госсекретарь Клинтон продолжает возглавлять усилия правительства США по работе с международным сообществом и с Лигой арабских государств в частности, чтобы найти способ положить конец страданиям и разрушениям, имеющим место в Сирии.

 

– Как вы считаете, стало ли после избрания многопартийного парламента больше демократии в Казахстане?

 

– Я, как и другие официальные лица США, уже подчёркивали ранее, что мы признаём, что это важный шаг для Казахстана и США, и США с нетерпением ожидают сотрудничества с недавно избранным многопартийным парламентом.

 

– Как вы относитесь к идее Нурсултана Назарбаева создать новую наднациональную валюту мирового класса – акметалл. Как американцы оценивают эту инициативу: не подрывают ли такие идеи экономическую мощь США?

 

– Я не знаком детально с планами по поводу акметалла, поэтому я не думаю, что знаю достаточно, чтобы комментировать этот вопрос. Могу только сказать, что экономическая мощь Соединённых Штатов Америки основана не на национальной валюте – долларе США. Напротив, доллар США проявил себя как лидирующая мировая обменная единица, потому что он подкреплён мощью американской экономики и стабильностью американского правительства.

 

Существует общепринятое заблуждение, что есть какое-то международное правило, требующее использования американского доллара. Это неправда. Страны по всему миру так же, как и частные компании, могут устанавливать свои платежи в любой валюте, по своему выбору. Они могут даже выбрать золото или что-нибудь другое. Позиция доллара США, как основной мировой обменной единицы, сложилась, поскольку бизнесмены и правительства по всему миру признают безопасность и его надёжность. Важный фактор в построении международной уверенности в американском долларе то, что американское правительство никоим образом не ограничивает его обращение. Кто угодно: другие правительства, частные банки и даже частные предприниматели – имеют возможность покупать, продавать или обменивать доллары без каких-либо ограничений. Мой опыт в экономике и бизнесе говорит мне, что эти факторы – абсолютная безопасность и абсолютная неограниченная конвертируемость – являются необходимыми предпосылками для становления любой валюты как основного средства финансов и коммерции на международном уровне.

 

Справка.

 

Кеннет Фэйрфакс является карьерным дипломатом высшего звена внешней службы в ранге советника-посланника. Он начал дипломатическую карьеру в 1987 году. В прошлом работал за рубежом в качестве советника-посланника по экономическим вопросам в Посольстве США в Ираке; генеральным консулом во Вьетнаме; на аналогичной должности в Польше; советником по экономическим вопросам в Посольстве США в Украине, заместителем руководителя миссии в Генеральном консульстве США в Канаде; сотрудником офиса по вопросам окружающей среды, науки и технологии в Посольстве США в России. Кеннет Фэйрфакс также работал директором управления по делам России, Украины и Евразии и директором управления по вопросам безопасности ядерных материалов в Национальном совете безопасности США.

 

Он является обладателем трёх наград государственного департамента США международной степени: «Награды Сальцмана» за выдающиеся достижения в экономической сфере; награды помощника государственного секретаря за отличные достижения в области окружающей среды, науки и технологии; «Награды Синклэра» за большие достижения в овладении трудным языком.

0
    520