Сегодня

446,49    475,38    61,66    4,79
Общество

Мнение экспертов - "Евразийский проект" работает!

Информационно-аналитический центрИнформационно-аналитический центр
28 марта 2012

Что дает интеграция Казахстана, России и Беларуси малому и среднему бизнесу и смогут ли предприниматели наполнить реальным экономическим содержанием контуры евразийского проекта? Эти и другие вопросы мы обсуждаем в серии интервью с казахстанскими экспертами. Тему продолжает президент Союза товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности РК, председатель правления АО «Рахат», победитель национального этапа конкурса «Ernst&Young» «Предприниматель года 2010» Анатолий Попелюшко.

- Анатолий Висханович, на Ваш взгляд, как «евразийский проект» воспринимается казахстанским бизнесом и как на практике происходит освоение общего рынка?

- Бизнес заметно активизировался, особенно в приграничных регионах Казахстана и России. Там уже вовсю действует общий рынок, на котором продаются как казахстанские, так и российские товары. Сегодня наши производители поставляют в соседние области России хлеб, молоко, колбасы, другие продукты без каких-либо ограничений. И наоборот, российский товар свободно продается у нас.

На уровне крупных предприятий начинается технологическая кооперация. Например, на строящейся в Балхаше атомной электростанции, насколько я знаю, предполагается использовать российское оборудование. К интеграционным процессам подключаются тепловые станции, угольные разрезы, нефтеперерабатывающие предприятия. Российские управленцы приходят в Казахстан, казахстанские – в Россию, происходит обмен опытом и технологиями.

- Вы руководите крупнейшей в Казахстане кондитерской фабрикой, повлияло ли создание Таможенного союза и ЕЭП на Ваше предприятие?

-  В прошлом году наш экспорт вырос на 20%, но не только за счет расширения сотрудничества с Россией. Мы поставляем свою продукцию во многие страны мира, в том числе в Монголию, Афганистан, страны Центральной Азии, в Европу. Работа на европейском рынке многому нас научила, и сегодня у нас есть свое видение развития бизнеса за рубежом. Поэтому мы предлагаем российским предприятиям кооперироваться для того, чтобы совместно выходить на европейские и азиатские рынки.

АО «Рахат» давно работает с Россией, но в последнее время сотрудничать стало намного проще. Мы начали закупать российское оборудование, которое по качеству не уступает западному. Например, продукция Омского машиностроительного завода, у которого мы приобретаем некоторые виды оборудования, не хуже европейских аналогов, но на порядок дешевле. То же самое могу сказать о продукции санкт-петербургского завода «Таурас-Феникс», которая выпускает фасовочно-упаковочное оборудование и технологические линии для предприятий пищевой промышленности. Раньше мы заказывали фасовочные автоматы в Германии, а сейчас в Питере.

В целом с российскими партнерами работать легче, чем с западными, хотя бы потому, что мы можем говорить на одном языке. Это важно, когда речь идет об установке сложных современных  технологических линий, программного обеспечения. Не возникает сложностей перевода, к тому же из России проще вызвать представителя завода-изготовителя или консультанта, если возникают проблемы с техническим обслуживанием Им не нужно ни визы, ни специального приглашения. Это пример реальной интеграции в действии.

Мы покупаем в России сырье, оборудование, запчасти, комплектующие, упаковку. Работаем не только с питерскими и омскими, но и новгородскими, подмосковными, новосибирскими и другими российскими компаниями.  Со своей стороны поставляем во многие регионы РФ готовую кондитерскую продукцию. Пока еще мы не готовы открыть свое производство на территории России, это требует слишком больших инвестиций и решения многих сложных организационных вопросов. Но на законодательном уровне предпосылки для развития взаимных инвестиций в производство уже есть.

- Как вы считаете, какие меры необходимы для поддержки интеграционных процессов в ЕЭП на уровне предприятий?

- Сейчас интеграция идет форсированными темпами. Это объективное требование времени, нужно объединяться, чтобы более эффективно противостоять продолжающемуся мировому экономическому кризису. Но при таких темпах, разработка и внедрение механизмов интеграции отстает от принятых решений. Законодательство и нормативная база в странах-партнерах пока не приведены в соответствие с межгосударственными соглашениями.

Например, чтобы при экспорте продукции в Россию получить возмещение НДС, нужно, согласно казахстанскому законодательству, предоставить в налоговые органы документ с отметкой таможни о прохождении товара через границу. Таможни на границе с Россией у нас нет уже больше года, отметку ставить некому. А без отметки налоговики возмещать НДС отказываются. То есть границы между странами сняты, но механизмы экспорта не проработаны, и это оказывает определенное сдерживающее влияние на рост взаимной торговли. Сейчас договорились, что временно отметки о прохождении товаром границы будут ставить пограничники, хотя это совсем не их функция.

Существуют также довольно много законодательных и нормативных актов, противоречащих друг другу. Выполняя один из них, мы нарушаем второй, и платим за это штраф. Я знаю случаи, когда суммы таких штрафов превышали стоимость самой поставки товара. На первом этапе интеграции подобные организационные накладки неизбежны. Но в этих условиях, на мой взгляд, необходимо предоставить бизнесу адаптационный период. Чтобы сформировалась новая нормативная база, были выстроены правильные отношения с партнерами, а потом уже взимались штрафы за нарушения правил.

Нам хотелось бы видеть большую активность со стороны Министерства индустрии и торговли РК, а также корпорации по развитию и продвижению экспорта KAZNEX в решении регулятивных проблем при выходе наших предприятий на общий рынок ЕЭП. Кроме того, сейчас была бы очень кстати масштабная информационная кампания - конференции, круглые столы, обучающие семинары для бизнеса, разъяснительная работа в СМИ. Тогда я думаю, практическая интеграция пойдет еще быстрее.

0
    589