Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Общество

«Дикокаменность» стремительно возрастает… Миф о пророссийской ориентации Киргизии неуклонно разрушается

Дамир ГалямовРусское единство
27 апреля 2012

Новый этап антироссийской кампании начался в Киргизии. Депутаты парламента и общественные деятели и организации все чаще выступают с предложениями откровенно русофобского содержания.


Так, в южной столице городе Ош на прошлой неделе прошел форум, на котором представители объединения «Эл уулдары», что переводится как «Сыны родной земли», выступили с инициативой обсуждения новой редакции закона «О государственном языке КР». Участники форума констатировали, что «статус русского языка как официального стал препятствием для развития государственного языка, так как у госчиновников, которые предпочитают говорить и вести делопроизводство на русском языке, нет стремления развивать госязык». Соответственно, собравшиеся приняли обращение к депутатам парламента страны, в котором потребовали изменить статус русского языка, что должно найти отражение во всех законодательных актах.

До поры до времени уже звучали голоса с аналогичным требованием, но они не носили характер законодательной инициативы. Теперь – по-иному. Так, депутат парламента Урмат Аманбаева предложила лишить русский язык статуса официального, зафиксированного в Конституции КР. Аналогичную позицию заняла еще один депутат – Жылдызкан Жолдошева, печально известная националистическими взглядами. В одном из интервью она не только высказалась за лишение русского языка статуса официального, но и потребовала доработать закон о государственном языке, внеся в него пункты, согласно которым на государственную службу принимаются только те граждане, которые владеют киргизским языком. Буквально через неделю она в интервью уже другому изданию говорила, что ее неправильно поняли. Но свои националистические настроения тут же подтвердила новыми заявлениями, в частности, потребовав лишить права выпускников узбекских школ сдавать общереспубликанское тестирование (ОРТ), аналог ЕГЭ, на родном языке, мотивируя тем, что «граждане возмущаются». Соответственно, по требованию Ж. Жолдошевой, школьники могут сдавать экзамены только на государственном или официальном языке.


Ее поддержали действием представители организации «Совет киргизской молодёжи» («Кыргыз жаштар кеңеши»), которые пикетировали Министерство образования, требуя убрать из общереспубликанского тестирования (ОРТ) версию на узбекском языке.


Комментируя происшедшее, главный редактор газеты «Московский комсомолец – Азия» Улугбек Бабакулов считает, что инициатива депутата Жолдошевой и ее многочисленных сторонников относительно русского языка имеет все шансы быть вынесенной на обсуждение в парламенте.


«Если лишить русский язык статуса официального, то тогда ничто не помешает запретить сдавать экзамены на родном языке не только в узбекских, но и в русских школах. И это всего один из сонма негативных моментов, которые возникнут после кардинального решения по изменению конституции и других законов. Мотивировка депутатов, будто необходимость знания чиновниками киргизского языка заставит некиргизов учить язык, чтобы иметь возможность попасть на государственную службу, не имеет под собой реальной почвы: отбор идет по национальному признаку, некиргизу можно знать язык на уровне доктора филологии, но это не дает никаких гарантий», – полагает Бабакулов.


С момента последнего государственного переворота в феврале 2010 года национальный вопрос превратился в республике в самый популярный инструмент в борьбе за власть. Рост националистических настроений стал основой для многих политических группировок при проведении предвыборных кампаний. В последний раз это случилось в марте, когда избирался городской парламент города Оша, причем антироссийская риторика звучала из уст как сторонников власти, так и оппозиции.


Примечательно, что антироссийская и антирусская кампания бьет также по тем этническим киргизам, которые не владеют или слабо владеют родным языком. Зачастую они имеют хорошее образование и занимают важные должности на государственной службе, но рискуют их потерять. В стране даже существует негласное деление на «кыргызов» и «киргизов».


Недавно в Бишкеке прошел 2-й съезд интеллигенции. Одна из организаторов форума  Жамал Ташибекова  посетовала: «Многие депутаты парламента Кыргызстана считают себя интеллигентами, хотя таковыми не являются. В обществе происходит раскол. В частности, тех людей, кто не владеет родным языком, называют киргизами. По мнению нынешнего поколения политиков, это мы виноваты в развале заводов, фабрик, сельского хозяйства».


Фактически в Кыргызстане идет «охота на ведьм», объектами которой становится русскоязычное население и киргизы, чьи симпатии на стороне России. В частности, те же общественные деятели, которые требовали лишить русский язык статуса официального, на своем форуме в Оше заявили, что следует «прекратить давление русскоязычных СМИ на кыргызкоязычные СМИ».


«Это требование ура-патриотов не имеет под собой никакой почвы. Скорее, все наоборот, – считает упомянутый выше Улугбек Бабакулов. – Мне интересно, каким образом они себе представляют сам факт давления? В этой связи хочу привести слова парламентария Эгамберды Эрматова, процитированные в кыргызскоязычной газете «Кереге», который сказал, что «сейчас кыргызская журналистика не поднимается выше уровня сплетен, а русские газеты пишут, все уточняя, по этой причине мы должны обучать кыргызских журналистов». На замечание депутата журналисты издания отвечают: «Но откуда бы у нас взялась информация, если бы сами политики не сплетничали и не ковыряли друг друга? И кто кого здесь давит?»


Большинство русскоязычных изданий периодически публикуют статьи в защиту русского языка или, по крайней мере, стараются не затрагивать эту тему. Но стоит сказать, что два месяца назад началась организованная травля русскоязычных изданий и журналистов: корреспондентов газет «Вечерний Бишкек» и «Дело №» вызывали в госбезопасность по надуманным делам, журналиста Владимира Фарафонова судят и обвиняют в разжигании межнациональной розни,  блокируется российский сайт «Фергана.ру».


При этом ни одно издание или журналист, представляющие киргизскоязычную прессу, не были привлечены к ответственности, хотя большинство киргизских газет, включая и государственные, и принадлежащие президенту, и членам парламента и правительства, продолжают публиковать материалы явно националистического, в том числе и антироссийского, содержания.


Однако было неправильным считать, что антироссийские настроения разгорелись в последние несколько месяцев. Еще в правление свергнутого президента Курманбека Бакиева, точнее в 2009 году, власти инспирировали принятие закона, согласно которому теле- и радиокомпании обязаны были половину эфирного времени вещать исключительно на киргизском языке, как и половина программ и передач собственного производства.

 

После «революции» 2010 года временный президент выдвинула инициативу перевода всего школьного образования исключительно на киргизский язык. В соответствии с изданными ею указами, были закрыты несколько некиргизских школ в южных областях.


Стоит также отметить, что самым трагичным моментом последней «революции», точнее  государственного переворота, был межнациональный конфликт июля 2010 года, когда пострадало узбекское население. Однако первый факт организованного националистического насилия тогда пришелся на апрель, когда от погромов пострадало село Маевка под Бишкеком, где основным населением являются русские.


На сегодняшний день ничто, увы, не предвещает смягчения ситуации. Скорее всего, антироссийская и антирусская риторика будет усиливаться. Вполне может быть, что парламентарии все же начнут обсуждать тему лишения русского языка статуса официального. Националисты в парламенте и из лагеря оппозиции не привыкли в таких случаях делать шаги назад. В то же время в Киргизии уже нет ни одной политической силы, которую можно было бы назвать пророссийской.

+1
    795