Сегодня

446,49    475,38    61,66    4,79
Общество

Слово Путина и Лукашенко… Что скажет Назарбаев?

Информационно-Аналитический ЦентрИнформационно-Аналитический Центр
10 мая 2012

Слово Путина и Лукашенко...Что скажет Назарбаев?

 

На фоне нарастающей дискуссии о темпах и формате дальнейшего развития Евразийского проекта в России, Казахстане и Беларуси становится все более заметной осторожность казахстанского лидера и необычайный оптимизм Александра Лукашенко. 8 мая Президент Беларуси вновь говорил о живительной силе кооперации: "В современном мире может выжить лишь тот, кто имеет большой емкий рынок, либо тот, кто образовывает таковой путём интеграции". Интеграция в рамках Евразийского союза формирует такой рынок и соответствует интересам белорусского народа, подчеркнул руководитель Белоруссии. ЕС и ЕЭП, отметил Лукашенко, "должны не делить континент, а объединять его" и в этом состоит суть белорусской инициативы "интеграции интеграций".


Активность Минска понятна и объяснима. Крайне напряженные отношения с Брюсселем не оставляют шансов на альтернативу, даже в ущербном -украинском варианте. Но почему стала более сдержанной риторика Ак Орды? Ведь успех евразийского проекта, по логике, и есть доказательство правоты Нурсултана Назарбаева, который предлагал модель евразийской интеграции за долго до «открытий» Александра Лукашенко?


Едва ли речь идет о какой-то обиде на недостаточное признание заслуг Назарбаева в деле развития ЕЭП и ТС. После известной путинской статьи, которая дала старт перезагрузке практического евразийства, но в которой почему-то не оказалось упоминания о 1994 г. и выступлении Президента РК в стенах МГУ, российский агитпроп сделал поправки и при каждом удобном случае вспоминает о заслугах Елбасы.


Отсутствие реального продвижения в вопросе о месторасположении органов ЕЭС? Да, такая проблема имеет место быть, но ее нельзя назвать определяющей. Хотя, глядя на офисные мучения ЕЭК, поневоле задаешься вопросом - почему же все-таки не Астана, где под ведомство Христенко, не сомневаюсь, отвели бы целый дворец.


Главная причина осторожности казахстанской элиты носит, на мой взгляд, внутренний характер. И свидетельство тому, недавнее размещение в Сети  письма местных национал-патриотов - Касыма Аманжолова, Мухита Асанбаева, Куата Домбая, Расула Жумалы, Талгата Мамыраимова, Айдоса Сарыма и Мухтара Тайжана. "10 вопросов о казахском языке и не только" - это действительно не только о проблеме языков и оралманов. Это очередной пробный шар на тему выбора модели развития самого казахстанского общества.


Эмоциональный вопрос-реплика - "Люди, прекрасно знающие государственный язык, но слабо владеющие русским, априори становятся гражданами второго сорта у себя же в стране!" - это не только об оралманах, скорее, о принципах отношения к интеграции как таковой. К интеграции внутренней - через языковые и культурные коммуникации. И к интеграции внешней - через евразийский проект? Или, как много раз писал Айдос Сарим, через движение к европейским ценностям? 


Для Назарбаева и Путина - европейский и евразийский проект не противоречат и дополняют друг друга. Для части казахстанской интеллигенции вся эта интеграция в рамках ЕЭП -  не более  чем механизм подчинения Казахстана интересам северного соседа, как в рамках геоэкономики, так и культурной экспансии Москвы.  На мой взгляд внутреннее сопротивление интеграционному тренду в Казахстане намного сильнее, нежели мы представляем это из Москвы. Поэтому осторожность Назарбаева, особенно в тот момент, когда местная элита замерла в ожидании перемен абсолютно понятна и предсказуема. Для многих казахстанцев и россиян фигура Елбасы ассоциируется с сохранением тренда на партнерство с Москвой. Что будет при его преемнике не берутся предсказывать даже самые осведомленные эксперты. 


И если Нурслутан Назарбаев старается избегать громких фраз и настаивает на поэтапности строительства евразийского дома, то, очевидно, что это единственно возможный путь, при котором интеграция не вступит в противоречие с логикой развития внутриполитических процессов в РК.

0
    583