Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Общество

Махина оборонки заработала… Дмитрий Рогозин обещает за три года возродить российский ОПК

Артем ИвановскийСтолетие
19 июня 2012

В пригороде Парижа прошла международная выставка вооружений «Евросатори-2012». Презентацией ноу-хау отечественного ОПК занимался лично вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин. По поводу впечатлений европейцев от продукции российских оружейников он в своем микроблоге в Твиттере отметил: «Интерес к нам огромный. Все понимают, что махина русской оборонки пришла в движение. Французы, да и другие европейцы готовы к кооперации».

 

Однако наибольший интерес вызывает принятое Рогозиным обязательство в рекордно короткие сроки возродить отечественный оборонно-промышленный комплекс. «Можете не верить, - написал он в Твиттере, - но через 3 года даже слепой увидит возрождение промышленности. Дайте мне три года, и я убавлю у вас скептицизма и неверия».

 

Конечно, в искренности намерений Дмитрия Рогозина вывести российскую «оборонку» из нынешнего неблагополучного состояния и вернуть ей былую мощь сомнений нет. Вопрос в другом: возможно ли в принципе за столь короткий срок развязать гордиев узел из множества накопившихся за предшествующие два десятилетия проблем? Тем более, что проблемы эти имеют устойчивую тенденцию к накапливанию. Достаточно вспомнить ту оценку положения дел в ОПК, которая прозвучала из уст премьер-министра России Дмитрия Медведева в его заявлении от 9 июня: «Есть проблемы, которые в отрасли накопились. Их пытаются решать – где-то успешно, где-то не очень успешно. Они касаются и состояния производственных мощностей, и взаимодействия в рамках тех кооперационных цепочек, которые существуют в отрасли. Нам нужно понять, каковы производственные мощности заводов. Мы эту тему обсуждали, нам теперь нужно определиться вообще с тем, что делать дальше». Заявление, говорящее само за себя...

 

Напомним, что 9 июня в Казани состоялось правительственное совещание по вопросу дальнейшего развития стратегической авиации. В частности, председателем правительства было объявлено о предстоящем создании новейшего стратегического бомбардировщика пятого поколения.

 

При этом в прессу просочилась информация о том, что между Дмитрием Рогозиным и начальником Генерального штаба ВС РФ Николаем Макаровым возникли значительные разногласия относительно роли стратегической авиации в будущей войне.

 

Правда, вице-премьер позднее сказал о том, что практически все разногласия сняты. Тем не менее, на своей странице в Твиттере он дал понять, что его точка зрения осталась неизменной: «Стратегические бомбардировщики даже до зоны ПВО врага не долетят. Думать надо об оружии будущей, а не прошлой войны». И это лишь один из многих примеров серьезных расхождений между Рогозиным,с одной стороны, и министром обороны Анатолием Сердюковым и начальником Генштаба Николаем Макаровым - с другой. Понятно, что межведомственная борьба была, есть и будет одним из главных препятствий для наведения порядка в сфере гособоронзаказа и выполнения программы перевооружения.

 

Наиболее показателен в этом смысле конфликт вокруг подводных крейсеров проекта «Борей», которым предстоит нести только что принятые на вооружение МБР «Булава» и составить основу стратегических ядерных сил России на обозримую перспективу. Почти два года Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и Министерство обороны никак не могли урегулировать вопрос о строительстве пяти АПЛ данного проекта, а также о новых подлодках с ракетно-торпедным вооружением проекта «Ясень». Суть конфликта сводилась к тому, что в Минобороны считали цену контрактов на строительство этих кораблей завышенной и предлагали судостроителям установить окончательную сумму на 30% ниже той, которую предлагала ОСК. В результате произошел срыв гособоронзаказа в его важнейшем звене – российской ядерной «триаде». Руководство корпорации апеллировало к Дмитрию Рогозину. Вице-премьер принял сторону судостроителей и посчитал необходимым заявить: «Оборонзаказ должен обязательно содержать в себе норму рентабельности, которая направлена на обновление производства. Ценовые войны не должны доводиться до абсурда. Отжимать, как дохлую кошку, промышленность – это неверный ход». Наконец, в конфликт вынужден был вмешаться сам Верховный Главнокомандующий Российской Федерации. 25 мая в Кремле прошло совещание по вопросам строительства атомных подводных лодок с целью урегулирования зашедшей в тупик ситуации. В итоге 31 мая на официальном сайте ОСК было размещено следующее заявление: «Подтверждаем, что по итогам совещания у Президента РФ В.В. Путина и в соответствии с его поручением подписаны контракты на проектирование и строительство стратегических атомных подводных ракетоносцев модернизированного проекта 955А (шифр «Борей-А»). В общей сложности подписано три контракта: с ЦКБ морской техники «Рубин» на проектирование головной лодки модернизированного проекта 955А «Борей-А», с ОАО «ПО «Севмаш» - на строительство головной лодки этого проекта, с Объединенной судостроительной корпорацией на строительство серийных АПЛ проекта 955А. Все работы по ценам и срокам осуществляются в соответствии с Государственной программой вооружений».

 

Тем не менее, судя по туманному комментарию Анатолия Сердюкова («к 2015 году мы вернемся к вопросу о цене») реально предположить, что через три года ценовой конфликт может возобновиться. Со всеми вытекающими последствиями.

 

Подчеркнем, что в ближайшие годы контроль за выполнением гособоронзаказа станет важнейшей задачей для государственного руководства и, соответственно, дополнительным фактором, усиливающим разногласия по линии Военно-промышленная комиссия Правительства - Министерство обороны - Генштаб. Напомним, что в начале февраля вскрылись факты нанесения военным ведомством в 2011 году ущерба государству на сумму более 1 млрд руб. из-за ненадлежащего выполнения гособоронзаказа (эту цифру назвал главный военный прокурор Сергей Фридинский). В ходе прокурорских проверок выяснилось, что была «утеряна» часть денег, выделенных на закупки в ОАО «Воентелеком» цифрового оборудования, на ультразвуковую диагностику самолетов Су-24 и Су-27. В результате ошибок при планировании госзаказа в войска в 2011 году не попали морские ракеты «Булава», атомные подводные лодки «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», атомная подводная лодка «Северодвинск», ракетные комплексы «Искандер-М» и прочая техника. Кроме того, были выявлены злоупотребления во время ремонта ракетного крейсера «Петр Великий» и одной из подлодок проекта 667 «Кальмар».

 

Еще до обнародования этой информации Дмитрий Рогозин выступил с поразительным заявлением о том, что «необходимо установить цепочку истинных владельцев частных предприятий ОПК».

 

Стоит ли удивляться тому, что на одном из таких «частных предприятий» было обнаружено строительство двух «левых» подводных лодок?

 

Сразу после скандальных разоблачений Фридинского Министерство обороны объявило о намерении создать новый департамент, который будет контролировать выполнение гособоронзаказа. О функциях этой структуры подробно рассказал начальник Генштаба Николай Макаров: «Мы планируем создать новый департамент — департамент контроля за госзаказом, который будет следить как за расходами финансовых средств, так и за качеством выпускаемой военной продукции». Тем не менее, провал был столь глубоким, а вина соответствующих чиновников столь очевидна, что вопрос о контроле над гособоронзаказом повис в воздухе. Происходившая «подковерная борьба» осталась неизвестной широкой общественности, пока 7 мая Владимир Путин не отдал официальное поручение правительству подготовить предложения по выводу из подчинения Минобороны РФ федеральных ведомств, которые отвечают за размещение гособоронзаказа и контроль за его исполнением. 17 мая вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что Военно-промышленной комиссии могут быть предоставлены контрольные функции при решении споров между Минобороны и предприятиями оборонно-промышленного комплекса в рамках контрактов по гособоронзаказу. «Проблема состоит в том, что надо решить вопрос по объективному арбитру. В этом плане последние решения направлены на то, чтобы наделить Военно-промышленную комиссию функциями такого объективного арбитра между государственным заказчиком в лице Министерства обороны и промышленностью как исполнителем», – разъяснил Рогозин. Руководители ведущих оборонных предприятий восприняли это заявление с нескрываемой радостью. 21 мая президентским указом «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по оборонному заказу («Рособоронзаказ») была выведена из-под контроля Министерства обороны и напрямую подчинена правительству (читай – Рогозину). Таким образом, произошло серьезное изменение баланса полномочий в треугольнике ВПК – Минобороны - Генштаб. Но при этом Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств («Рособоронпоставка») осталось подконтрольным ведомству Анатолия Сердюкова. А это означает, что оппоненты Рогозина будут иметь возможности для вмешательства в сферу его компетенции.

 

Однако главным вопросом к программе перевооружения является отнюдь не ее выполнение либо невыполнение.

 

Принимая во внимание текущие масштабы сокращения и расформирования военных вузов, нельзя не задаться вопросом: а для кого, собственно, предназначены самолеты пятого поколения, новейшие танки проекта «Армата» и масса прочего вооружения в рамках госпрограммы-2020?

 

Напомним, что к 1 сентября сего года Министерство обороны ликвидирует семь военных вузов, из которых могут уволить почти 80% преподавателей и сотрудников. Как сообщила в интервью газете «Известия» руководитель департамента образования Минобороны Екатерина Приезжева, в военном ведомстве останется 10 военных образовательных учреждений, которые возьмут на себя задачу по подготовке 8,5 тыс. офицеров в год. Добавим, что подобные расчеты далеко не всегда соответствуют требованиям математической точности. Простой пример: 5 июня Анатолий Сердюков распорядился увеличить штатную численность офицерского корпуса Российской армии почти на 11 тыс. человек. Новые должности появились с 1 июня текущего года. «Решение похоже на попытку исправить кадровую ошибку, связанную с непродуманным сокращением три года назад штатной численности офицерского звена в армии», - так прокомментировало этот приказ Сердюкова издание «Армейский вестник». Между тем, расформирование военных вузов идет «ударными» темпами: в Москве под этот процесс попали Академия ВВС имени Жуковского и учебный центр имени Гагарина, в Петербурге – Военно-медицинская академия имени Кирова…

 

И все же хотелось бы внести в нарисованную выше картину некоторые оптимистические тона.

 

Несмотря на все проблемы, основания для сдержанного оптимизма все же имеются.

 

Так, например, в мае начался цикл государственных испытаний новой реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Торнадо». После их завершения новые комплексы до 2020 года полностью заменят в составе Сухопутных войск уже устаревшие РСЗО «Град», «Смерч» и «Ураган». На вооружение будут поступать три варианта РСЗО «Торнадо»: «Торнадо-Г» со стволами для реактивных боеприпасов калибра 122 миллиметра, «Торнадо-У» калибра 220 миллиметров и «Торнадо-С» калибра 300 миллиметров. Интересно, что они способны использовать для стрельбы как боеприпасы для систем «Град», «Ураган», «Смерч» соответственно, так и новые реактивные снаряды с увеличенной в 2,5 раза дальностью. При этом РС будут оснащаться разведывательным оборудованием или новой боевой частью. В частности, снаряды смогут зависать над полем боя и использоваться в качестве целеуказателей. Кроме того, в них будет реализована и возможность управляемого наведения. В перспективе, как ожидается, «Торнадо» смогут запускать крылатые и баллистические ракеты. Новая реактивная система создана по модульному принципу, то есть «Торнадо-Г» при необходимости быстро можно будет модифицировать в «Торнадо-С» или «Торнадо-У». Стоимость одной такой РСЗО составляет около 32 миллионов рублей. В целом, в рамках гособоронзаказа на 2012 год планируется поставка в войска 36 систем «Торнадо».

 

И последнее.

 

Сторонники закупок вооружения и боевой техники за рубежом обосновывали это свое мнение пресловутой «отсталостью» отечественного оружия. Однако данный стереотип несколько дней назад был опровергнут на уровне самой мощной и технологически передовой военной державы.

 

В апреле 2012 года контрактное командование Сухопутных войск США объявило тендер на закупку нестандартного вооружения и боеприпасов для международных коалиционных сил в Афганистане. И вот 8 июня к «Рособоронэкспорту» официально обратились пять оружейных компаний – партнеров правительства США - с просьбой стать субподрядчиком по поставкам продукции российского производства. Остается надеяться, что с этого момента все разговоры насчет плохого качества русского оружия отойдут в прошлое.  

0
    512