Сегодня

443,85    474,3    61,25    4,8
Общество
Вчера, 05:50

На сырьевой игле… Живём, пока есть что продать?

Сагит ОспановВместе!кз
1 августа 2012

Сказки для пятилеток

 

Казахстан все больше попадает в сырьевую зависимость

 

Министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев рассказал депутатам парламента о том, как исполняется знаменитая программа индустриализации.

 

По его словам, госпрограмма форсированного индустриального развития (ФИИР) реализуется настолько успешно, что уже чудесным образом преображает экономику. По сообщению министерства, именно меры по программе ФИИР «позитивно сказались на росте ВВП».

 

С тем, что структура казахстанской экономики необратимо меняется, нельзя не согласиться. Вот только в какую сторону?

 

По информации мининдустрии, со времени начала программы ФИИР «наметился устойчивый рост обрабатывающей промышленности». И здесь же с гордостью добавляется: «Впервые темпы ее роста опережают темпы роста горнодобывающей промышленности».

 

Но это же не гонка на велосипедах, чтобы меряться, кто кого опережает. Для экономической стабильности важно одно – от чего зависит производство, экспорт и доходы бюджета.

 

Да, ВВП ежегодно растет. Но заявлять, что это происходит благодаря подъему несырьевых секторов промышленности, было бы лукавством. Прежде всего, быстро увеличивается доля в ВВП нефтегазового сектора. В 2008 году она составляла 21,8%, а в 2011 году выросла уже до 24,6%. Соответственно, доля ненефтяного сектора за годы реализации ФИИР упала почти на три процента!

 

Как известно, нефтянка – далеко не единственная сырьевая отрасль. В Казахстане с его недрами, которые принято сравнивать с таблицей Менделеева, есть еще много чего для добычи и продажи. И в целом доля горнодобывающей промышленности в общем промышленном производстве выросла на 3,1%, достигнув 64,2% (в 2009 году было 60,3%).

 

Государственная казна все прочнее подсаживается на сырьевую иглу. Если в 2010 году на долю сырьевых отраслей приходилось 56,7% доходов республиканского бюджета, то в 2011 году – уже 60,1%. В то же время на обрабатывающую промышленность приходится лишь 7,8%.

 

Экспорт тоже зависит от сырья. «Несмотря на проводимую политику по увеличению доли несырьевого экспорта, рост экспорта в 2011 году обеспечен за счет реализации сырьевой составляющей (75,5%)», – говорится в отчете Счетного комитета.

 

Конечно, руководителям министерства индустрии и прочим чиновникам, ответственным за реализацию программы ФИИР, очень хочется показать все в розовом цвете. Как иначе – это ведь зона их прямой ответственности. Но факты и цифры говорят о другом.

 

Итак, картина получается следующая. В первую промышленную пятилетку, призванную избавить страну от сырьевой зависимости, вкладываются огромные деньги. Только в 2011 году введено 237 объектов с общей стоимостью триллион тенге.

 

Но при этом со времени действия программы ФИИР происходит уменьшение доли несырьевых отраслей в экономике, экспорте и доходах бюджета. Иными словами, действует обратная зависимость – чем больше денег тратим, тем меньше отдачи получаем.

 

А ведь помимо обрабатывающей промышленности, есть еще и сельское хозяйство, которое тоже поддерживается по программе ФИИР. Только на субсидирование аграрного сектора в прошлом году из бюджета поступило 23,2 миллиарда тенге. Между тем, доля сельского хозяйства в ВВП неуклонно сокращается, и на начало года она снизилась до 5 процентов. И это при том, что здесь занята четверть экономически активного населения страны.

 

Фактически, в стране происходит деиндустриализация. Все больше экономика и социальное благополучие зависят от мировых цен на сырье и импортные товары, и все меньше становится роль производства собственных товаров.

 

Причем сырьевая сфера тоже развивается не самым лучшим образом – в ней происходит все большая концентрация капитала. Фактически, вся государственная казна держится на нескольких крупных налогоплательщиках. Поступления от них в республиканский бюджет в прошлом году выросли на 62,7% (606,3 миллиарда тенге), в Национальный фонд – на 44,6% (на 955 миллиардов тенге). В целом же от крупных налогоплательщиков в 2011 году в бюджет поступило 52% всех доходов.

 

Такая зависимость от нескольких компаний чрезвычайно пагубна. Ведь если одна из таких компаний столкнется с проблемами, то вся экономика рискует лечь на бок.

 

Программа ФИИР должна была избавить от этой проблемы Казахстан. Но пока что получается наоборот.

0
    2 379