Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Общество

Стратегический просчёт Карим-паши… Как не надо расставлять приоритеты

Виктория ПанфиловаНезависимая газета
5 сентября 2012

Каримов покупает себе стабильность

 

Ташкент продолжает ограничивать участие в межрегиональных структурах СНГ

 

Узбекистан заявил о выходе из состава Корпуса сил МЧС СНГ. Ранее Ташкент приостановил свое участие в ОДКБ, а также отстранился от участия в антитеррористических маневрах ШОС, которые состоялись минувшим летом в Таджикистане. Эксперты считают, что нынешний вектор политики Ташкента направлен в сторону США и НАТО.

 

О решении приостановить свое участие в Корпусе спасательных сил МЧС СНГ Узбекистан заявил вчера в ходе 25-го заседания Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера стран СНГ, проходящего в Астане. Причины отказа от формирования Корпуса сил СНГ узбекские представители МЧС не назвали. По словам заместителя министра ЧС Казахстана Валерия Петрова, речь не идет о полном выходе Узбекистана из состава корпуса. «Узбекистан не собирается вводить свои подразделения в состав Корпуса сил СНГ. Но это его суверенное право, поэтому нет ничего страшного. Остальные государства подтвердили свое участие в корпусе, и те, кто это сделал, и будут участвовать. Силой ни одно государство не принуждается, все идет по обоюдному согласию», – заявил Петров в кулуарах заседания Межгосударственного совета по ЧС природного и техногенного характера СНГ. Он также пояснил присутствовавшим там журналистам, что Ташкент якобы не располагает возможностями для своего участия в Корпусе спасательных сил СНГ, сообщает казахское издание Tengrinews. В частности, у Ташкента, по словам одного из представителей узбекской стороны, не хватает техники и спасателей. Хотя ранее Узбекистан выделил на эти цели около 100 спасателей и врачей, а также несколько единиц техники.

 

Напомним, Корпус спасательных сил СНГ создан решением совета глав правительств Содружества в Москве в 1994 году для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. Соглашение было подписано 12 постсоветскими странами, в том числе Узбекистаном.

 

Впрочем, это не единственный выход Узбекистана из постсоветских структур. В Ташкенте неоднократно отмечали нежелание участвовать в формировании различных межгосударственных объединений, которые впоследствии могут выйти за свои рамки и приобрести политическую или военную окраску и содержание. Так, ранее Ташкент приостановил свое участие в ОДКБ, отказался от участия в антитеррористических маневрах ШОС, которые состоялись минувшим летом в Таджикистане. В итоге в конце августа парламент Узбекистана принял Концепцию внешнеполитической деятельности, разработку которой инициировал президент Ислам Каримов. Она провозглашает отказ Ташкента от размещения на территории страны иностранных военных баз и объектов, а также дает право Узбекистану «заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них». Согласно новой внешнеполитической концепции, Узбекистан не принимает участия в военно-политических блоках, оставляет за собой право выхода из любого межгосударственного образования в случае его трансформации в военно-политический блок. Корпус спасательных сил МЧС – организация хоть и не военная, но, по мнению экспертов, могла быть зачислена в ее разряд. Нынешний вектор Ташкента направлен в сторону НАТО и США, считают политологи.

 

«Выход Узбекистана из Корпуса сил МЧС дополняет общую картину внешнеполитического позиционирования Узбекистана, причем не только в последнее время. Еще до приостановления своего членства в ОДКБ Узбекистан отказался от участия в КСОР ОДКБ (Коллективные силы оперативного реагирования. – «НГ»), мотивируя это конституционной нормой, запрещающей использование силовых структур республики за пределами ее территории. Правда, можно вспомнить малоизвестный эпизод, когда осенью 2001 года узбекский спецназ действовал против отрядов Исламского движения Узбекистана на территории Северного Афганистана. Но оставим это на совести авторов внешней политики Узбекистана. В столицах стран региона, очевидно, понимают, что игра не по правилам Госдепартамента США и Пентагона чревата той или иной дестабилизацией, которая давно уже является одним из инструментов американской внешней политики», – сказал «НГ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН (Москва) Александр Князев. По его мнению, Ташкент своим неучастием во всех альянсах, а теперь уже и в узконаправленных соглашениях, где Россия занимает лидирующее положение, «покупает свою стабильность». «Но, думаю, это будет действовать лишь до поры до времени. В Ташкенте, видимо, поняли, что время так называемой многовекторности прошло, но, на мой взгляд, не совсем верно определили свой приоритетный вектор. США как центр влияния в регионе – это краткосрочная, ну, может быть, среднесрочная перспектива. Стратегически же это Китай и Россия», – считает эксперт.

 

Директор международных программ Института национальной стратегии Юрий Солозобов считает, что причиной приостановления участия Ташкента в Корпусе сил МЧС СНГ стали внешнеполитические амбиции режима Ислама Каримова и необходимость вывода войск США из Афганистана в 2014 году. «Логистика диктует лучший путь по железной дороге из Афганистана в Узбекистан. Поэтому с Узбекистаном США рано или поздно, но должны были договориться, забыв при этом Андижан (жестокое подавление властями мятежа в городе Андижане в 2005 году. – «НГ») и нарушения прав человека. Причем с учетом того, что Узбекистан перевооружает свою армию, можно говорить о том, что за предоставление своей территории в качестве транзитной американцам Ташкент получит часть вывозимого из Афганистана американского вооружения», – сказал «НГ» Юрий Солозобов.

 

Также, по мнению эксперта, необходимо учитывать, что Ислам Каримов стоит перед двумя задачами: обеспечить преемственность власти и подтвердить свои претензии на региональное лидерство. «Участвовать в евразийском проекте, автором которого является Нурсултан Назарбаев, для Ислама Каримова бессмысленно – здесь Ташкент всегда будет после Москвы и Астаны. А третья скрипка не для него. Именно поэтому прагматичный Каримов ставит на США – мировую империю, от которой можно получить не только оружие, но и помощь в решении упомянутых выше двух главных задач узбекского президента. У Вашингтона есть свой интерес. Там считают, что проект «Большая Центральная Азия» должен быть реализован», – сказал «НГ» Юрий Солозобов.

 

 По мнению координатора международной экспертной сети Jeen Натальи Харитоновой, сотрудничество с США и Западной Европой на нынешнем этапе помимо дивидендов за транзит грузов НАТО обеспечивает Каримову защиту от угрозы со стороны боевиков исламистских организаций, использующих для своих действий территорию Афганистана. «Кроме того, тесное сотрудничество с Вашингтоном и Брюсселем фактически дает режиму в Ташкенте уверенность в том, что на Западе не станут торопиться с запуском ливийского сценария против узбекского диктатора в случае возникновения серьезного противодействия со стороны узбекской оппозиции», – считает Наталья Харитонова.

0
    2 366