Сегодня

446,49    475,38    61,66    4,79
Общество

Формирование Евразийского союза: что может сделать элита

Юрий БаранчикРусское единство
28 декабря 2012

Без интеграции нет стратегических перспектив выживания


Осмысление национальных концепций развития за время, минувшее после распада СССР, со всей определенностью показывает: ни одна из стран СНГ, развиваясь в одиночку, не имеет стратегических перспектив выживания. И если западные страны СНГ – Беларусь, Молдова, Украина (как и страны Прибалтики) – в качестве альтернативы имеют ясную перспективу растворения в «единой» Европе, то перед многими из стран Закавказья и Центральной Азии маячит и вовсе мрачная перспектива превращения в постоянно тлеющие горячие точки в южном подбрюшье России. Если же Россия не сможет сцементировать вокруг себя своих исторических братьев, друзей и соседей, то одним из вероятных вариантов вполне может стать ее распад.

 

Естественно, что ни одна из постсоветских стран не сравнится по влиянию и мощи с Советским Союзом. Даже нынешняя Россия. Следовательно, элита ни одного из нынешних постсоветских государств не может ставить и решать те задачи, которые могла себе позволить решать советская партийная, научная, промышленная элита. Однако эти задачи есть. И без их решения в долгосрочной исторической перспективе не выживет ни одно из государств СНГ.

 

Воссоздание СССР в прежнем виде будет нецелесообразным, поскольку централизованной империи в XXI веке будет трудно системно противостоять вызовам нового времени, которые имеют преимущественно сетевой характер. СССР выполнил свою историческую миссию: в предельно сжатые по историческим меркам сроки сцементировал территорию и культурное пространство Российской империи, осуществил серьезный экономический, образовательный и военно-промышленный скачок, фактически в одиночку выиграл Вторую мировую войну, совершил прорыв в космос и первенствовал в ряде других научных направлений, прямо или косвенно содействовал освобождению от западного колониализма большей части мира.

 

Сейчас наступает новая эпоха развития евразийского пространства. Элиты постсоветских стран серьезно выросли в организационном, профессиональном и культурном плане. Они самостоятельно могут ставить и решать задачи национального развития без согласования с руководством в Центре. Однако такое усиление «национальных окраин» позволяет и совсем иначе, более технологично подойти к решению как глобальных вопросов развития евразийского пространства, так и современного мира в целом, к участию в глобальной игре на мировой шахматной доске уже сообществом стран, т.е. командно.

 

Оценка общемировых тенденций развития


Последние события на мировой политической карте мире – ликвидация государственности некоторых стран и прямое военное вмешательство Запада в дела суверенных государств, введение односторонних санкций, в том числе и против Беларуси, побуждают к однозначному выводу: чтобы удержать свои лидирующие позиции в мире как по уровню потребления, так и по концентрации политической и экономической глобальной власти, Запад готов вогнать весь остальной мир в новое средневековье с тотальными цифровыми технологиями манипуляции людьми, народами, странами и целыми континентами.

 

Ни одна из стран СНГ, включая Россию, в одиночку в нынешнем социально-экономическом положении не в состоянии дать адекватный ответ на новые вызовы глобализации. Следовательно, необходимо объединение усилий наших стран в поисках возможной модели объединения постсоветского пространства. Поскольку только увеличение концентрации человеческого, промышленного, финансового потенциала стран позволит увеличить скорость и качество информационного обмена для выработки и принятия правильных и обоснованных решений и их воплощения в реальных управленческих процессах.

 

Следовательно, наряду с органами государственного управления большая роль в создании полноценного Союза евразийских стран принадлежит и общественности наших стран, которая не может остаться в стороне от этого процесса и должна поддержать усилия властей, направленные на построение справедливого, демократического, политически ни от кого не зависящего и экономически сильного союза.

 

Элита – как цель и как носитель ценностей


Общества наших стран после распада Советского Союза остро нуждаются в новых идеях. Возможно, идея Евразийского союза – одна из них. Воплощение любой глобальной общественной идеи невозможно без ее носителя – элиты. Т.е. одной из первоочередных задач нынешних властей Беларуси, Казахстана и России является формирование элиты, у которой со временем образуются совместные цели и задачи. Не будем скрывать, что в настоящее время в формирующемся Евразийском союзе элиты всех трех стран пытаются что-то выиграть и с большими для себя приобретениями использовать общее экономическое пространство. Это вполне закономерно и естественно. Однако такая ситуация рано или поздно – после объединения капиталов, активов, установления тесного партийного сотрудничества и т.д. – исчерпается. И перед элитами этих трех стран (как и тех, которые будут присоединяться к Евразийскому союзу) действительно возникнут общие цели и задачи по расширению своей экспансии на внешние экономические и политические рынки.

 

Соответственно, наши страны стоят перед общей глобальной задачей – формированию системы подготовки людей, образованных и понимающих суть развития Евразийского союза, его цели и задачи – от детского сада до вуза. Задача элиты (в рамках Евразийского союза) – быть носителем целостной системы идей, которые будут привлекательны как гражданам стран, входящих в Евразийский союз, так и нашим партнерам. Соответственно, задача формирования элиты включает в себя не менее, а, может быть, гораздо более важный вопрос – формирование целостной системы ценностей Евразийского союза, ради которых он, собственно говоря, и формируется и которые должен защищать в ходе своего взаимодействия с другими центрами силы в мире.

 

Что в себя включает такая система ценностей? Рассмотрим этот вопрос на примере опыта Советского Союза. В нем была целостная система ценностей, которая пронизывала все общество снизу доверху, от детского сада, повторюсь, до вуза, завода, стройки, от октябрятской «звездочки» до комсомола и коммунистической партии. В этой связи можно только приветствовать информацию о начале подготовки новой программы патриотического воспитания в России, которая начнется именно с детского сада. Это вполне закономерно. Есть базовые ценности и понятия, которые существуют в обществе всегда, безотносительно к конкретному общественному строю, – это понятия Родины, Отечества, родной земли, народа, ценности любви, дружбы, братства, флага, герба, гимна и т.д. и т.п., все то, что формирует у человека нравственную и гражданскую систему самоидентификации.

 

Если мы посмотрим на происходящие сейчас на Западе процессы отмены сексуальных, нравственных, религиозных, этно-национальных ценностей, то увидим, что их цель состоит в максимальном лишении человека всей массы идентификационных маркеров, благодаря чему индивид превращается просто в потребителя, которому нечего защищать, так как он ни с чем себя не идентифицирует. Особое место в этом процессе «оскотинивания» человека, конечно, занимает ювенальная юстиция. Родителей могут лишить их прав, отталкиваясь от жалобы ребенка на их действия, что мы сейчас наблюдаем на примере нескольких семей из России в Финляндии. Однако гораздо более страшная компонента ювенальной юстиции состоит в отмене самих понятий «мать» и «отец», поскольку именно с осознания присутствия в этом мире родителей начинается собственная идентификация ребенка. Отсутствие матери и отца изначально ставит перед человеком огромнейшую по психологическому напряжению проблему – кто он и откуда?

 

Конечно, и в советской системе были свои серьезные минусы. Но система-то была. Были внятные цели, задачи, и общество функционировало, как единый механизм. Без этого были бы невозможны ни победа в Великой Отечественной войне, ни последующие прорывы в науке, культуре, технике. А почему это было возможно? В том числе и потому, что элита имела мощные программные установки по построению нового общества и вела соотечественников к достижению поставленных целей.

 

С этих позиций достаточно легко объясняется и феномен распада СССР. Почему он произошел? Ведь система ценностей осталась прежней – никто ее до распада СССР не менял. Что же изменилось? Элита утратила цель развития страны. Производное от этой потери – предательство элиты, приобретшее необратимый характер с приходом к власти Горбачева и его «перестроечной» команды. Пропала цель – начался распад элиты. Стала распадаться элита – начала сбоить система ценностей, в результате в 1980-е годы в коммунистическую перспективу уже почти никто не верил. Начались деградация и распад страны.

 

Что мы имеем сейчас? Множество конкурирующих программ развития, из которых начала выделяться идея Евразийского союза. Возьмем либеральную программу. Работает ли она в России, Беларуси? Нет. Как показал мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году и продолжающийся по сей день, западная либеральная система ценностей работает только при трех обстоятельствах: во-первых, в условиях неограниченного доступа к дешевым – подчеркиваю это – энергоресурсам, во-вторых, при условии открытия и создания новых рынков и, в-третьих, в условиях неэквивалентного обмена со своими торговыми партнерами. Как только эти три условия заканчиваются, что и начало происходить в 2008 году, западная либеральная модель тут же стала давать сбои. Очевидно, что рано или поздно это скажется и на внутреннем политическом устройстве западных стран, и на переходе к более жестким формам и моделям государственного устройства с гораздо меньшими степенями личной и общественной свободы.

 

А как западная система организации экономики преломилась в наших странах? Работают ли эти принципы? Возьмем, к примеру, частную собственность на крупное производство. Новые российские собственники смогли стать миллиардерами, но рабочие на этих предприятиях получают безумно мало по сравнению с доходами собственников. Справедливо ли это с учетом того, что предприятия были построены всем народом на государственные деньги, а не стали результатом личных достижений новых собственников? Конечно, нет, и это ведет к социальному напряжению.

 

Вспоминается, как Д. Медведев, еще будучи президентом России, высказал вполне здравую, на первый взгляд, идею о том, что надо снимать больше фильмов, которые бы прославляли трудовые будни рабочих, трудовой подвиг крестьян, ученых и т.д. Однако сразу возник вопрос: если в Советском Союзе подобного рода фильмы были органичной частью единой для всего общества идеологии, то сейчас они будут выглядеть просто насмешкой над рабочим классом. Для чего сейчас рабочим совершать трудовой подвиг и возводить мартен в голой степи за три месяца? Чтобы советская Родина выжила в страшной войне с фашистским агрессором? Для чего перекрывать Ангару или Енисей? Чтобы дать мощный импульс для развития перспективного экономического региона, где по-современному заживут десятки, сотни тысяч соотечественников? Нет, совсем нет. Получается, что лишь для того, чтобы очередной Абрамович или Вексельберг купили себе новую яхту или дворец в Лондоне. Словом, не вяжется идеология трудового подвига с реалиями современной России или Беларуси.

 

Пойдем дальше. Платное образование – работает? Нет, не работает. Образование стало платным, а качество образования существенно ухудшилось. Платная медицина – работает? Нет, не работает, так как врачи стали понимать свою работу очень просто – если хорошо лечить больного, то снизятся доходы и он будет меньше ходить к врачу. Соответственно, лечить надо постоянно и от всего, от чего только можно и нельзя.

 

Дальше – частная собственность на СМИ. Контроль над многими из них ушел в результате на Запад, и, естественно, они ведут информационную политику, в корне противоречащую национально-государственным интересам страны. Работает та самая либеральная модель и работает на нашего геополитического соперника.

 

Понятно, что это только самые элементарные примеры. Но, думается, и их достаточно, чтобы критически посмотреть на перспективы либеральной идеи в наших странах. Соответственно, нужна новая, адекватная идея. Мне видится некий симбиоз социалистических идей Просвещения – свободы, равенства, братства людей и народов – и традиционной для наших народов системы ценностей – религиозных и государственнических. Советская система в самый трудный период своего существования – в годы Великой Отечественной войны смогла найти такой ментальный конструкт и перевести понятную для подданного Российской империи формулу «За Веру, Царя и Отечество» в новую по форме, но по смыслу абсолютно идентичную – «За Родину, за Сталина».

 

Я, разумеется, не призываю к копированию старого опыта, но изучать и использовать его, беря лучшее,  – жизненно необходимо. Связка «новая элита – новая система ценностей» для реализации целей и задач евразийского строительства должна быть дополнена еще одной важной составляющей – нужен новый центр, в котором, как в плавильном котле, начнет формироваться новая евразийская элита и из которого наше общее информационное пространство начнет наполняться общими смыслами.

 

Конечно, процесс формирования единой по целям и задачам евразийской элиты идет трудно. Мы это можем наблюдать практически повседневно. Элитам многих стран СНГ, начавшим считать себя после распада СССР поместно-родовой шляхтой, очень трудно отказаться от нежданно-негаданно свалившегося на их голову бремени независимости от Центра. Даже в тех трех странах, которые сегодня образуют ядро евразийской интеграции, мы видим среди представителей власти и политического класса множество противников её идей. Но ведь никто и не обещал, что этот путь будет легким. Тем более что другого пути у нас нет вообще, ибо продолжение прежней политики центробежного движения бывших национальных окраин от России приведет только к исчезновению народов, населяющих постсоветское пространство.

 

____________

Статья подготовлена на основе доклада автора на международной конференции «Евразийский вектор развития: проблемы и перспективы», организованной в октябре с.г. журналом «Международная жизнь» при поддержке МИД РФ в Ялте

0
    3 375
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.