Сегодня

448,89    477,93    62,02    4,76
Общество

Киргизия в ожидании новой революции. Политолог Александр Князев рассказал о нескольких вариантах развития киргизско-российских отношений

Владимир БанниковНовый Регион
7 марта 2013

Дестабилизация политической обстановки в республике на сегодняшний момент весьма реальна. Президент Киргизии сейчас стоит перед дилеммой. Если он пойдет навстречу американцам и сохранит натовскую авиабазу, просто поменяв вывеску, (как это сделал в 2009 году свергнутый народом экс-президент Бакиев), его ждет тот же сценарий смены власти, считает эксперт, координатор региональных программ института востоковедения Российской академии наук, доктор исторических наук Александр Князев. В интервью РИА «Новый Регион» политолог рассказал о нескольких вариантах развития киргизско-российских отношений, а также о роли американской авиабазы «Манас», российской базы под Бишкеком и участии ОДКБ в жизни страны.

 

«Новый Регион»: Александр Алексеевич, по вашему мнению, как будут складываться киргизско-российские отношения этой весной, какова позиция США по отношению к правительству Киргизии, какие американцы могут предпринять меры по сохранению авиабазы Манас и нужно ли им это?


Александр Князев: В первую очередь – в зависимости от внутриполитической ситуации в самой республике и выполнения ею своих обязательств по всем проектам. К российской стороне в последнее время на этот счет претензии предъявить сложно. Ну, и немаловажным является фактор общего развития ситуации в регионе, связанный с планами США по размещению в Центральной Азии сети новых военных объектов. Не говоря уже о действующей базе в Киргизии в аэропорту «Манас»...

 

Президент Киргизии сейчас стоит перед дилеммой. Если он попытается пойти навстречу американцам и сохранить базу, просто поменяв вывеску, (как это сделал в 2009 году Бакиев), его ждет тот же сценарий смены власти насильственным путем. Россия будет иметь все основания для снятия тех социально-экономических преференций, которые имеет сейчас Киргизия – максимально либеральный режим для трудовых мигрантов, льготные тарифы на ГСМ, естественно, что законсервируются все проекты в энергетике, как и участие в интеграционных процессах. Это – путь к росту протестных настроений в обществе, которые и без того на грани возможного. Ну, а межэлитные противоречия лишь помогут процесс завершить очередным переворотом.

 

Другой сценарий – попытка Атамбаева сохранить российский вектор дальнейшего развития республики и принципиально отказаться от американских предложений. Не случайно, я полагаю, в республике в последние месяцы мощно активизировались западные НПО, остается только дать сигнал к объединению этой сети с клановыми оппозиционерами, и Атамбаеву надо будет покупать билет на Turkish Airlines... Все нынешние митинги и демонстрации – это сигналы Атамбаеву из госдепартамента США. Ему, в общем-то, сейчас не позавидуешь, но взялся – будь мужчиной...

 

«Новый Регион»: Как вы считаете небольшие митинги оппозиции которые сейчас проходят по всей республике, могут быть предвестниками очередной революции?


Александр Князев: Нынешние митинги – в защиту мародеров, по поводу национализации канадской золотодобывающей компании «Кумтор», в поддержку оппозиционера Ташиева, находящегося в заключении за попытку захвата власти, с его соратниками – все это раскачка ситуации, как, думаю, и приграничные проблемы с начала года возникающие на юге... Их значение станет понятно чуть позже, посмотрим на динамику процесса...

 

«Новый Регион»: Поможет ли ОДКБ Атамбаеву в случае угрозы новой революции в стране?


Александр Князев: Действующая нормативная база ОДКБ позволяет это сделать. И, наверное, пора уже ОДКБ проявить себя, создать убедительный прецедент. Другое дело, что на решение ОДКБ могут влиять различные факторы, в том числе связанные с недостатками самой организации. Такого рода решения должны приниматься главами государств. Как и под воздействием каких собственных мотивов они будут принимать решение? Это вопрос.

 

«Новый Регион»: Какую роль играет российская авиабаза Кант в Киргизии?


Александр Князев: В том контексте, о котором мы говорили выше, база в Канте может участвовать разве что как площадка приема КСОР ОДКБ. В основном же она имеет другое предназначение, другие задачи, связанные с внешними угрозами, к решению которых, я полагаю, она вполне готова.

0
    3 101