Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Общество

Убрать русскую кнопку с киргизского телевизионного пульта?.. В «черешневом раю» требуют прекратить вещание Первого канала

Дамир ГалямовРусское единство
9 марта 2013

«Первый» принимает удар первым

 

В Киргизии не утихают страсти вокруг российского Первого телевизионного канала. Националистически настроенные парламентарии, чиновники, оппозиционеры и деятели культуры требуют прекратить его вещание. Данную акцию можно считать началом новой антироссийской кампании.

 

Все началось с того, что в начале февраля парламентский комитет по бюджету и финансам рекомендовал правительству прекратить вещание Первого канала. Председатель комитета Ахматбек Кельдибеков заявил на заседании комитета, что при развитом кабельном и спутниковом вещании нет смысла платить за эфирное вещание. Другой депутат, Омурбек Абдырахманов, заявил, что государство ежегодно перечисляет российскому телеканалу 50 млн. сомов, то есть 1,06 млн. долларов.

 

«Миллионы соглашений Россия не выполняет, – заявил О. Абдырахманов. – К примеру, о строительстве ГЭС. Мы же за все время перечислили за трансляции 20 миллионов долларов. Да, Россия списывает нам долги, но они появились еще в советское время и в годы правления Бакиева. В 1996 году, когда подписывали соглашение, у нас был дефицит информации. Сейчас в республике вещают на русском языке сотни каналов. Я не против России. В первую очередь мы должны думать о себе и не обижать соседей».

 

Депутат не потрудился применить арифметику при подсчете и не пояснил, откуда он взял данные о 20 млн. Он также не сказал, что значит термин «советские долги» республики, и проявил непонятную заботу о соседних государствах, которые, по его логике, каким-то образом обижены на трансляцию телепередач российского канала в Киргизии.

 

Абсурдность заявления другого депутата, А. Кельдибекова, легко опровергается тем, что кабельное телевидение развитее только в столице, а спутниковые антенны есть не более чем у 5% населения. Выясняется также, что депутаты подняли шум, не ознакомившись подробно с обстоятельствами дела. А учитывая, что оба народных избранника представляют силы, оппозиционные президенту Алмазбеку Атамбаеву, который придерживается пророссийского курса, можно уверенно заявить, что проблема вокруг Первого канала надумана.

 

В ответ на высказывания парламентариев российское посольство распространило заявление, в котором, в частности, говорится, что желание депутата О. Абдырахманова, предложившего разорвать контракт, ничем не обосновано. «Господин Абдырахманов считает необходимым разорвать соглашение между ОТРК и ОРТ и «заставить российский Первый канал платить за трансляцию своих передач». Считаем необходимым внести ясность в данный вопрос, – сообщается в документе. – Порядок и условия распространения программ российских телерадиовещательных организаций… установлены Соглашением между правительством РФ и правительством КР от 28.03.1996 года. Вопросы ретрансляции программ российского Первого канала на территории КР также регулируются указом президента КР от 29 января 2007 года. Согласно этому указу, Министерству финансов КР поручено обеспечить ежегодно финансовые средства в сумме 10304,4 тысячи сомов (примерно 208 тысяч долларов) на расходы Государственной телерадиовещательной компании КР для оплаты Республиканскому производственному объединению радиорелейных магистралей телевидения и радиовещания акционерного общества «Кыргызтелеком» (РПО РМТР) для ретрансляции программ Первого канала».

 

То есть, если отойти от официального языка документа, деньги не уходят на счета Первого канала, а остаются в Киргизии, а точнее на счетах подразделения киргизского ГТРК и «идут на развитие РПО РМТР».

 

В свою очередь, генеральный директор российской компании «Первый канал. Всемирная сеть» Николай Дубовой сообщил киргизской прессе, что не получал от властей республики никаких документов об одностороннем изменении условий вещания.

 

«Представителями киргизской стороны на разных уровнях неоднократно подтверждалась заинтересованность в эфирной трансляции нашего канала, что обусловлено высоким зрительским интересом к программам, – сообщил Н. Дубовой. – Первый канал несет важную объединяющую и социокультурную функцию. Эфир строго соответствует законодательству страны. Предполагаем, что рекомендации по отключению Первого канала от эфирной сети и другие действия, направленные на ограничение вещания, могут войти в противоречие с существующим запросом общественности. Со своей стороны подтверждаем готовность продолжения вещания Первого канала в соответствии с действующими договоренностями и подписанными ранее документами».

 

Член Наблюдательного совета киргизского ОТРК политолог Игорь Шестаков попытался разобраться в деятельности Республиканского производственного объединения радиорелейных магистралей телевидения и радиовещания, узнать, почему сумма выплат выросла в пять раз, куда деваются средства, поступающие на счета транслирующей компании. По его словам, киргизская ОТРК является учредителем совместного предприятия ЗАО «Первый канал» и владеет 60% акций. «РПО РМТР, фактически, существует за счет выплат по российско-киргизскому контракту, платит своим работникам зарплату, – сказал И. Шестаков. – Наблюдательный совет обратился к руководителям компании с соответствующими вопросами, но удовлетворительных ответов не получил. Например, никто не смог пояснить, почему увеличилась сумма выплат. Депутатам следовало бы рассмотреть деятельность РПО РМТР и выяснить, куда идут бюджетные средства. Москва их не получает».

 

И. Шестаков на вопрос об истинной причине суеты вокруг Первого российского канала ответил немного уклончиво, но картина происходящего формируется вполне ясно: «Это вопрос не экономический, а, скорее, политический. Западные кураторы некоторых политических сил очищают информационное пространство Киргизии от русского языка».

 

Атака на Первый канал является продолжением кампании националистически настроенных законодателей и оппозиции по зачистке информационного поля перед весенними акциями, направляемыми против президента А. Атамбаева и правящей партии, которую он представляет. Националистам уже удалось добиться снятия с эфира новостей на узбекском языке на одном из городских частных телеканалов на юге страны, где в 2010 году в результате межэтнических столкновений погибли сотни узбеков, а десятки тысяч оказались беженцами. Они мотивировали свои действия тем, что передачи на узбекском языке якобы «способствуют разжиганию межнациональной розни», хотя телекомпания принадлежит одному из депутатов-киргизов. Атака на российский Первый канал – из того же ряда.

 

Если националистам удастся достичь цели и закрыть Первый канал, то за этим последуют атаки и против других российских телекомпаний, то есть информационное пространство будет постепенно очищаться от «иностранного влияния», читай:российского. Сейчас в эфире Киргизии пока представлены также телеканалы РТР («Культура», «Планета»), НТВ, Рен-ТВ. Их передачи можно смотреть почти во всех крупных населенных пунктах страны. В случае успеха националистов все передачи российских телекомпаний можно будет увидеть в лучшем случае только по кабельному телевидению, которое есть только в столице, или через спутник. Тем самым русский язык из доступного телеэфира исчезнет.

0
    1 972
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.