Сегодня

446,49    475,38    61,66    4,79
Общество

«Экстрадировать по первому требованию»… Российский соотечественник оказался «разменной монетой» в коррупционных и политических играх узбекской элиты

Вячеслав Ткачев«Окно в Россию»
26 марта 2013

Вот уже более двух месяцев в брянском СИЗО находится российский соотечественник, гражданин Узбекистана, Леонид Лощаков, объявленный узбекским правосудием в международный розыск и требующим от российской стороны его экстрадиции.

 

Леонид Лощаков, начальник отдела подготовки кадров некогда известного на весь Советский союз узбекского Навоийского горно-металлургического комбината (ГМК), в течение десяти лет занимался подготовкой молодых кадров для комбината – отправлял узбекских студентов на обучение в российские вузы. Сама программа реализовывалась под руководством Лощакова на протяжении десяти лет и основана на двусторонних соглашениях России и Узбекистана.

 

Но в конце августа прошлого года, военная прокуратура города Навои вызвала Леонида Лощакова «на беседу», в ходе которой ему было объявлено о возбуждении уголовного дела.

 

«15 августа прошлого года было возбуждено уголовное дело по факту якобы незаконного обучения студентов. Но оно не было направлено против отца. Его попросили подготовить все документы, хотя еще в марте проводилась аудиторская проверка, - рассказала проекту «Окно в Россию» дочь Лощакова Ирина Акимова. - Однако отца с ней никто не ознакомил. Потом в конце августа, по словам отца, его вызвали к прокурору на разговор, то есть на неофициальную встречу. В ходе беседы отцу сказали, что возбуждено уголовное дело по незаконному обучению студентов. Он ответил, что весь процесс проходил абсолютно законно в  соответствии с двусторонними соглашениями. Тогда прокурор заявил, что все это предстоит выяснить, а чтобы «мы могли замять дело, вы должны выполнить мое поручение» и написал на бумажке цифру двадцать тысяч долларов и добавил, что в противном случае, они все свалят на него».

 

Естественно, что такой крупной, особенно по меркам Узбекистана, суммы у нашего соотечественника не было, и, опасаясь несправедливого суда, 5 сентября он уехал на родину детства в Брянскую область, где живет его мать. Подав документы на регистрацию, и встав на учет в региональном ФМС, Лощаков не подозревал, что 6 сентября на него заочно завели уголовное дело за хищение государственных средств в особо крупном размере и объявили в международный розыск.

 

Когда 25 декабря Леонид Лощаков явился в УФМС по Брянской области за очередным из документов, его арестовали и поместили в следственный изолятор, но из-за хронических заболеваний, перевели в медчасть. По словам Ирины Акимовой, ее отец знал, что в Узбекистане существует система пыток и выбивание признаний. «Он просто испугался за свое здоровье, так как у него поликистоз почек и достаточно всего одного удара, который может привести человека к смерти», - сказала Акимова.

 

Тем временем в правоохранительных органах России решается вопрос об экстрадиции Лощакова в Узбекистан, согласно двусторонним соглашениям в области уголовно-правового сотрудничества. Но история приобрела общественный резонанс. В поддержку соотечественника выступило руководство ряда российских государственных университетов, с которыми работал Лощаков, и общественные организации.

 

Так, Юрий Карабасов, президент Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», (который, среди прочих ВУЗов, обучал узбекских студентов) уверен,  что Лощаков невиновен, так как он не подписывал ни одного бухгалтерского документа.

 

«Я достаточно долго знаю Леонида Лощакова. Предметом нашего взаимодействия были исключительно вопросы образования – сфера гуманитарная и абсолютно прозрачная. Дело нужное и полезное в отношении двух стран, - заявил Юрий Карабасов. - Некоторые люди в сегодняшнем Узбекистане связывают с Лощаковым какие-то хищения, но надо понимать, что он занимал такую маленькую административную должность, что не подписывал ни одной бумаги, которая касалась бы денег. Все договоры, касающиеся обучения студентов в вузах и колледжах, подписывают люди более высокого ранга. А Леонид Сергеевич занимался подбором ребят для учебы в разных учебных заведениях».

 

Рассказывая о возможной политической подоплеке, Карабасов задается вопросом: «Кому выгодно сорить специалистов двух стран? Кому выгодно ссорить людей: узбеков и русских? Да, между нашими странами существуют соглашения, по которым мы должны осуществлять экстрадицию граждан, подозреваемых в незаконных действиях. Но ведь эти незаконные действия должны быть доказаны».  

 

Комментируя «Окну в Россию» сложившуюся ситуацию с правовой стороны, заместитель начальника аналитического  управления - начальник отдела по проблемам миграции и межнациональных отношений Уполномоченного по правам человека в России Сергей Ягодин сказал: «Ознакомившись с этим делом, мы посчитали, что оказание помощи Леониду Лощакову необходимо. Сейчас это дело рассматривается международным отделом Генеральной прокуратуры, которая изучив все материалы, будет выносить решение.   В ближайшие дни мы направим туда обращение Владимира Петровича Лукина. Оно состоит в том, что стоит воздержаться от экстрадиции этого человека в Узбекистан. Во-первых, у него здесь семья, во-вторых, уголовное дело, которое заведено на него в Узбекистане, на наш взгляд, со всей определенностью имеет признаки фальсификации».

 

Также Сергей Ягодин считает, что «прокуратура должна разобраться и принять положительное решение, то есть отказать в экстрадиции. Тем боле, что примеров безосновательного преследования представителей и русскоязычного, и титульного населения Узбекистана, занимающих определенные должностные позиции, к сожалению не редки».

 

А пока, выполняя международные обязательства, Россия вынуждена временно содержать в СИЗО своего соотечественника, который оказался «разменной монетой» в коррупционно-политических играх узбекской элиты. 

 

Проект "Окно в Россию" будет следить за развитием ситуации.

0
    2 438
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.