Сегодня

443,85    474,3    61,25    4,8
Общество
Вчера, 05:50

Миролюбие под вопросом. С какой целью Турция активизирует проникновение в Центральную Азию

Сергей Кожемякин«Правда»
19 апреля 2013

Турция собирается развивать отношения с Киргизией по всем направлениям — от поставок военной техники до открытия культурных центров в республике. Таковы итоги визита премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Бишкек. Двусторонние переговоры с киргизским руководством и подписанные соглашения в очередной раз показали: Турция уделяет росту своего влияния в регионе повышенное внимание.


ДЛЯ ТУРЕЦКОГО ПРЕМЬЕРА этот визит в Киргизию не стал первым. В феврале 2011 года Эрдоган уже приезжал в Бишкек. Однако на сей раз состав делегации был намного представительнее (достаточно сказать, что одних бизнесменов с Эрдоганом прилетело больше сотни), а достигнутые результаты переговоров — внушительнее. Основное внимание было уделено развитию экономических связей. Премьер-министр Турции напомнил, что по итогам прошлого года торговый оборот между странами составил 320 миллионов долларов. Эрдоган поставил цель: уже в текущем году добиться цифры в 1 миллиард.

 

Достичь этих амбициозных рубежей стороны решили, активизировав сотрудничество по целому ряду направлений. Во-первых, это энергетика: Турция заявила о готовности вкладывать средства в строительство ГЭС. Во-вторых, создание международного узлового аэропорта (хаба) на базе уже существующих воздушных ворот Киргизии — аэропорта «Манас».

 

Однако вопросами экономики переговоры не ограничились. Эрдоган пообещал оказать помощь министерству обороны Киргизии, а также построить в Бишкеке крупный культурный центр. Во время визита делегация из Турции не скрывала своих интересов, связанных с Киргизией. Как обмолвился в ходе бизнес-форума Реджеп Тайип Эрдоган, республика находится в крайне выгодном географическом положении, и потому должна стать центром привлечения турецких инвестиций. Ради этого Анкара не прочь идти на значительные уступки Бишкеку. Так, например, в прошлом году Турция списала Киргизии долг в размере более 50 миллионов долларов и одновременно выделила 100-миллионный кредит.

 

С чем связана подобная щедрость, и только ли Киргизия находится в поле зрения официальных властей Турции? На этот вопрос недавно ответил сам Эрдоган, заявивший в интервью одному из казахстанских изданий: «Центральная Азия представляет собой стратегическую ось турецкой внешней политики. Мы всегда придаём первоочередное значение отношениям со странами региона, с которым нас связывают узы общей истории, культуры и языка».

 

Официальная Анкара никогда не скрывала своих претензий на роль лидера всего тюркского мира. Неудивительно, что после развала СССР Турция первой признала независимость новых стран и развила в Центральной Азии невиданную активность. При этом основное внимание было уделено сфере торговли и услуг (уроженцы Турции владеют в государствах региона сетями гостиниц, торговых центров и ресторанов), а также образованию.

 

С начала 1990-х годов в Киргизии, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане и Туркмении начали действовать десятки турецких лицеев и ряд университетов. Значительное число студентов (более двух тысяч только из Киргизии) обучаются в Турции. Подобная практика вызывает критику со стороны ряда общественных движений и экспертов: по их мнению, тем самым Анкара усиливает своё влияние в регионе.

 

С приходом к власти в Турции Партии справедливости и развития во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом Анкара стала проводить более агрессивную внешнюю политику. Вмешательство во внутренние дела Сирии и Ирака, идейная поддержка уйгурского сепаратизма в Китае (в 2009 году Эрдоган назвал политику Пекина «геноцидом») продемонстрировали стремление Турции стать главным распорядителем интересов Запада и НАТО на восточном направлении. С этой точки зрения и следует рассматривать политику Анкары в Центральной Азии.

 

Кстати, планы по превращению «Манаса» в узловой аэропорт глубоко символичны. В настоящее время здесь располагается американская военная база, которая, согласно заявлениям властей Киргизии, должна быть выведена уже в следующем году. Однако совместный киргизско-турецкий проект может фактически закрепить за «Манасом» статус перевалочного пункта для военно-воздушных сил НАТО.

 

Руками Анкары Запад стремится усилить своё влияние в ключевом регионе и «выбить» оттуда Китай, Иран и Россию. Отвечает ли это долгосрочным интересам постсоветских республик? Ответить на этот вопрос утвердительно не получается: методы, используемые Турцией в Сирии, заставляют сомневаться в миролюбивых принципах турецкой внешней политики.

0
    4 551
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.