Сегодня

443,85    474,3    61,25    4,8
Экономика

Казахстанский парадокс: «Чем больше бюджетных денег тратится на несырьевую экономику, тем в большей сырьевой зависимости мы оказываемся»

Никита Александров • Вместе!кз
3 мая 2013

Пятилетка «съела» уже два с половиной триллиона


Чем больше бюджетных денег тратится на несырьевую экономику, тем в большей сырьевой зависимости мы оказываемся. Этот парадокс выявил Счетный комитет.

 

По его данным, государство тратит огромные деньги на финансирование реального сектора экономики.  В 2010 году из казны ушло на эти цели 950 миллиардов тенге, в 2011 году – 934 миллиарда, а в 2012 году – рекордная сумма 1 триллион 108 миллиардов тенге.

 

Только на программу форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) за три года из республиканского бюджета выделено два с половиной триллиона тенге! В прошлом году на промышленную пятилетку ушло 842 миллиарда тенге, т.е. 14% от всех расходов бюджета.

 

А в целом на реальный сектор казна расходует около 25% всех средств.

 

Фактически, мы уже вернулись уже во времена социалистического реализма. Потому что в рыночной системе государство не может тратить четверть бюджета на производство – для этого есть частный капитал.

 

С этим еще можно было бы смириться, если бы гигантские затраты приносили отдачу. Пусть не в виде прибыли, потому что для этого нужно время, но хотя бы в виде изменений в экономике, ухода от сырьевой направленности.

 

Но ведь этого нет! Как указывает Счетный комитет: «Значительные средства, направленные на модернизацию экономики, не оказали должного влияния на ее диверсификацию. С момента реализации ГПФИИР доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП не претерпела каких-либо существенных изменений и в 2012году даже уменьшилась, по сравнению с предыдущим годом».

 

Выводы просто разгромные. Бюджетные триллионы привели лишь к тому, что экономика стала еще больше зависеть от продажи природных ресурсов.

 

Сам бюджет на 52% наполняется за счет сырьевых доходов. В структуре казахстанского экспорта 69% приходится на нефть и руду.

 

Экономика остается перекошенной не только с точки зрения отраслевой структуры, но и концентрации капитала. Малый и средний бизнес формирует лишь 18% экономики, тогда как в большинстве развитых стран на него приходится 50-70% ВВП. При этом лишь 2,5% казахстанского малого и среднего бизнеса работает в промышленности.

 

А отсюда вытекают и все остальные проблемы, включая слабую конкуренцию и нехватку рабочих мест.

 

Иными словами, первая промышленная пятилетка, которая стартовала с 2010 года, принесла пока один результат – огромные бюджетные затраты на индустрию. При этом состояние обрабатывающей промышленности не улучшилось, она все больше сдает позиции сырьевой сфере.

 

За прошлый год налоговые поступления от товаров и работ внутреннего производства упали почти на миллиард долларов!

 

Это крайне тревожная тенденция. Чтобы не получить потерянную пятилетку, государству следует подумать о том, чтобы заморозить расходы на программу ФИИР и задуматься о смене ее приоритетов. Ведь очевидно, что мы идем не тем путем, и прямое бюджетное финансирование не стимулирует подъем промышленности.

 

Государство больше не вправе так безответственно распоряжаться деньгами налогоплательщиков,  расходуя триллионы тенге без перспектив их возврата.

0
    1 847
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.