Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86
Общество

Евразийская политология: почему золоторудный бунт в Киргизии — проверка Союза на прочность

Семён УраловОднакО
1 июня 2013

В многострадальной республике Кыргызстан (Киргизия), пережившей две цветных революции, — очередной политэкономическийкризис с рукоприкладством.

 

На этот раз в эпицентре событий оказался золотодобывающий рудник «Кумтор» -  стратегическое предприятие республики.

События разворачивались по следующему сценарию:

 

—  28 мая около 200 местных жителей перекрыли дорогу на рудник "Кумтор" с требованием построить им больницу и дорогу.

 

—  30 мая они начали прорываться на подстанцию близ села Тамга, которая питает золоторудное предприятие. Власти пошли на уступки и обесточили "Кумтор".

 

—  Спустя сутки электроснабжение было восстановлено, но началась новая волна митингов. В Барскооне митингующие подожгли автобус спецназа, в ответ к ним применили шумовые гранаты.

 

Настроены митингующие решительно, что отлично видно на видео штурма подстанции.

 

Правительство было вынуждено ввести чрезвычайное положение в Джети-Огузском районе, куда были стянуты спецподразделения и военные.

 

Очевидно, что ситуация будет разворачиваться по конфликтному сценарию и переговорами не завершится. Так, возле села Каджи-Сай на берегу Иссык-Куля стоят более 20 автобусов, полностью заполненных милиционерами и бойцами спецподразделений. В общей сложности в автобусах примерно полторы тысячи правоохранителей, которые должны остановить возможный поход митингующих на Бишкек.

 

Если говорить конкретно об урегулировании бунта на «Кумторе», то все зависит исключительно от решительности центральной власти и лично президента Алмазбека Атамбаева.

 

Потому что третьей цветной революции Киргизия просто не переживет. Политолог Марс Сариев убежден, что бунт не просто управляем, но и имеет конкретные цели. «Я думаю, что все-таки есть внешний след этой акции. Она замыкается на определенной части политической элиты, которая настроена оппозиционно, но это внешний след и цели тут далеко идущие. Например, сомализация Кыргызстана, демонтаж республики через такие акции неповиновения на местах».

 

Однако даже если центральной власти хватит воли и решительности пресечь бунт в зародыше, риски цветной революции и краха государства в Киргизии все равно чрезвычайно высоки.

 

Удобная мишень «Кумтор»: приватизированный иностранцами «Газпром»

 

Золорудный гигант «Кумтор» для пятимилионной Киргизии — нечто вроде «Газпрома» для России и «Казмунайгаза» для Казахстана: предприятие, извлекающее главные богатства из недр.

 

Но, в отличие от газовых и нефтяных корпораций Евразии, «Кумтор» стал жертвой приватизационных афер, вследствие чего государство практически утратило влияние как на добычу, так и на распределение доходов.

 

 

Также примечательно, что «Кумтор» находится на Юге Киргизии, который традиционно оппозиционен Северу, где находится столица республики Бишкек. Конфликт Севера и Юга в Киргизии чем-то сродни конфликту Запада и Юго-Востока на Украине — противоречия не настолько велики, чтобы привести к гражданской войне, но достаточно велики, чтобы южане чувствовали свою обделенность в системе власти и несправедливость в распределении постов. Если добавить сюда фактор того, что Юг граничит с Таджикистаном и включен в Великий героиновый путь из Афганистана в Россию, то факторов для раскола Киргизии более чем достаточно.

 

Объектом для атаки «Кумтор» был выбран не случайно. Афера с приватизацией главных недр республики в пользу канадского инвестора в массовом сознании является верхом несправедливости. Местные жители превратились в дешевую и бесправную рабочую силу, владельцы «Кумтора» сбросили социальные обязательства, доля государства в предприятии снижается, прибыль выводится за границу. И все это на фоне нищего населения, привыкшего бунтовать.

 

Поэтому в ситуации с «Кумтором» президент Атамбаев попал в ловушку. С одной стороны, необходимо восстанавливать правопорядок, причем жесткими методами. С другой стороны, встать на сторону канадских владельцев «Кумтора» означает подлить масла в огонь протестных настроений. Потому что если Северный президент защищает канадских мародеров на Юге, следовательно, он один из них. И тогда в массовом сознании опять включится сценарий «Север против Юга», «наши» против «не наших».

 

Итак, центральной власти предстоит решить сложную задачу. С одной стороны обеспечить законность и порядок, а с другой стороны — успокоить население Юга. Причём, учитывая, что бунтом занимаются профессионалы, действовать шаблонно-силовыми методами не получится. «Митингом против «Кумтора» управляли опытные политтехнологи, которые находились не на Иссык-Куле», говорит депутат фракции «Республика» Курманбек Дыйканбаев, — «Тысячами человек управляли 20-25 активистов. Они сами сидели на лошадях. Хорошо были осведомлены и действовали по ситуации. Эти активисты разговаривали все время по телефонам. Один из местных жителей нам сообщил, что активисты все время меняют сим-карты».

 

Центральная власть в Бишкеке должна понимать — «Кумтор» это лишь первый акт в пьесе по разворачиванию бунта. Поэтому надо не только пресекать конкретно митингующих, а быть готовыми к другим сценарным поворотам. Если по ту сторону баррикад работают профессионалы, то с ближайшую неделю можно ожидать:

 

— этнических конфликтов на Юге между кыргызами-узбеками-таджиками

 

— социальных конфликтов в крупных городах Юга: Оше и Джалал-Абаде

 

— перекрытия либо блокирования стратегической трассы Север-Юг

 

— заявлений и активных действий со стороны исламистских группировок

 

— десанта оппозиционных депутатов Жогорку Кенеша на Юг для оперативного управления бунтами и митингами

 

— показательного неповиновения и бунтов в местных советах и администрациях Юга

 

Главное, что можно пожелать центральной власти Киргизии — не терять выдержки, хладнокровия и здравого смысла. Те, кто стоит за бунтами, действуют по сценарию, и единственная возможность погасить бунт и закрыть возможности для третьей цветной революции — устранить от управления организаторов. Несмотря на то, что многие из них могут оказаться иностранцами, депутатами парламента или, возможно, находятся в сопредельных республиках.

 

Но даже когда порядок навести удастся, историю с «Кумтором» все равно придётся урегулировать. До тех пор, пока киргизский аналог «Газпрома» будет находится в частных руках канадского инвестора, это будет постоянным поводом для новых бунтов. Государство либо вернет себе недра и тем самым вызовет уважение у сильно разочарованных и никому не верящих кыргызов, либо покажет себя защитником мародеров, выдающих себя за иностранных инвесторов. А неуважение и презрение к государству со стороны населения — первый и главный ингредиент любой цветной революции. Потому что государство может быть жестким, порой несправедливым, но защищать канадцев от собственного народа оно не имеет права. Хотя с точки зрения текущей международной практики, вероятно, прав иностранный инвестор, особенно если он родом из государства-члена НАТО.

 

Помимо сохранения спокойствия в республике, перед президентом Атамбаевым стоит историческая задача. Он взял обязательства перед кыргызским народом и евразийскими союзниками, что приведет республику в Таможенный, а затем в Евразийский союз. И наивно было бы полагать, что пути Киргизии в Союз будет усыпан лепестками роз.

 

Показательно, что бунт на «Кумторе» разворачивался одновременно с заседанием Высшего Евразийского совета в Астане, на котором было принято решение о разработке «дорожной карты» вступления Киргизии в Союз. Поэтому с союзной точки зрения бунт на «Кумторе» это удар по всему Союзу, а не только внутреннее дело Киргизии. И президент Алмазбек Атамбаев должен понимать это.  

 

Евразийские выводы: почему безопасность Киргизии — союзное дело


Параллельно с бунтом на Юге парламент Киргизии перешел к денонсации договора об аренде США авиабазы «Манас». Законопроект уже внесён, руководители крупных фракций подтверждают, что поддержат обещания президента Атамбаева перед союзниками в Москве, Минске и Астане по «Манасу».

 

Авиабаза США «Манас» — это ключевое транспортное звено в юго-восточной части нашей Евразии. В свое время, воспользовавшись продажностью что президента Акаева, что президента Бакиева, США получили бесконтрольный доступ к авиабазе. Сегодня, в преддверии вывода войск из Афганистана, сохранение транспортных узлов — стратегическая задача США. Именно поэтому помощник госсекретаря США Роберт Блейк не вылезает из региона, всячески намекая, что аренду стоило бы продолжить.

 

США будут бороться за «Манас» до последнего. Для них важна даже не столько сама авиабаза, сколько ее местоположение внутри территории ОДКБ. Не надо забывать: в Киргизии уже расположена военно-воздушная база «Кант»; узел связи, обеспечивающий связь Главного штаба ВМФ России с подводными лодками на боевом дежурстве и испытательная база противолодочного торпедного оружия на Иссык-Куле. Сегодня Россия активно вооружает киргизскую армию; на Юге запланировано разворачивание полноценной военной базы в 2015 году.

 

Итак, США будут пытаться сохранить «Манас» всеми возможными способами, как бы мы боролись, например, за авиабазу в Техасе. Поэтому вопрос стабильности в Киргизии — это союзное дело: сегодня на Юге Киргизии решается вопрос безопасности будущего Евразийского союза.  

0
    2 496
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.