Сегодня

444,32    473,33    61,31    4,76
Общество
Сегодня, 05:50

Кто бунт грядущий нам готовит? Ещё раз о «весеннем обострении» в Киргизии

Иван ИпполитовИА Новости-Казахстан
10 июня 2013

Сюрпризы киргизской весны

 

За последние годы в Киргизии с замиранием сердца привыкли ожидать наступление весны. И причины для этого вполне очевидны, ведь оба переворота, в 2005 и 2010 годах произошли именно весной. Нынешнюю политическую весну и простые жители, и политический класс республики по обыкновению ожидали с тревогой, но шло время, а никаких признаков серьезных потрясений не наблюдалось. Казалось, что период относительного спокойствия, наконец, затянется, но не тут-то было…

 

28 мая на севере страны, в Джеты-Огузском районе Иссык-Кульской области начались волнения, когда несколько сот протестующих перекрыли дорогу на крупнейший золотой рудник Киргизии – Кумтор. Набор требований к правительству был вполне традиционен: разорвать соглашение с канадской компанией «Центерра», оператором месторождения Кумтор, обеспечить трудоустройство местных жителей, льготные кредиты, ремонт дорог, построить больницы для сел района и т.п. и т.д.

 

Руководители митинга, одетые в американские бронежилеты, разогревали толпу с помощью мегафонов и явно с самого начала готовились к крутому обороту событий. Через два дня митингующие прорвалась на подстанцию в селе Тамга и обесточили рудник, а заодно окрестные населенные пункты.

 

Не обошлось без столкновений с милицией, в результате которых пострадали с обеих сторон более полусотни человек, и был сожжен автобус спецназа.

 

В результате в Джеты-Огузском районе были введены чрезвычайное положение и комендантский час. А переговоры с демонстрантами вел лично глава правительства Ж.Сатыбалдиев, пообещавший собравшимся, что соглашение с «Центеррой» будет пересмотрено в более выгодном для республики направлении. Также и оператор месторождения пообещал пойти навстречу активистам. В итоге уже 1 июня акция протеста была приостановлена, а на руднике стали готовиться к возобновлению работы.

 

Не отстал от севера и юг страны. В последний день мая волнения вспыхнули в г. Джалал-Абад, где две сотни митингующих вышли на городскую площадь с требованиями освободить из тюрьмы троих депутатов партии «Ата-Журт» во главе с К.Ташиевым, осужденных за организацию беспорядков в Бишкеке прошлой осенью. Кроме того звучали требования к правительству принять требования иссык-кульского митинга. Используя авангард из напористых дам пожилого возраста, толпа захватила здание областной администрации и провозгласила «народным губернатором» местного предпринимателя средней руки Медера Усенова, в прошлом делового партнера семейства свергнутого президента Курманбека Бакиева. Далее последовал детектив с задержанием и освобождением самозванного «губернатора» М. Усенова правоохранительными органами и перекрытием его сторонниками стратегической трассы Бишкек – Ош.

 

Говоря о последствиях акций протеста, самым очевидными являются экономические потери, которые, несомненно, скажутся на всем населении республики.

 

Стоит отметить, что волнения по поводу разработки Кумтора «Центеррой» возникли далеко не в первый раз: за более чем двадцать лет истории этого проекта подобное случалось многократно. В самом деле, иностранные инвесторы в погоне за прибылью всеми правдами и неправдами изначально добились весьма ущербных для Киргизии условий. Ряд проблем остался и после их пересмотра в 2009 г., когда доля акций республики в кумторском предприятии была увеличена до 33%. Тем не менее, это крупнейший в стране инвестиционный проект, дающий до 10% ВВП и более 30% экспорта республики.

 

Также очевидно, что нестабильность в Иссык-Кульской области уже ударила по другой чрезвычайно важной статье дохода Киргизии – туристической сфере.

 

Несмотря на то, что социально-политическими кризисами в Бишкеке удивить сложно, в отношении нынешних событий возникает множество вопросов.

 

Отчего-то волнения совпали сразу с несколькими важными событиями: состоявшимся в столице Киргизии неформальным саммитом ОДКБ, прошедшим под знаком дальнейшего развития евразийских интеграционных инициатив, саммитом ЕврАзЭс, который принимал Казахстан, и обсуждением в киргизском парламенте вопроса о денонсации соглашения о пребывании в аэропорту «Манас» американской военной базы.

 

Складывается впечатление, что в попытке дестабилизировать ситуацию в республике переплелись интересы местных политиков и «авторитетов». Кто-то стремится играть на понижении курса акций «Центерры», кто-то – вызволить оказавшихся в заключении родственников-политиков, кто-то – поднять свой социальный статус и материальное благосостояние.

 

Однако не стоит забывать и о глобальных игроках. Наивно было бы ожидать, что продолжающееся сближение России и Киргизии вызовет в республике и в регионе исключительно положительные эмоции. И реакция сил, противодействующих такому сближению, проявляет себя в том числе через попытки дестабилизации политического поля страны. Многие оппозиционные политики, вроде бы не оспаривая курс нынешнего руководства Киргизии на вхождение в евразийские интеграционные структуры, чрезвычайно ревниво отнеслись к успехам правительства в сфере внешней политики. Помимо декларируемых целей, в виде национализации «Кумтора», оппозиционеры, скорее всего, хотят сбить рейтинг нынешнего руководства республики.

 

Весьма показательно, что впервые за долгое время из Белоруссии подал голос бывший президент Киргизии К.Бакиев. Не секрет, что мятежный Джалал-Абад – это вотчина Бакиева и его семьи. И то, что там сегодня происходит, организуют явным образом люди, которые так или иначе были связаны с прежним режимом. Так что предположения, что за нынешними событиями стоит семейство Бакиевых, получают некоторые подтверждения.

 

В развитии событий в Киргизии по конфликтному сценарию из внешних сил объективно заинтересованы и страны Запада, прежде всего, США, использующие эту горную республику как плацдарм в Средней Азии. Расположенный в бишкекском аэропорту «Манас» американский центр транспортных перевозок Вашингтону, несомненно, хотелось бы сохранить за собой, безотносительно операции в Афганистане.

 

Неудивительно, что представители американского военного и политического руководства, комментируя принятые нынешним руководством Киргизии планы закрыть ЦТП в 2014 г., высказываются уклончиво. Дескать, еще ничего окончательно не утверждено, нужно многое обсудить и т.п. В самом деле, дыра в бюджете и необходимость успокоить массовые беспорядки, возможно, как раз то средство, которое, по логике США, способно склонить руководство страны к компромиссу.

 

Вынужденное лавирование или так называемая «многовекторность» сегодня является трендом во внешней политике многих государств СНГ.

 

Но для Киргизии очевидно одно: независимо от мотивов «новых радетелей» о благе киргизского народа, борются ли они со «злыми» золотопромышленниками или пекутся об освобождении из мест не столь отдаленных оппозиционных политиков, еще одной клинической смерти республика может не перенести. Почему-то понимание этой простой истины не доходит до их сознания.

0
    2 460