Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Общество

Американская военная база в Центральной Азии: за и против

Дмитрий ПоповИА Новости-Казахстан
27 июня 2013

Накануне президент Киргизии подписал денонсацию соглашения о размещении на территории республики авиабазы США. Теперь американцы вынуждены будут покинуть международный аэропорт Манас в Бишкеке с 11 июля июле 2014 г., когда истечет срок нынешнего договора по Центру транзитных перевозок (ЦТП).

На фоне политических дебатов о будущем Манаса актуализировался вопрос о том, нужен ли вообще объект подобного рода Центральной Азии, каковы последствия пребывания военных НАТО на киргизской земле и укрепляют ли они безопасность региона, о чем неоднократно заявлялось.

Немного истории

Транспортная и боевая авиация США появилась в Киргизии в конце 2001 г. Тем самым республика удовлетворила просьбу американского командования, объявившего войну международному терроризму в Афганистане. Тогда немалую роль в решении Бишкека сыграли отсутствие возражений со стороны Москвы и то обстоятельство, что после 11 сентября 2001 г. Соединенные Штаты воспринимались как жертва террористической агрессии.

Для Пентагона Манас стал ключевым транспортным узлом, обсуживающим афганскую военную кампанию. Через него, согласно оценкам посольства США в Бишкеке, перемещалось до 90% войск коалиции и значительная часть топлива. Как сообщала в сентябре 2012 г. пресс-служба объекта, из Манаса в год совершается 4700 вылетов по дозаправке натовской авиации и ежедневно проходит до 1,5 тысяч солдат в обоих направлениях. ЦТП является ближайшей из трех баз США, способных производить дозаправку в воздушном пространстве Афганистана. Отсюда осуществляются миссии по заброске и эвакуации грузов и личного состава в районы боевых действий. На базе постоянно дислоцируется 1200 американских военнослужащих (376-е Воздушное экспедиционное крыло) и около 300 работников западных подрядных организаций.

Тем не менее, располагая в течение 12 лет таким крупным военным объектом на территории страны ОДКБ (что само по себе беспрецедентно), Соединенные Штаты так и не решили задачи, ради которых этот объект им был предоставлен. Угроза распространения конфликтного потенциала Афганистана на соседние страны не только ни исчезла, но становится все более реальной по мере сокращения натовской группировки в ИРА. Более того, сейчас Пентагон ведет переговоры с Кабулом о сохранении военных баз в стране и после 2014 г. – без мандата ООН. А значит, аэропорт в Манасе по-прежнему необходим США для обеспечения дальнейшей воздушной поддержки остающегося в Афганистане контингента.

Настораживающие моменты

Будучи формально призвано укреплять стабильность в регионе, американское военное присутствие в Манасе, напротив, порождает целый комплекс специфических угроз в сфере безопасности для стран ЦА.

В частности, соглашение с Киргизией не исключает размещение в Манасе оборудования для ведения радиоэлектронной разведки, в зону действия которого могут попадать объекты как в самой республике, так и в Казахстане, Таджикистане, Китае. Режимные строения без окон и с большим количеством кондиционеров, замеченные на базе, могут свидетельствовать о работе компонентов мощных разведывательных систем, позволяющих перехватывать телефонные переговоры, электронную переписку, выполнять большой спектр иных задач по всему региону.

С другой стороны, по мнению многих специалистов, отсутствие внешнего контроля за содержанием грузов создает благоприятные условия для перевалки через ЦТП крупных партий наркотиков из Афганистана в Европу. Замечено, что европейские эпицентры распространения героина совпадают с дислокацией американских военных объектов в ФРГ, Косово и Испании, связанных авиатранспортным сообщением с Манасом. Конкретные доказательства использования Манаса в этих целях вполне могут появиться позже, как это произошло после войны во Вьетнаме.

Зафиксированы также факты нелегальной переброски в Киргизию оружия, что чрезвычайно опасно в условиях этнических конфликтов и политической неустойчивости в регионе.

Наконец, на своих зарубежных базах Соединенные Штаты традиционно размещают резидентуры, тайные тюрьмы и центры планирования диверсионных операций против третьих стран. 23 февраля 2010 г. в Иране был принужден к посадке пассажирский самолет авиакомпании «Кыргызстан», выполнявший рейс Дубай – Бишкек. На его борту был задержан лидер воюющей против Ирана белуджской террористической группировки «Джундаллах» Абдульмалик Риги. По данным иранских СМИ, в сопровождении сотрудников киргизских спецслужб он следовал на авиабазу в Манасе для встречи с высокопоставленными американскими представителями. Судя по видеозаписи с признанием А. Риги, опубликованной персидской телекомпанией Press TV, в тот момент американцы считали Манас наиболее безопасным местом для проведения конфиденциальных переговоров. На допросе А. Риги показал, что в Киргизии в дополнение к афганским лагерям созданы условия для подготовки боевиков, ведущих с Тегераном вооруженную борьбу. Согласно материалам другого журналистского расследования, в Киргизии Соединенными Штатами сформирована разветвленная агентурная сеть и своя служба наружного наблюдения, осуществляющая слежку за политическими деятелями.

Есть ли факты «за»?

В качестве аргумента в пользу американского присутствия в Киргизии иногда приводятся цифры о выплатах Пентагона за пользование Манасом. Так, совокупные расходы на ЦТП в 2009 г. (без учета топлива) составили 108 млн., в 2010 г. – 131,5 млн, а в 2011 г. – уже 150,6 млн дол. Например, в 2009 г. в них помимо арендной платы (60 млн дол.) вошли затраты на модернизацию инфраструктуры аэропорта, на контракты с местными подрядчиками и на оплату услуг аэропортовых служб. Хотя для Киргизии это немалые деньги, экономическая выгода для бюджета в данном случае весьма сомнительна, ведь распределялись они в значительной степени по серым схемам. Как следует из серии расследований киргизских правоохранительных органов, проверок ФБР, конгресса США и публикаций в западной прессе, в 2002-2010 гг. выгодные контракты на поставку в Манас топлива (а это самая внушительная статья расходов, в 2009 г. составившая 230 млн дол.), получали родственники президентов Аскара Акаева и Курманбека Бакиева. Это не только способствовало росту коррупции в стране, но негативно отражалось на социально-экономическом положении населения, ведь в качестве ресурсной базы использовался нелегальный реэкспорт российских нефтепродуктов, которые поставлялись беспошлинно для внутренних нужд Киргизии.

Но все-таки, вероятно, самые негативные последствия размещение ЦТП в Бишкеке имело для политической стабильности в стране. Стремление сохранить важный военный объект постоянно подталкивало Белый дом прямо вмешиваться во внутренние дела республики. В 2010 г. кулуарное соглашение Курманбека Бакиева с Вашингтоном по Манасу привело к срыву важнейших договоренностей с Россией о помощи и инвестициях в находившуюся в перманентном кризисе местную экономику, за чем последовал очередной государственный переворот.

Так нужна ли военная база США в Центральной Азии?

0
    3 486