Сегодня

443,85    474,3    61,25    4,8
Общество
Вчера, 05:50

Осеннее «перетряхивание»… «При отсутствии общественного контроля над действиями власти, в период ее транзита возможен раскол внутриэлитных групп, но ничего хорошего обществу он не сулит»

Аскар МуминовКурсив.кз
7 ноября 2013

Министры последуют за интуицией Назарбаева

 

Череда громких отставок и назначений в правительстве свидетельствует о начале передела сфер влияния внутри элитных групп, конечным итогом которого может стать плавный транзит власти, считают эксперты.


Как и прогнозировал kursiv.kz, перестановки в правительстве, которые могут привести к уходу кабинета министров, начались с экономического блока.  Сегодня стало известно об отставке министра финансов Болата Жамишева и переводе его в ранг главы Минрегионразвития. Позиции нового главы Минфина Бахыта Султанова аналитики оценивают как слабые. До сих пор он не был особо замечен в активной публичной политике. Бакытжан Сагинтаев, который ранее занимал пост главы минрегионразвития, стал первым заместителя премьер-министра РК. Эксперты связывают решение не только  с желанием перевести его на более локальную работу, но и, возможно, на должность премьер-министра. Среди других кандидатов называют Имангали Тасмагамбетова и Ахметжана Есимова.  

 

Также  о досрочном прекращении полномочий заявил депутат Мажилиса Ерген Дошаев, с уже традиционной формулировкой «по семейным обстоятельствам». Дошаева связывают с группой влияния Аслана Мусина, и, по предположению экспертов, по ней был нанесен очередной значительный удар.

 

Аналитики говорят о том, что внутри элитных групп начался процесс активной борьбы за лидерство. Именно с этим опрошенные kursiv.kz эксперты связывают перестановки в Кабинете министров  и активно муссируемые слухи о его отставке.

 

Политолог Талгат Исмагамбетов отметил, что трудно как-то иначе объяснить снятие с должности главы Минрегионразвития Бахытжана Сагинтаева: не прошло 9 месяцев как появилось новое министерство, и он был назначен его главой. Особых обстоятельств для его перевода на более локальную работу, казалось, не было. Исмагамбетов подчеркнул, что после того, как в Сенат вернулся Косым-Жомарт Токаев, и активизировались слухи о возможном приемнике президента, внутри групп влияния начались интенсивные процессы. Пока правительство Ахметова, видимо, остается, но его состав уже начал кардинально меняться, причем под влиянием внешних сил.

 

«Надо понимать, что у нас  за последние годы сформировались не столько политические группы, сколько группы, связанные с конкретными персонами. Сейчас, перекидывая Жамишева в ту сферу, которой он никогда не занимался, его отчасти выводят из-под огня критики. Дефицит бюджета свыше 500 млрд тенге, позиции национальной валюты ослабевают, бюджетные средства недоосваиваются, все чаще звучат разговоры о девальвации. На фоне этого происходит отвлекающий маневр.  Наследие Жамишева не самое лучшее, но, по крайней мере, смена лиц может позволить немного снизить градус напряженности по поводу работы Минфина», - уверен Талгат Исмагамбетов.   

 

Экономический обозреватель Сергей Смирнов также считает, что процессы, которые сейчас наблюдаются в составе правительства, связаны не с желанием улучшить экономическую ситуацию, а с подготовкой определенных кланов к укреплению своих позиций. 

 

«Это входит в привычку: сначала озвучить непопулярные меры, начать претворять их в жизнь, а потом уходить. Так же и у Жамишева произошло. Проблему дефицита бюджета начали решать при помощи повышения нагрузки на население, вводить налог на роскошь и  увеличивать другие налоги, в частности земельный. Но одновременно неоднократно зависал в воздухе вопрос, почему Минфин не предлагает повысить, например,  экспортные пошлины и тем самым пополнить бюджет.  Конечно, это не только решения Жамишева, а общая концепция работы правительства. Справедливости ради надо признать, что Ахметов решает проблемы, которые ему достались от Масимова. И так идет по кругу», - говорит Сергей Смирнов.

 

Политолог Курбан Ювшанов отметил, что, с одной стороны, перестановки в правительстве и отставка Жамишева могут свидетельствовать о желании подкорректировать работу кабинета министров с учетом критики президента, которая прозвучала около месяца назад. С другой стороны, это могут быть сигналы от Акорды правительству Серика Ахметова, что выбранный им курс не устраивает власти. Именно поэтому поста лишаются наиболее знаковые фигуры экономического блока. 

 

«Столь долго пребывавшее в летаргическом сне политическое пространство Казахстана начало оживать. Можно предположить, что последние пертурбации связаны с находившимися в последнее время в тени Асланом Мусиным и Каримом Масимовым. Подрыв позиций нынешнего правительства может быть на руку Масимову, так как, проводя аналогии с прежним кабинетом, его работа кажется более эффективной. И последние события показывают, что экс-премьер набирает вес. В частности удалось вывести из активной политики наиболее влиятельное лицо, представлявшее интересы Аслана Мусина в Мажилисе, – Ергена Дошаева. Это может играть на руку не только Кариму Масимову, но и Нуртаю Абыкаеву. О противостоянии Мусина с Абыкаевым не наслышан только ленивый. Поэтому по косвенным признакам можно судить, что активизируется борьба между лагерем силовиков и их противниками. В эту логику встраивается и ослабление позиции правительства, потому что кабинет Серика Ахметова, судя по всему, не смог найти язык с лагерем, так называемых ястребов», - сказал Ювшанов.

 

Талгат Исмагамбетов отметил, что позиции карагандинского клана, который представляет Серик Ахметов, заметно ослабевают, усиливаются позиции южных кланов. Но сам приход Ахметова год назад в правительство, продемонстрировал, что  традиционная клановость с Юга была закинута и на Север. Теперь расклад сил видимо вновь меняется, считает эксперт.

 

Политолог Алексей Власов не стал связывать ситуацию с властными перестановками и обострением борьбы элитных групп и подчеркнул, что все решения, так или иначе, принимает Нурсултан Назарбаев. Уход Жамишева он связывает с желанием продемонстрировать готовность к переменам, к тому же он засиделся на своем посту – более 6 лет – и это почти рекорд для казахстанской политики.

 

Власов обрисовал два варианта развития событий. Первый – что публичная порка правительства ограничится показательной отставкой нескольких министров финансово-экономического блока, и возможно этот вариант и начал претворяться в жизнь отставкой Жамишева. Причина заключается в том, что населению нужно объяснить из-за кого произошли экономические провалы последнего времени.

 

Согласно второму варианту, все-таки своего поста лишится и сам Ахметов, а на его место могут назначить Сагинтаева. Учитывая, что сегодня его лишили позиции министра регионального развития, то возможно, таким образом, его готовят к новому более высокому назначению.

 

Пока, все действия Акорды вписываются в оба эти сценария, и решение, по мнению Власова, могут приниматься в самый последний момент на интуитивном уровне лишь самим Нурсултаном Назарбаевым.

 

Стоит сказать, что опрошенные kursiv.kz эксперты считают, что меньше всего шансов сохранить свои кресла в нынешнем кабинете у глав МИНТа Асета Исекешева, МЭБП Ерболата Досаева и  Минсельхоза Асылжана Мамытбекова. Также аналитики выдвинули предположение, что, возможно, министров экономического профиля убирают с постов, чтобы нивелировать их репутационные потери в случае девальвации национальной валюты.

 

Политолог Адиль Нурмаков считает, что раскол в политической системе, который можно наблюдать в последнее время, в любом случае свидетельствует о том, что у элиты нет общего видения будущего страны. И перестановки в правительстве, вне зависимости от того, продиктованы ли они борьбой группировок и кланов или элементарным недовольством президента, демонстрируют, что в такой закрытой политической системе как в Казахстане обществу трудно улавливать сигналы власти. «При отсутствии общественного контроля над действиями власти, в период ее транзита возможен раскол внутриэлитных групп, но ничего хорошего  обществу он не сулит», - уверен г-н Нурмаков.  

0
    3 109