Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Общество

Киргизия: зима близко… Киргизские парламентарии противятся продаже газораспределительной госкомпании «Кыргызгаз» российскому «Газпрому», несмотря на опасность оставить страну без газа

Дамир ГалямовРусское единство
30 ноября 2013

Цена одного доллара и всего рынка


Внутриполитическая борьба в Киргизии концентрируется вокруг вопроса вступления республики в Таможенный союз и бизнес-проектов России. Оппозиция при поддержке в том числе западных международных организаций старается затянуть интеграционные процессы в надежде на смену правительства и перераспределение сил в парламенте.

 

Холода заставят поторопиться?


Россия и Киргизия 26 июля заключили межправительственное соглашение «о сотрудничестве в сфере транспортировки, распределения и реализации природного газа», что означает передачу всех активов государственной газораспределительной компании «Кыргызгаз» российскому «Газпрому» за 1 доллар.

 

Руководитель парламентского комитета по бюджету и финансам Ахматбек Кельдибеков в начале ноября заявил, что сам хочет купить государственную монополию «Кыргызгаз» за 1 доллар. При этом обязуется выплатить все ее долги поставщикам, осуществить глубокую модернизацию всей газораспределительной системы страны, осуществлять поставки голубого топлива без перебоев по согласованной с правительством цене, осуществить разведку месторождений и добычу газа на территории Киргизии. Весь комплекс мероприятий оценивается примерно в полмиллиарда долларов.

 

«Инициатива» оппозиционного президенту и правительству депутата А. Кельдибекова носит чисто популистский характер. Ни он, ни другие противники продажи «Кыргызгаза» стараются не упоминать об истинной цене, которую готовы заплатить россияне. Основной упор они делают на том, что «Газпром» может потом продать «Кыргызгаз» соседним государствам или же сделать его рычагом политического влияния на республику.

 

Соответственно, на прошлой неделе три из пяти парламентских партий отказались ратифицировать соглашение, а тот же А. Кельдибеков предложил продать не 100% акций «Кыргызгаза», а 49, при этом условия приобретения остаются теми же. Естественно, данное условие не может быть выполнено.

 

Тем временем другой депутат, Азамат Арапбаев, на выездном заседании парламентского комитета по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию заявил: «Парламент должен ратифицировать соглашение по продаже «Кыргызгаза» российскому «Газпрому», иначе Узбекистан в одностороннем порядке отключит газ. Тем более что попытки уже были».

 

Об этом же говорит эксперт Жумакадыр Акинеев: «Обычно с Узбекистаном мы начинали переговоры в начале осени, так что если мы с «Газпромом» не ратифицируем соглашение, то 1 января можем оставить население без газа». С двумя поставщиками газа – Узбекистаном и Казахстаном – контракты обычно заключаются всего на год в ноябре-декабре. Поэтому вариант того, что республика может остаться без газа,  -  не преувеличение с учетом того, что долги по поставкам до сих пор не выплачены.

 

Газовый вопрос для оппозиции важен тем, что, если не будет одобрения парламента на продажу «Кыргызгаза», в стране случится тяжелейший энергетический кризис, вину за который можно будет взвалить на правительство. Его обвинят в некомпетентности, что, в свою очередь, даст возможность требовать его отставки.

 

Напомним, в настоящее время в КР поступает казахстанское топливо по $224, узбекское – по $290 за 1 тысячу кубометров. После продажи контрольного пакета акций «Кыргызгаза» российскому «Газпрому» отпускные цены будет определять владелец компании. Сейчас потребителям газ продается по средней цене, то есть по $258. Глава «Кыргызгаза» Тургунбек Кулмурзаев сказал, что после передачи компании «Газпрому» топливо подешевеет, цена снизится примерно до $200.

 

 «Приобретение «Кыргызгаза» для «Газпрома» не является коммерческим проектом. Россия просто хочет поддержать это предприятие. Поэтому мы и занимаемся с вами развитием этого крупнейшего и сложнейшего сектора», – заявил на совместном заседании профильных комитетов Госдумы и парламента Киргизии прибывший в Бишкек во главе представительной делегации председатель комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий.

 

Основной темой, которую обсуждали парламентарии двух стран, стал вопрос вступления Киргизии в Таможенный союз. И развернувшаяся в те же дни полемика в парламенте по поводу продажи «Кыргызгаза» является прямым отражением борьбы оппозиции с президентом и правительством, взявшими курс на сближение с Россией.

 

Палки в колесах

 

Газовый вопрос тесно связан с вступлением Киргизии в Таможенный союз. Ратификация договора с «Газпромом» будет означать, что сделан очередной шаг по пути интеграционного процесса. Пока же час «Ч» все переносится и переносится. Киргизская сторона выдвигает все новые условия или же настаивает на уже обсуждавшихся, но изначально неприемлемых.

 

Так, на совместном заседании киргизских и российских парламентариев председатель комитета Госдумы Л. Слуцкий особо отметил, что Киргизии нужно отказаться от требования создать фонд поддержки республики Таможенным союзом. Как считают некоторые депутаты, члены правительства и оппозиции, в казну фонда необходимо положить 5 млрд. долларов. Это – сумма компенсации за возможные потери в экономике в случае действия правил ТС и инвестиционных средств в экономику Киргизии.

 

Л. Слуцкий напомнил киргизским коллегам, что Россия уже вложила достаточно средств в республику. В частности, он упомянул о прощеном долге в 582 млн. долларов. «Вам что, этого мало? Фонд подразумевает наполнение. Если мы сейчас создадим его для вас, наши партнеры спросят, а почему не создается экономический фонд для Казахстана, Беларуси или Армении, которая тоже не может похвастаться устойчивым экономическим положением. Это требование нужно снять», – заметил глава комитета Госдумы.

 

Киргизские власти стараются восполнить потери, которые несут в связи с тем, что попытки оппозиционных партий в парламенте и вне его национализировать канадскую золотодобывающую компанию, отчисления которой в бюджет составляют ощутимую сумму, проделали довольно большую дыру в бюджете страны. Как, к слову, и сокращение реэкспорта товаров из Китая. При этом не так часто, как должно быть, киргизская сторона говорит об инвестициях в промышленность, энергетику или сельское хозяйство. Многие противники вступления Киргизии в ТС отстаивают интересы, прежде всего, торгового капитала, владельцев крупнейших вещевых рынков в Центральной Азии.

 

Противники ТС действуют активно не только в стенах парламента или в правительстве. Оппозиционная пресса при поддержке зарубежных организаций проводит активную информационную кампанию, направленную на распространение негативной оценки интеграционных процессов. Применяются все возможные методы. Так, например, оппозиционная газета «Жаны агым» опубликовала мнение «микрохирурга одной из городских больниц Бишкека Султана Тукешова»: «Вступление в Таможенный союз окажет негативные последствия на медицину. Я как врач против вхождения в ТС. Потому что явное дело – закроются каналы поступления в Кыргызстан медицинского оборудования. А если они закроются, то будет тяжело простому народу. Кому это надо?» В прессе достаточно подобных абсурдных заявлений, нацеленных на создание вполне определенного общественного мнения.

 

С другой стороны, идет планомерная работа с представителями гражданского общества, бизнесменами, чиновниками различных рангов. Так, в авангарде противников вступления в Таможенный союз находится CAFMI (Институт свободного рынка Центральной Азии), финансируемый Фондом Сороса, ЮСАИД и другими организациями. Мирсулжан Намазалы, управляющий директор CAFMI, в интервью той же газете сказал: «Когда я езжу на встречи с народом, он ведь говорит: «Если войдем в Таможенный союз, то мы погибли». Следовательно, в обществе много мнений против ТС. Возможности, которые мы получим от вхождения в Таможенный союз, у нас есть и сейчас».

 

Недавно организация провела ряд круглых столов и семинаров с участием представителей региональных властей, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества. Хотя официально и заявлялось, что задача мероприятий состояла в том, чтобы рассмотреть все минусы и плюсы от вступления в ТС, в реальности они были нацелены исключительно на разъяснение негативных моментов, предлагаемая информация при этом не отличалась объективностью.

 

Все эти факты говорят о нарастании антиправительственных и антироссийских настроений оппозиции. Ее задача – раскачать ситуацию, добиться отставки правительства и, соответственно, смены внешнеполитического курса президента и лидирующей парламентской партии. Ближайшая основная задача оппозиции – не допустить вступления Киргизии в Таможенный союз.

0
    2 389