Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Общество

Факторы и природа терроризма в Казахстане

Талгат МамырайымовАРКЗ.инфо
12 декабря 2013

За два предыдущих 2011-2012 года в Казахстане наблюдался резкий всплеск террористической деятельности. Вслед за этим последовали массовые аресты религиозных экстремистов, террористов, судебные процессы над ними. Все эти факты заставили многих специалистов говорить о появлении в нашей стране терроризма, как устойчивого и долговременного явления. Подтверждается ли такой вывод природой казахстанского терроризма, факторами его возникновения, мы постараемся прояснить в данной статье.


Представляется, что основными факторами роста террористической деятельности в Казахстане стали следующие явления:

 

Распространение религиозного экстремизма


В Казахстане к настоящему времени сложился высокий уровень религиозного экстремизма с перспективой дальнейшей эскалации. Идеологическую основу радикализма в казахстанской религиозной сфере составляют салафиты и хариджиты, придерживающиеся доктрины джихадизма. Официальные лица, подавляющее большинство средств массовой информации в нашей стране, - главными исполнителями терактов, носителями религиозного экстремизма называют салафитов. Однако это утверждение не в полной мере соответствует действительности. На самом деле не все салафиты являются представителями радикального крыла казахстанских мусульман. Главными исполнителями терактов, проповедниками религиозного экстремизма в Казахстане, по-видимому, являются приверженцы так называемого джихадистского крыла салафизма и хариджиты-такфириты. Практика такфира (обвинение в неверии – «куфре») является одной из характерных черт обоих этих течений.

 

Среди казахстанских салафитов доминируют салафиты-мадхалиты, которые призывают своих адептов к полному и беспрекословному подчинению государственной власти страны. Салафиты-мадхалиты начинают получать широкое распространение в Казахстане, составляя в целом, по некоторым данным, до 5% казахстанских практикующих мусульман. Инсайдерские источники утверждают, что это происходит благодаря поддержке некоторых представителей политической элиты Казахстана.

 

В среде всех течений казахстанских салафитов, а также хариджитов-такфиритов, - широко распространено понятие «джахилия». Причем его толкование среди религиозных радикалов Казахстана приближенно к известной концепции С. Кутба (одного из идеологов организации «Братья-мусульмане» и основоположников современного международного джихадизма).

 

«Джахилия», как известно, понимается С. Кутба как языческое невежество, погружение в роскошь, излишество, гедонизм, в котором, якобы, погряз весь мир. Он утверждает, что основой этого невежества является пренебрежение властью и господством Аллаха, когда власть и подчинение над людьми узурпируют некоторые люди. В данном случае он отрицает политическую, светскую власть, рассматривая ее как нелегитимную. Кроме того, С. Кутб выступал против капиталистической эксплуатации людей и проповедовал необходимость свержения современной социально-экономической и общественно-политической системы капиталистического характера под «знаменами» Ислама[1].

 

Получается, что в Казахстане даже салафиты-мадхалиты мусульман, не совершающих намаз, также относят к «джахилям», то есть невежественным, имморальным людям. По этому параметру салафиты-мадхалиты схожи с хариджитами-такфиритами и салафитами джихадистского толка, которые объявляют неверными, в первую очередь, тех, кто не делает намаз. Иначе говоря, религиозный экстремизм в среде мусульманской уммы Казахстана получил широкое развитие.

 

Реакция на силовой беспредел и религиозную политику власти


Ярким подтверждением того, что главной причиной терактов в Казахстане является силовой беспредел, выступает фетва от сентября 2010 года некоего Шейха Абу Мунзир Аш-Шинкити из комитета фетв сайта Минбару-ль-Таухид уа-ль-Джихад. В этой фетве Шейх Абу Мунзир Аш-Шинкити признал правомерность казахстанских мусульман выступить с джихадом против незаконного силового давления властей.

 

В начале 2000-х гг. казахстанские силовые органы начали активно преследовать нетрадиционные религиозные течения Казахстана. В этот период, как показывают многие источники, значительное количество «салафитов» были осуждены на основе сфабрикованных фактов, улик, признаний под пытками. Силовое давление на «религиозных экстремистов» продолжилось и в местах заключения.

 

Нинель Фокина, председатель Алматинского Хельсинского комитета, указывает на факты незаконного давления на заключенных представителей радикальных религиозных течений. Она показала, что в отношении «религиозных радикалов» применялись пытки, препятствовали делать намаз, принуждали есть свинину и др[2]. Вдобавок к этим фактам в октябре 2011 года было принято новое религиозное законодательство, которое по ряду параметров ущемляет права верующих.

 

Политическая борьба


По всей видимости, непосредственными организаторами большинства терактов в Казахстане стали некоторые представители казахстанской политической элиты. Согласно инсайдерской информации, которая была размещена в ряде СМИ, в это время в Казахстане разворачивалось скрытое противоборство видных представителей правящей элиты. Вполне возможно, что эта борьба в конечном итоге велась за верховную власть.

 

Заблокированный властями сайт «Гульжан орг», основываясь на инсайдерской информации, указывал, что в районе поселка Макат Атырауской области действовал лагерь по подготовке террористов[3]. Другой веб-сайт сообщает факты организации Б. Рыскалиевым террористического подполья на территории Атырауской области, поддержки и вербовки религиозных экстремистов[4].

 

В этой связи, возможно, не случайно последние теракты в Казахстане до настоящего времени были совершены в сентябре 2012 года, когда в августе этого же года Б. Рыскалиев был отстранен от занимаемой должности. Впрочем, главные заказчики терактов 2011-2012 гг., по всей видимости, не были ориентированы на долговременные и стратегические цели в виде кардинальной смены общественно-политического строя, несмотря на видимое наличие таких настроений среди адептов казахстанского религиозного терроризма. В сети Интернет был размещен видеоролик, где был дан анализ одного из видеобращений «Солдат Халифата» с угрозами цветной революции властям Казахстана[5]. В этом видеоролике четко показано, что данное послание является монтажом, сделанным в профессиональной студии с привлечением актеров.

 

Таким образом, казахстанский терроризм 2011-2012 гг. соотносится с одной из «классических» трактовок природы терроризма, как политически мотивированной деятельности. При этом, терроризм в Казахстане стал специфической тактикой, методом достижения некоторыми (или одной) группами влияния определенной политической цели – снижения легитимности правящего режима, руководства КНБ и других силовых органов, относящихся к противостоящим элитным группировкам.

 

В то же время, несмотря на довольно успешную работу силовиков за последнее время, уровень религиозного экстремизма и терроризма в Казахстане не снизился. Жесткие меры предпринятые нашими силовыми органами в ходе борьбы с экстремизмом и терроризмом могут вызвать ответную силовую реакцию радикальных салафитов и хариджитов-такфиритов. Инсайдерские источники утверждают, что в настоящее время в уголовно-исправительных учреждениях Казахстана уголовные авторитеты вступают в острый конфликт с людьми, осужденными за экстремизм и терроризм. Жесткое давление «уголовников», охраны тюрем на религиозных экстремистов, террористов происходит при содействии администрации Казахстанской уголовно-исправительной системы (КУИС). Согласно инсайдерской информации, среди осужденных «террористов» есть люди, которые были привлечены к уголовной ответственности по надуманным фактам. Так, супруга недавно осужденного в Астане «лидера террористической группы» Серика Кошалакова утверждает, что идеи джихада среди друзей ее мужа проповедовал лишь один человек. Кроме того, она указала также на то, что ее мужу подбросили улику, на основе которой было выдвинуто основное обвинение.  

 

В этой связи, а также учитывая вышесказанное, можно сказать, что казахстанский терроризм в ближайшее будущее может принять очертания религиозного повстанческого движения. По-иному говоря, группировки, реализующие теракты в Казахстане, могут быть одновременно и повстанческими и террористическими организациями.

 

Некоторые специалисты, в качестве одного из значимых критериев определения терроризма, рассматривают гражданское население, как главный объект терактов[6, с. 25]. Многие исследователи такой «выбор» террористов обосновывают их стремлением добиться большого информационного эффекта, общественного и политического резонанса террористических атак. Но теракты против силовых структур, которые были и в Казахстане, имеют, порой, больше кумулятивного эффекта, чем жертвы среди гражданского населения. Этим самым казахстанские террористы, во-первых, пытались легитимизировать (оправдать в глазах народа) свои теракты.

 

Во-вторых, так казахстанский терроризм прямо заявил свои политические цели и главная из них – это протест против существующего общественно-политического строя. На протяжении 2011-2012 гг. об этом мало говорилось в различных видеообращениях «террористов». Но, по всей видимости, простые исполнители терактов были движимы, в большинстве своем, именно религиозно-повстанческой мотивацией. Очевидно, что помимо вышеописанных мотивов, терроризм в нашей стране будет также производен от широко распространенного произвола властей, аморального поведения властной элиты, социальной напряженности. Большая часть этих и вышеприведенных факторов и называется в среде религиозных радикалов как «джахилия».

 

Использованные источники

__________________________________________

1. Сайид Кутб. Вехи на пути Аллаха. - Махачкала: «Бадр», 1997. - с. 4


2. Султан-Хан Аккулы. Десятки неизвестных политических заключенных в Казахстане. Кто они? // http://rus.azattyq.org/content/politicheskie_uzniki_v_Kazakhstane/1771353.html


3. Лагеря по подготовке боевиков «крышевали» люди губернатора? // http://www.regnum.ru/news/1567565.html


4. В Казахстане «встряхнули» террористов. В розыск по линии Интерпола объявлены братья Рыскалиевы // http://naviny.by/rubrics/abroad/2013/07/12/ic_news_118_420860/


5. Солдаты Халифата-истинное лицо // http://www.youtube.com/watch?v=ydF-Exb_kvE


6. Степанова Е.А. Терроризм: проблемы определения и функционально-идеологическая типология // Мировая экономика и международные отношения, 2010, № 7. - c. 23–32

0
    4 332