Сегодня

449,3    489,69    62,42    4,89
Общество

Карзай подводит Центральную Азию к афганской черте

Аскар МуминовКурсив.кз
13 декабря 2013

Афганистан и США никак не могут прийти к окончательному соглашению о подписании договора о безопасности Bilateral Security Agreement, которое предусматривает, что Штаты, несмотря на вывод войск в ближайшие 10 лет, будут иметь возможность отслеживать ситуацию с обеспечение безопасности в Афганистане. Условия договора были поддержаны  Лойи джиргой – советом старейшин Афганистана, но само соглашение отказывается подписывать президент Афганистана Хамид Карзай, который отметил, что будет вести переговоры с талибами после вывода войск НАТО из страны. Это первый тревожный сигнал, свидетельствующий, что так называемые аппокалиптические сценарии для региона Центральной Азии после вывода американского контингента из Кабула могут оказаться не просто «страшилками» экспертного сообщества.

 

Пока же Карзай выдвигает все новые и новые условия для подписания  Bilateral Security Agreement. Последние из них: полное прекращение военных рейдов в дома афганцев и начало мирного процесса вывода войск. Накануне афганский президент весьма жестко высказался о попытках США несмотря на его отказ продавить подписание соглашения. Карзай заявил, что американский посол по особым поручениям в Афганистане и Пакистане Джеймс Доббинс пригрозил, что в Афганистане не будет мира до тех пор, пока договор между Кабулом и Вашингтоном не будет подписан. Карзай даже привел прямую речь дипломата, который, якобы сказал Карзаю, что если он не подпишет соглашение, то США вызовут борьбу в Афганистане и доставят ему  неприятности. Правда, никакого документального подтверждения своим словам он привести не смог.

 

Также афганский лидер потребовал от американских властей передачи всех афганских заключенных Гуантанамо Кабулу. На все новые требования Карзая США ответили также в крайне жестком ключе. Советник по национальной безопасности США Сьюзан Райс сказала, что Соединенные Штаты могут вывести все свои подразделения, вплоть до последнего солдата из Афганистана, если запланированное соглашение будет подписано,  и откажутся от выделения порядка $ 9 млрд на обеспечение безопасности в Афганистане и Центральной Азии, как планировалось ранее. Тут возникает закономерный вопрос – способен ли Карзай самостоятельно обеспечивать безопасность в своей стране, и не произойдет ли резкое обострение ситуации в стране, которое ничего хорошего не сулит, в том числе и Казахстану.

 

Главный редактор журнала "Геополитика", руководитель администрации Международного общественного движения "Евразийское движение" Леонид Савин отметил, что изначально план соглашения предусматривал использование ряда военных баз Вашингтоном еще 10 лет после вывода войск. Это, по сути, означает сохранение военного присутствия США в регионе. Афганистан очень удобен для контроля над Центральной Азией и Ираном. Эти базы могут потенциально использоваться для разведывательной деятельности американских спецслужб против государств региона. Карзай, в виду того, что заканчиваются его полномочия и его статус в 2014 году будет значительно понижен, что, учитывая предыдущие конфликты центрального правительства с племенами и талибами, означает рост угрозы его личной жизни,  пытается снять с себя ответственность за продолжение проамериканской политики. Он готовит для себя "подушку безопасности", ведя переговоры с бывшими оппонентами и обещая преференции от возможной сделки, подчеркнул эксперт.

 

«Думаю, что его запросы связаны с аппетитами всех сторон, которые вовлечены в многолетний многосторонний конфликт в Афганистане, в связи с чем и звучат столь жесткие требования. К сожалению, в дипломатических кругах США осталось мало реалистов, которых сменили менеджеры Обамы, и с учетом растущих проблем США, некоторые запросы могут показаться им невыполнимыми и чрезмерно завышенными. Если при советском присутствии в Афганистане «Белый дом» не скупился на огромные


ресурсы по всем направлениям, похоже, что сейчас вместе с непониманием действительных искусственных угроз  - наркотрафик, радикальный ваххабизм -  Вашингтон потерял интерес и к финансовым вливаниям, а коррупция этому значительно способствовала. С другой стороны, готовность Ирана и Китая прийти на помощь Кабулу вынуждает США задержаться в этой стране насколько это позволят будущие соглашения и ресурсы.  Поэтому этот узел интересов и противоречий не так прост на первый взгляд, как кажется», - отметил Савин.

 

Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований, кандидат исторических наук Аджар Куртов сказал, что  не  стоит преувеличивать значение нынешних разногласи­й между президентом Афганистан­а и Вашингтоно­м по поводу подписания­ соглашения­ о безопаснос­ти. Во-первых, Карзай - это ставленник­ Соединенны­х Штатов, именно американца­м он обязан своей политическ­ой карьерой и нынешней высокой должностью­. «Может ли после этого он "кусать руку своих хозяев"? Конечно нет! А значит его действия - это имитация, игра, но не искренняя позиция», - считает Куртов.

 

Во-вторых, в пользу этого же вывода говорит и то, что он - истинный восточный политик. В том смысле, что со Штатами Карзай торгуется как на восточном базаре, набивая себе цену. В данном случае его цена - это те преференци­и, которых он добивается­ от США после ухода их основного военного контингент­а из Афганистана. При этом он наверняка заботится не столько о будущем своей страны, сколько о своем собственно­м. Ведь перед ним трагическа­я судьба президента­ Наджибуллы­ - повешенног­о талибами после ухода советских войск из Афганистан­а. Такой судьбы для себя Карзай явно не желает, отметил эксперт.

 

Куртов заметил, что нельзя упускать из вида того, что он уже подписал с Америкой ряд соглашений­ примерно такого же порядка, как Bilateral Security Agreement, и его нынешнюю позицию никак нельзя расцениват­ь как принципиал­ьное решение порвать с Вашингтоно­м. Он мог это сделать и раньше, но не сделал и не сделает, сказал он.

 

«Таким образом, в любом случае: и если соглашение­ о безопаснос­ти не будет подписано,­ и если оно будет подписано,­ будущее Афганистан­а и самого Карзая от этого принципиал­ьно не изменится. Страну ждет новый виток гражданской войны. А потому соседние с Афганистаном страны должны быть готовыми к резкому возрастанию напряженности в 2014 году, к усилению разнообразных угроз, исходящих от погружающегося в нестабильность Афганистана. Это мы видим уже сейчас, хотя войска еще не выведены. И здесь наличие определенного "буфера" в виде Таджикистана и Кыргызстана, который разделяет Казахстан от Афганистана, не должно внушать беспечность, ибо этот буфер в виде слабых во всех отношениях государств радикальными исламистами может быть легко преодолен. И даже если отряды исламистов не появятся  где-нибудь в Шымкенте или не дай Бог в Алматы, это еще не означает, что угроз нет. Ведь угрозой является сама нестабильность в регионе, в условиях которой будет уменьшаться, например, инвестиционная привлекательность Казахстана, а на многих проектах экономического плана, вероятно, придется поставить крест», - сказал Куртов.

 

О том, что уже совсем скоро Афганистан может погрузиться в хаос, после того, как военные НАТО начнут покидать эту страну, сказал и казахстанский эксперт из Института Евразийских исследований Данияр Косназаров.  Он недавно посетил Афганистан и воочию оценил риски для Казахстана, исходящие от Афганистана.

 

Эксперт отметил, что  Хамид Карзай затормаживает с подписанием соглашения о безопасности между Афганистаном и США по причине возможности торга с самими талибами. Педалируемый Вашингтоном процесс переговоров с талибами, который, вызвал бурю негодования со стороны президентского дворца, особенно тогда, когда под баннером Исламский Эмират Афганистана  в Катаре был открыт офис движения Талибан, еще раз дал понять Карзаю, что ему самому надо взяться за эти переговоры. Так как от их результатов зависит его политическое будущее. Это говорит о том, что талибы будут все так же сильны и мощны после 2014 года. Причина того, почему Лоя джирга так сильно настаивала и настаивает на том, чтобы Карзай подписал Соглашение о безопасности, проистекает из того понимания, что если американские войска будут полностью выведены, талибы могут дойти до Кабула. Это понимает и сам Карзай, который хочет данную осознанность трансформировать в политический рычаг, заметил Косназаров.

 

«Талибы будут вести войну до последнего, и наличие пусть даже очень малого внешнего военного контингента не приведет к хорошему. Но это не означает, что талибы утеряют влияние и легитимность с полным выводом войск. Они при любом раскладе сохранят силу и мощь. Как утверждает советник коалиционных войск Коленда, талибов поддерживают около 20 % афганского населения. Он также отмечает, что конфронтация с талибами продолжится. Как мне кажется, такое понимание сути вещей как раз и движет Карзаем, который не подписывает соглашение, вызывая шквал критики со стороны многих западных стран. Существует также противоположная версия, что Карзай так долго затягивает с подписанием стратегического документа, чтобы заставить американскую сторону полностью ликвидировать Высший совет талибов. Следовательно, все дороги в этом деле ведут в Пакистан. А на фоне сближения Хамида Карзая и Наваза Шарифа, который после избрания в качестве премьер- министра активно включился в процесс перемирия, выпуская один за другим лидеров Талибан из заключения, можно сказать, что Пакистан будет играть ключевую роль в решении афганской дилеммы. На этом настаивает и сам Исламабад. Хотя некоторые эксперты уверены в том, что Пакистан не пойдет настолько далеко, как на акцию ликвидации талибов. Если даже и согласится на такое, Кабулу придется заплатить большую цену за это», - сказал Косназаров.

 

Пресс-секретарь инвестиционного холдинга «Финам» Владислав Исаев отметил, что Талибан отчасти сам заинтересован в том, чтобы США выполнили требования Карзая, в частности, вернули заключенных из Гуантанамо. В конце концов, лишний год ожидания для них не критичен. Они повысят тем самым авторитет Карзая, повысят его шансы на выигрыш выборов, однако, когда США оставят в стране только инструкторов, шансы талибов на захват власти все равно будут высокими.

 

Подписание этого договора до выборов будет для него негативным имиджевым фактором, а вот если ему удастся выторговать за продление договора возврат узников Гуантанамо, он существенно укрепит свои позиции. Для стран региона это ничего существенно не изменит.  Американцы все равно перестанут участвовать в военных действиях, а одной материальной помощью и инструкторами в случае наступления Талибана Карзай у власти не удержится.


«Риск обострения военного конфликта существует в любом случае, уйдут ли американцы уже сейчас, или через пару лет. На период активных боевых действий в Афганистане угроза для стран Центральной Азии от давления радикальных исламистов несколько снизится, возможно, часть даже уедет в Афганистан. В случае вероятной победы талибов, если в их политике ничего не изменится, давление идеологическое и террористическое возрастет. Зато, возможно,  снизится наркотрафик - у талибов потребности в этом бизнесе нет, их достаточно неплохо финансируют нефтяные короли, да и в тот период, когда талибы находились у власти, борьба с производством наркотиков велась довольно жестко.

 

Американцы ссылаются на то, что им нужно соглашение сейчас, а не после выборов в апреле, объясняя это тем, что им нужно запланировать свои бюджетные траты. Но когда они вводили в Афганистан многотысячную армию, они к согласованию бюджетов сроки не привязывали. Так что расходы на 12-тысячный контингент как-нибудь переживут. Узники Гуантанамо уже провели в тюрьме более 10 лет - вряд ли суды дали им существенно больше за их участие в боевых действиях. Судя по условиям их содержания и тем обращением с ними, которым знамениты американские спецслужбы, эти люди вряд ли смогут быть серьезными бойцами, во всяком случае, в ближайшие годы. Американцам они не нужны, но они просто не хотят вызывать новую волну публикаций о том, как они обращались с пленными. В общем, условия Карзая вполне приемлемы, американцы просто торгуются и блефуют», - сказал Исаев.

 

По словам координатора проектов по внешней политике Института мировой экономики и политики Аскара Нурши, поведение Хамида Карзая объясняют приближающиеся президентские выборы в Афганистане, которые состоятся в следующем году. Между администрацией США и Карзаем, а также между афганскими кланами нет единства мнений относительно фигуры следующего президента. Действующий афганский президент не имеет права баллотироваться на третий срок. Процесс потери  им политического веса набирает обороты. Если он подпишет договор на американских условиях,  то может быть уже «списан» с политической фигуры практически сразу за подписанием. Как только США решат вопросы со своим военным присутствием на афганской территории, необходимость в Карзае и его окружении отпадет, и США напрямую будут развивать контакты с теми силами в афганском обществе, которые обеспечат соблюдения договора афганской стороной. Это подтверждает резкая критика Карзая в адрес Запада за попытки вести переговоры с талибами за его спиной. Влияние афганского лидера на политические процессы в стране преувеличено. Но его подпись под документом нужна США, чтобы придать ему легитимность, поскольку он - законный президент, а это пока еще важно в рамках существующих в международном сообществе правил игры, считает Нурша.

 

«Карзай вполне понимает это и затягивает подписание, чтобы договориться с США о своем политическом будущем, о будущем своего клана, который выдвигает своих претендентов на пост президента на смену Карзаю. С другой стороны, для Карзая важно покинуть пост с имиджем политика, который отстаивает афганские интересы, и добившись выполнения от США своих условий.  Он не хочет брать на себя полноту ответственности за подписание договора с США и делится этой ответственностью с племенными вождями и старейшинами, созвав их на Лойя Джиргу. Здесь принципиальный момент в том, что созыв Лойя Джирги был оправдан, когда в стране не было парламента. Но сейчас у Афганистана есть парламент. То есть Карзай счел важным обратиться напрямую не к легитимным органам власти, а к традиционной для афганского общества власти. Не исключено, что постановка с самого начала была согласована с Вашингтоном, которому важно, чтобы договор в конечном итоге соблюдался афганской стороной. Противостояние с США, если Карзаю кто-то поверит, дает действующему президенту выход на переговоры с талибами и их вовлечение в диалог с Кабулом. Процесс передачи власти содержит риск дестабилизации и эскалации боевых действий с талибами, но странам Центральной Азии вряд ли стоит ожидать чего-либо нового, чего не было за предыдущие годы конфликта», - сказал Нурша.

 

Политолог Аркадий Дубнов отметил, что политикам доверять вообще сложно, а афганским политикам – тем более. Хамид Карзай – классический афганский политик, хитрый, изворотливый и стремящийся сохранить в политике себя, свой клан и семейные авуары. Именно этим определяются все его действия, в том числе, и последнего времени.  Его неуступчивость в вопросе подписания стратегического соглашения с США, и в этом мало кто сомневается, определяется стремлением выторговать у американцев, во-первых лояльность по отношению к своему ставленнику на президентских выборах, увеличение прямой финансовой помощи Кабулу после вывода основного контингента войск западной коалиции, а во-вторых, набрать политические очки внутри Афганистана в качестве лидера, сопротивляющегося диктату иностранных интервентов.

 

«Последний фактор особенно важен и он начинает уже срабатывать: Талибы и другие оппоненты нынешнего правящего режима в Кабуле уже напрямую обращаются к Карзаю, чуть ли не как к центральной фигуре, противостоящей Штатам.

 

Полагаю, что США уверены: в конце концов, Карзай подпишет соглашение на уже согласованных условиях и вся публичная риторика вокруг этой ситуации отчасти намеренно подогревается американцами в интересах Кабула, очевидно ведь, что это не может не льстить Карзаю. При этом он отдает себе отчет, что, если он реально будет продолжать упираться и тормозить подписание соглашения, его просто снесут из офиса. Так что лучшим для него выходом будет подписание документа кем-либо из его ближайшего окружения, что устранит такую угрозу и, одновременно, оставит ему поле для внутриполитического маневра.  Что касается угроз для ЦА и Казахстана, то, на мой взгляд, не стоит серьезно рассматривать перспективу срыва подписания соглашения Афганистан - США, слишком серьезными рисками это грозит для всей мировой обстановки, а не только для региона. И, кроме того, слишком серьезно и глубоко, - кое-где в буквальном смысле,  - обустроенные базы подготовили американцы для размещения своих военных в Афганистане, чтобы эти усилия оказались предпринятыми впустую. В США привыкли скрупулезно считать деньги», - сказал Дубнов.

0
    2 919