Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Общество

Патриотизм наугад, или Время выходить из тени… Даже если мы поймем, что такое патриотизм – кто будет о нем говорить?

Валерий Мошев • Окно в Россию
9 января 2014

Если уж говорить на эту тему, то в самом начале года. И на светлый праздник Рождества Христова, даровавшего надежду на спасение всему человечеству. Новый, 2014-й год, еще только просыпается, только-только начинает осознавать себя, открыв глаза и всматриваясь в нас, тех, для кого время имеет смысл, и для кого оно так конечно и быстролетяще на земле. И мы тоже еще только начинаем обживаться в этом, новом для нас, году. Самое время попытаться сделать первые шаги в правильном направлении. Направление – ключевое слово. Направление к цели.

 

«В дни испытаний Россия всегда становилась единой и сплочённой». Вот цель. Единое государство, единый народ, одна воля, один путь. Одно мироощущение и мировоззрение. Одна система координат. Ясное понимание, кто свой, а кто чужой. Это, предупреждая понятные упреки в тоталитаризме,  не черно-белая картинка мира – это ясная палитра цветов, но без грязи и мути. Мы уже привыкли, что аберрация зрения навязывается нам как единственно возможный способ смотреть на мир. Ясный взор на окружающую нас действительность нам подменяют радужными очками; нам показывают калейдоскоп узоров, завораживая движением цветных осколков стекла, и Снежная королева довольна, что осколки зеркала троллей сидят у многих в глазах.

 

Но и безумие не вечно. «Хочу вам сказать, что государственные информационные ресурсы должны возглавляться патриотично настроенными людьми, защищающими интересы Российской Федерации. Это государственные ресурсы. Именно так и будет», – пообещал Путин. В это хочется верить. Особенно, если давным-давно не включаешь телевизор. Но есть проблема. Точнее, две, главных проблемы. Первая – это само понятие патриотизма. Ведь можно считать себя патриотом, и называть себя патриотом, изо всех сил защищая и пропагандируя разрушение собственной страны. Мы это видели, мы это помним, люди, которые делали это, никуда не делись – они сегодня просто не так громко и открыто понукают информационное общество двигаться в нужном им направлении. Отсюда вытекает наличие второй проблемы.

 

«Возглавлять государственные информационные ресурсы» можно найти людей. Можно, руководствуясь не прописанным в Конституции страны, нигде не оформленным вербально, четко и непротиворечиво, собственным понятием патриотизма, поставить во главе государственных СМИ тех, кому на пальцах, в тиши властных коридоров, легко объяснить, что именно сегодня в России считается патриотичным. Патриотизм – это любовь к Родине. Но нас больше всего интересует, к КАКОЙ Родине. Руководители СМИ, какими бы они ни были жесткими и авторитарными начальниками, не в силах сами писать все статьи, очерки, информационные материалы, аналитику, обзоры, колонки… Руководители СМИ не в силах сами снимать репортажи, не они выбирают картинку в визире камеры, не они комментируют в кадре происходящие в стране события, не они пишут тексты и музыку для звучащих на радио песен о главном. Вторая проблема, – даже если мы поймем, что такое патриотизм – кто будет о нем говорить…

 

Мы было дожили до того, что, случись война, как случилась она в 90-х, и главные телевизионные каналы в эфире радовались поражениям «федералов» и «подвигам ичкерийских повстанцев». Случилась новая война – 08.08.08, и почти некому было сказать те слова, которые должны были прозвучать. Показать ту картинку, которая должна была быть сначала снята, а потом показана. СМИ, политики и олигархи, ими руководящие, даже за очень большие деньги раз за разом не могут добиться от тысяч и тысяч журналистов, операторов, режиссеров, редакторов, честно пытающихся отработать свое дело – говорить искренне. Говорить на том языке, который понимает еще не до конца потерявший единство, а значит и имеющий еще свой язык – народ.

 

Дело в том, что понятия «Родина», «наши», «победа» – у народа значат одно, а у большой, слишком большой части сотрудников масс-медиа – совсем другое. И даже с разной интонацией произносятся. И в глазах телевизионного комментатора, произносящего эти слова, как правило, пустота. Почти единственное чувство, которое, кроме иронической усмешки, алчного сглатывания слюны или почтения к деньгам, можно увидеть в глазах большинства телезвезд – ненависть к России, не желающей умирать, изменяться по навязываемым шаблонам, сопротивляющейся из всех сил и затыкающей глаза и уши. А в ответ нам подсовывают на коленке сделанные, нашими же деньгами оплаченные рейтинги – пипл ( то есть, мы же) – «пипл хавает»!

 

Да не хавает уже давно. Только почти никто из тех же самых руководителей СМИ не хочет это принять. Даже если непонимание реальности губительно для них самих. Старая песня – «народ у нас плохой, неправильный» – выручает отчаянно пытающийся примирить действительность и вымышленную картину мира «моск» телевизионных и прочих начальников. Как не может президент быть везде и все делать за всех, так и никто из руководителей СМИ не сможет. Так что делать? Оставить все, как есть?

 

Нет, конечно. Но пока не существует ясно указанных ориентиров – нравственных, моральных, идеологических – для всей страны, для всего народа, ни зритель, ни читатель, ни слушатель не сможет ПРЕДЪЯВИТЬ любому журналисту, любому изданию, теле- или радио каналу свои претензии, обвинить их в злонамеренной лжи или антигосударственной и антинародной пропаганде. Да еще за государственный счет. И начальник, главный редактор, например, не сможет аргументировано, а не на пальцах, задумчиво и многозначительно показывая в потолок на планерке, не сможет потребовать от своих сотрудников придерживаться «патриотических настроений». Нет эталона. Нет кодекса. Нет заповедей. Нет руководящих документов. Нет образцов. Нет ни слова о единых ценностях нации в Конституции, кроме самых общих и ни к чему по большому счету не обязывающих.

 

Я вот сейчас пишу эти слова, но внутренний цензор – постоянный сожитель каждого профессионально пишущего человека, вопиет во мне – остановись! Во имя свободы слова и права свободного человека быть диссидентом и либералом, ненавистником России и русофобом – остановись! Понимаете? Это ЦЕНЗОР мне говорит! Мой внутренний цензор предостерегает меня от того, чтобы я был патриотом. Потому что, если я буду писать патриотические - в моем понимании - статьи, то меня, во-первых, не напечатают. А во-вторых, и вовсе выгонят с работы. Самое забавное - это то, что высокий и патриотически настроенный наш руководитель об этом даже не узнает. Вот на каком уровне самосознания находятся сейчас даже те журналисты, которые не считают зазорным любить Родину и не спотыкаются внутренне, произнося слово «патриотизм».

 

Я постоянно сталкиваюсь со своим «внутренним цензором», когда пишу о том, что валить пора, но не из России, а в Россию. Когда пишу о своем опыте жизни в ЕС, что не все там гладко и красиво, когда пишу о том, что русский народ в России имеет право на равноправие, хотя бы. И так далее, и так далее, и так далее… Можете не подавать мне руки. Но у меня есть опыт работы в журналистике - и советской, и европейской, и российской. Десятки лет опыта. Да, я, смею утверждать, никогда не лукавил, и никогда не написал ничего против своей совести и убеждений. Но это было и есть непросто. Дури, простите за просторечие, хватает со всех сторон. С так называемой «патриотической», в том числе. Правда, куда больше не дури, а расчетливой провокации. Потому что, если идеалов нет – то все дозволено. И все – не позволено, от того же, от отсутствия идеалов.

 

Когда первые лица страны подчас не имеют согласного мнения о нашей истории, нашем настоящем и будущем, кого прикажете понимать под «патриотично настроенными людьми, защищающими интересы Российской Федерации»?

 

Я вовсе не предлагаю создать боевой и строевой устав караульной и гарнизонной службы для российских СМИ. Но и просто самое общее и туманное описание смысложизненных ценностей наших руководителей – тоже не руководство к действию, уж простите. Наверное, я глуповат, но и угадывать колебания линии партии и предугадывать очередное изменение атмосферы в кабинете министров – не научен. А точнее – и учиться не хочу. И не я один. Задача перед нами стоит сложнейшая. Воспитать патриотизм по собственному наитию. Наугад. Еще более трудная задача – передать это, из неуверенного шевеления пальцами угаданное чувство патриотизма, своим сотрудникам.

 

Так что, миссия импоссибл? Выполнима, еще как. Не все потеряно. Пока еще не все потеряно. За потерявшими чувство меры и остатки совести руководителями многих СМИ стоят во множестве люди так называемого «второго плана». Из которых в свое время выдвинулся на первое место и удержал Россию и наш нынешний президент. И в этом нет ничего плохого, – это естественный путь продвижения наверх. Неестественный, это когда на самый верх в мгновение ока вытягивают родственников, дружков, единоплеменников, – неспособных до того показать себя и выдвинуться из статистов или толпы хотя бы до второго эшелона. А в России множество людей, сумевших даже в то время, когда все было против них, подняться на заметный средний уровень – и не потерять ни совести, ни чести, ни выдающихся деловых качеств. Их много и среди журналистов, и среди военных, следователей, чиновников, промышленников, бизнесменов. Это не люди крайностей, которые не раз приводили Россию к пропасти. Это люди, сумевшие остаться самими собой, не растерять нравственных ориентиров, не поддаться чужому, враждебному стране и им самим мировоззрению. И вместе с тем, уцелевшие и даже, исключительно благодаря своим высоким деловым качествам, приподнявшиеся наверх. Это на них на самом деле держится Россия сегодня – на тех, кто способен работать даже в таких неблагоприятных для «патриотически настроенных людей» условиях.

 

Это люди, для которых Россия – самое главное. В том числе, главнее собственных амбиций и даже, отчасти, собственных, слишком высоких и губительных в иные времена для страны в целом идеалов. Это люди, понимающие, что всему свое время. Это люди, прошедшие через революции и перестройки и не испытывающие к ним ничего, кроме отвращения. Но и не боящиеся перемен. Это тот, все более, к сожалению, истончающийся слой русских людей, кто еще способен объединить страну, объединившись с президентом. Если только они нужны ему на самом деле. Но они могут только догадываться о своей востребованности. Потому что одних намеков им – людям практическим, и от того успешным даже сегодня – недостаточно. Пришло время выходить из тени и брать ответственность на себя – вместе с президентом. Вместе с новым руководством СМИ, в том числе.

 

Кризис доверия острейший. Об этом не должны забывать на самом верху власти. От того, поверят ли простые пастухи памятному: «Товарищ волк хочет нас съесть» и зависит будущее страны в судьбоносный период. Наступивший год вполне может стать именно таким периодом. А вот внушить доверие обществу и активной его части, способной не только исполнять, но и продвигать, руководить, осуществлять инициативы президента России – это как раз дело государственных СМИ. Которые «должны возглавляться патриотично настроенными людьми, защищающими интересы Российской Федерации».

А как это будет на самом деле - посмотрим. И, даст Бог, поучаствуем.

0
    2 958