Сегодня

445,66    474,58    61,53    4,78
Общество

Казахстан и цивилизационный выбор Украины. Кто-то умудряется найти связь

Константин ЛаврушкинBetter.kz
28 января 2014

«Если не можешь навязать свои правила –

научись выигрывать по чужим».

 

Юрий Нестеренко

 

Даже в Казахстане возникают ситуации, когда ты вынужден апеллировать к здравому смыслу. В свете последних гонений на интеллект это выглядит старомодно, но куда деваться, если ахинея лезет во все щели информационного пространства страны. Последним позывом к этому стали высказывания казахстанских политологов о важности политических уроков Украины для Астаны. Это примерно из того же порядка, как в Папуа – Новая Гвинея изучать политический опыт Гондураса или рассказывать в стране победившего токаловодства и нелегального коноплеводства о последних достижениях в области плантационного разведения ананасов.

 

Вполне возможно, что украинский политический аттракцион под названием Майдан-шоу и дальше проходил бы под рубрикой «в мире интересного», но по стечению обстоятельств после прочтения статьи историка Сейткасыма Ауелбекова ознакомился в «Курсиве» с местными оценками украинских событий и проредил Фейсбук, где достаточно много восхищенных «украинской доблестью» хомячков, мол, какие мы убогие по сравнению с ними... Мы – не убогие. Мы – другие. Почему? Начну объяснять.

 

Итак. Наши доморощенные кадры, которых принято называть словом «политологи», «журналисты» рассуждают об «ошибках либерализма», «ошибках закручивания гаек», «осознание исторической важности своей персональной ответственности»... Но самое главное: большинство опрошенных газетой экспертов считает, что украинский опыт очень важен для Казахстана и беспокоятся, те ли уроки извлечет власть.

 

Единственное, что на сегодняшний день роднит Украину и Казахстан – это историческое прошлое в виде Советского Союза и достаточно широкое распространение русского языка. Но и в составе СССР Украинская и Казахская ССР все-таки отличались достаточно существенно. О каком приемлемом использовании украинского опыта может идти речь – непонятно. В Казахстане в Жанаозене, то есть на самом краешке страны в безлюдном месте постреляли начавших серьезно бузить работяг, а тут картинки, где погромщики в центре столицы государства избивают офицера спецназа и ничего за это не огребают. Разве в Казахстане, разболтанном и сонном, такое возможно в принципе? Или как оценивать опыт Евромайдана Исламу Каримову, президенту Узбекистана, который пять тысяч человек покосил из пулеметов в Андижане и «стабилизировал» ситуацию.

 

Как Виктор Янукович, президент Украины, не может дать приказ о расстреле участников акции протеста, так и в постсоветской Центральной Азии немыслимы сегодняшние украинские будни. Сейткасым Ауелбеков достаточно подробно разбирает природу смертоносного казахского доноса, чья структура для той же Украины 1937-38 гг. просто невозможна. Мы разные ментально, по картине мира. Не говоря уже об экономике, которая в Казахстане завязана исключительно на продажу сырьевых ресурсов, тогда как Украине приходится многое производить головой и руками. Там гастеров нет, а у нас, в Казахстане, самозанятых два с половиной дееспособного населения, а коттеджи и даже многоквартирные дома (до чистовой отделки) почему то строят ... узбеки.

 

Может быть Украина сегодня и осуществляет свой цивилизационный выбор (или пытается его сделать), но Казахстан ЗДЕСЬ ПРИ ЧЁМ? Тот же Киев в члены Евросоюза ведь никто не зовет, его пока хотят только отформатировать под совместимость с Объединенной Европой. О Казахстане в тех раскладах и упоминания то никакого нет! Астану зовут только в Евразийский союз. Да, грубо зовут, возникают вопросы. Но начинайся границы Казахстана на севере в районе Караганды – о нас бы и не вспомнили. Просто Казахстан так близко прилегает к промышленному сердцу России в лице Урала и Сибири, что без него не получается самодостаточная и безопасная конструкция.

 

На Украине при всей самостоятельности элит Запада и Востока страны никто понятия не имеет о том, как действует родовая и жузовая клановость. В Казахстане даже рафинированные городские потомки былых барымтачей мыслят категориями «набеговой экономики», не говоря уже о повадках и инстинктах. Из-за этого никто не думает о сложных производствах (вообще хоть каких-то производствах), на повестке дня всегда стоит передел собственности и денежных потоков, а транзит высшей власти реально является вопросом жизни и смерти для очень большого списка фигурантов.

 

Наши политологи – это издержки и фантомные боли былого европейского образования на местных просторах. Поэтому они ничего не могут толком объяснить или спрогнозировать в поведении населения. Казнокрадство давно сложилось в национальную идею, а к ее носителям все подходят с мерками, шкалами и таблицами европейских и североамериканских научных школ, где воровать позорно и населением подобное занятие не приветствуется. Кажущаяся очевидность инаковости Казахстана игнорируется в первую очередь политологами. Для них как бы не существует ни родового деления, ни особенностей распределения населения. Поэтому они и пишут для Казахстана жизнь с Украины, в упор не замечая базовых отличий между двумя странами. Кстати, если грубо, то определенная часть элиты как в высших эшеелонах валсти, так и за ее пределами (часть контрэлиты) симпатизируют Украине и не приветствуют ТС только по одной банальной причине: их устраивает сложившееся положение вещей. Потому что им по сердцу дербанить бюджеты, вывозить в оффшоры американские деньги. Они понимают, что попросту не выдержать конкуренции в любой интеграционной системе...

 

Но пока Украину колбасит при определении с цивилизационным выбором, у Казахстана на повестке дня стоит проблема, как бы не стать Африкой, со всеми полагающимися к этому нищетой, недееспособностью систем образования и здравоохранения, всепроникающим криминалом, резней по этническим или трайбалистским признакам. Соседи у Астаны тоже отнюдь не Польша со Словакией. Точнее будет сказать: д а ж е не Польша со Словакией!

 

Глубоко знающие регион реальные эксперты давно выражают удивление, как Нурсултану Назарбаеву при столь гигантских природных богатствах страны, при подчиненных, чьи состояния исчисляются миллиардами долларов, удается избегать ситуации, где большие мужчины ведут борьбу друг с другом на уничтожение.

 

Не стоит забывать о глобальном кризисе действующей сегодня мировой системы. Казахстан как ее составная часть поражен многими характерными недугами. Самый главный вызов на сегодняшний момент – это отсутствие справедливости. При взгляде вокруг видно, что ни «прогрессивный мир», ни социализм эту столь востребованную справедливость тоже не дают. Вот и шагает по миру политический ислам, который поднял на свои знамена обещание справедливости. Как ни крути, но при всей периферийности казахи – часть Уммы. И сейчас фактически только одна сила может повлиять на продукты скрещивания «родоплеменных-атавизмов» и «рыночной экономики» – Ислам.

 

Власть, если судить по делам, а не словам, фактически не имеет плана действий по противостоянию с политическим исламом. Поэтому она не может ни перед ним сохранить свое лицо, ни обеспечить хотя бы имитацию справедливости в заявленном политическом формате. А время идет, отчуждение населения от власти нарастает, запрос на справедливость усиливается. Именно на социальную справедливость, а не всякие демократические прибамбасы, к которым народ по большому счету, равнодушен.

 

Не давая справедливости, власть через своих идеологов и проплаченных агентов влияния взывает к какому-то мифическому этическому коду казахов, который все расставит по своим местам. Надо бы вообще поостеречься с подобными играми блудливого ума. Если такой код действительно есть и вдруг проснется, то власти первой придет конец за все бесчисленные безобразия. Пока она ходит то в Юго-Восточную Азию к экономическим «тиграм», то в Европу за «общечеловеческими ценностями», народ все больше озлобляется и разочаровывается, критически вырос список его несбывшихся ожиданий.

 

Не видеть происходящего под носом и под боком, похоже, уже родовая черта отечественных политологов. Но пока они пытаются извлекать уроки из украинских событий, местные процессы могут принять совершенно неуправляемый и необратимый характер. Поздно извлекать уроки – надо срочно изучать и осознавать происходящее в Казахстане, как-то обуздывать властную лень, помноженную на вороватость. Если Астана не перейдет на рельсы прагматизма, вместо погони за непонятными призраками и понтами, то у наворованных и награбленных богатств быстро появятся новые хозяева.

0
    2 905