Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Общество

Почему западные СМИ стали дружно «клевать» Кашаган?

Аскар МуминовКурсив.кз
7 апреля 2014
Почему западные СМИ стали дружно «клевать» Кашаган?Кашаганский проект на фоне обострений отношений России и Запада вдруг стал предметом небывалой критики в западной прессе. Эксперты обращают внимание, что Кашаган особенно стал «разочаровывать» Запад после поддержки Акордой Путина.

Неожиданно на этой неделе ряд мировых СМИ приковали свой взгляд к Кашагану, причем все дружно похоронили его, поставив на нем жирную точку. Эксперты считают, что вокруг самого амбициозного нефтяного проекта современности разыгрываются нешуточные страсти, и Астану пытаются наказать за ее слишком проросийскую политику на фоне глобального кризиса Запада и России.

В начале апреля пришли неожиданные новости из Италии, где к трем годам лишения свободы был приговорен глава итальянской компании Eni Паоло Скарони, который считался одним из основных лоббистов участия Италии в кашаганском проекте. Весной 2012 года прокуратура Милана начала расследование по возможным фактам дачи взятки неким лицам в Казахстане для разработки месторождения Кашаган, ее сумма оценивалась в $ 20 млн.

Правда, Скарони осудили не за этот эпизод, расследование которого еще продолжается. Согласно информации Reuters топ-менеджеру ENI грозит три года за нарушение природоохранных норм электростанцией Порто Толле на севере Италии, в то время когда Скарони занимал пост директора компании Enel Porto Tolle.

«Я никоим образом не имею отношения к этому делу, буду обжаловать решение немедленно. Электростанция Порто Толле всегда соответствовала всем существующим стандартам», - заверил Скарони и заявил, то будет обжаловать решение суда.

Рассказывая о сложностях в жизни топ-менеджера ENI итальянская La Repubblica помимо его проблем в Италии не менее живописно описала и трудности, которые возникли у итальянского оператора в Кашагане, в частности о повальной коррупции, с которой приходится иметь дело и сделала неутешительный вывод – главный нефтяной проект Казахстана потерпел небывалое фиаско.

В это же время еще два крупных международных издания рассказали о проблемах Кашагана и сопряженных с этим сложностях для всего Казахстана. Издание Wall Street Journal даже своим заголовком подчеркнуло, что реанимировать проект будет сложно. «Как гигантский нефтяной проект в Казахстане пошел наперекосяк?», - задается вопросом издание.

Когда казахи-рабочие пили чай, их начальник-итальянец потребовал, чтобы они немедленно вернулись к работе. Рабочие скрутили начальника, и надели ему на голову пластиковый пакет. Он сбежал, собрал вещи и уехал из Казахстана, а этот менеджер как раз работал на итальянскую компанию Eni, утверждает Wall Street Journal.

20 лет назад проект считали очень выгодным. Royal Dutch Shell и другие компании собирались использовать свой технический опыт и получить прибыли, президент Казахстана Назарбаев - модернизировать экономику. Ожидалось, что в 2005 году начнется добыча нефти и в итоге достигнет 1,5 млн баррелей в день. Вместо этого проект страдал от раздувания смет, просчетов инженеров и ссор в менеджменте, замечает газета, отмечая, что в конфликтах участвовали как "хулиганы с буровых", так и высокопоставленные чиновники, и руководители корпораций.

Проект отстает от графика на годы, бюджет превышен на 30 с лишним млрд долларов. Теперь Кашаганский проект приостановлен на неопределенный срок. Западные менеджеры говорят, что правительство Казахстана тормозило решения и навязывало жесткие требования насчет трудоустройства местных специалистов. Казахская сторона обвиняет западные компании в ошибках: недооценка проблемы коррозионного газа, проекты пришлось часто пересматривать, сварочные работы проводились неправильно.

Газета подробно описывает проблемы Кашагана. Одна из сложностей - местоположение: нефть залегает под дном Каспия на мелководье, зимой море промерзает. Пришлось соорудить искусственные острова, чтобы разместить на них буровые. Понадобилось также проложить систему отвода сероводорода на сушу.

Прошлым летом компании готовились к переходу на новый этап - началу коммерческой добычи нефти и передаче роли оператора группе во главе с Shell. 11 сентября компании объявили, что добыча началась. Казахстану пророчили экономический бум. Но через две недели была обнаружена первая утечка газа. Затем утечки повторились. Работы прекратились. Рабочие откапывали отрезки трубопровода длиной в 55 миль, компания и казахские чиновники ссорились. Информированные источники предполагают, что причины аварий - комплексные: неумелая сварка и примесь сероводорода в природном газе.

Как решить проблему, до сих пор неясно. Компании предлагают возвращать весь газ обратно в "резервуар". Руководство "КазМунайГаз" опасается, что в таком случае после истечения контракта с западными компаниями объемы добычи снизятся.

Не менее критично о Кашагане отозвался Forbes, который считает, что Кашаган стал кошмаром для крупнейших нефтепроизводителей. Этот многоязычный микс из казахстанских (КазМунайГаз), итальянских (Eni), американских (Exxon Mobil), нидерландо-британских (Royal Dutch Shell), китайских (CNPC) и французских партнёров за последние 20 лет вложили в прикаспийское месторождение более $50 миллиардов; это, по меньшей мере на $30 миллиардов больше, чем первоначально ожидалось.

По сравнению с кашаганским кошмаром, американские растущие сланцевые месторождения, такие как Баккен, Игл Форд и Пермиан – радужная мечта, считают американские журналисты. Они напоминают, что казахстанское правительство подало иск против консорциума из-за последнего раунда задержек, обязало их выплатить $735 млн, и может отказаться вложить свою долю наличных для дальнейшей разработки. Правительство и раньше так делало, и извлекало большую долю из урегулирования спора.

До этого ряд американских и британских изданий также опубликовали серию материалов с неутешительными прогнозами по будущему Казахстана, предрекая неминуемую аннексию его северных территорий со стороны России. С чем может быть связана такая небывалая активность, ведь западное общественное мнение и прессу события в далеком Казахстане интересует крайне редко и на полосы изданий попадают зачастую только экстраординарные события, такие как расстрел в Жанаозене или серия терактов. Неожиданный вал материалов с критикой кашаганского проекта оказался крайне любопытной тенденцией.

Эту же тему сегодня поднимает агентство Reuters в статье «Кашаганское месторождение: между "норовистой лошадью" и "крутящейся бомбой". В ней описывается, что западные нефтяные компании, пытаясь возобновить производство на одном из крупнейших в мире морских нефтяных месторождений в Казахстане обнаружили, что десятки км трубопроводов являются дефектными. Возможно, повреждены длинные отрезки технологических трубопроводов, рассказали агентству два неназванных источника. Из чего делается неутешительный вывод – это уже системная проблема.

По расчетам Reuters , к середине года неполученные доходы от пробуксовки Кашагана могут составить от $ 4 млрд до $ 12 млрд .

Российский медиаэксперт Андрей Богомолец сказал kursiv.kz, что Казахстан действительно в последние дни оказался в центре внимания западной прессы, но он считает, что вряд ли речь идет о целенаправленной кампании против страны. Скорее журналисты пытаются просчитать риски от дружбы европейских политиков с лидером центральноазиатской страны, сильно подверженной российскому влиянию. Однако он не исключил, что за публикациями могут стоять интересы каких-либо влиятельных западных политиков или представителей бизнес-элит.

«Кашаган стоит воспринимать как некий фон, на котором изучается реакция Астаны на формирование на Западе нового мнения о рисках в Казахстане. Конечно, любая публикация в столь авторитетных изданиях как Wall Street Journal или Forbes не может остаться незамеченной в политических кругах. Но, пожалуй, если раньше западные СМИ писали об этом проекте как о грандиозной находке казахстанского правительства и пророчили Астане повторение экономического чуда азиатских тигров, то теперь мы увидели, что о проекте говорят не просто, как о буксующем, а практически хоронят его. Это может быть сигналом, который через влиятельные каналы СМИ западные партнеры падают Астане, что она, что делает в последнее время не правильно. И скорее всего, это даже не столько связано с Кашаганом, на нем завязаны значительные интересы крупных европейских операторов, сколько с готовящимся подписанием соглашения о Евразийском экономическом союзе. И перед этим событием скепсиса по отношению к Казахстану в западном информационном и общественном пространстве будет становиться все больше», - считает Богомолец.

Эксперт Центра политической стратегии и анализа стран Азии и Кавказа Богдан Амельянц отметил, что и приезд представителя Государственного департамента США Ниши Бисуол, и серия публикаций о Казахстане в ведущих западных изданиях нужно воспринимать с точки зрения целей Вашингтона и Брюсселя по переформатированию центральноазиатского региона и снижения здесь роли России.

«Недвусмысленные знаки, которые западные партнеры Астаны посылают ей, легко просчитываемы. Если до Крыма Вашингтон был готов мириться с проектом евразийского союза, воспринимая его как усиление России, но лишь в экономическом плане, то теперь американские политики начали осознавать, что речь идет о более глобальных задачах Кремля, которые раньше воспринимались, лишь как фантастический прожект по перекройке нынешних границ постсоветских государств. Во-первых, визит Ниши Бисуол в Казахстан и Кыргызстан, две страны которые значимы для Запада в регионе Центральной Азии был неслучайным. Астана воспринимается как региональный экономический лидер и ее тесное сближение с путинской Россией, после украинских событий не входит в планы Вашингтона. Кыргызстан воспринимается как наиболее демократическая страна в регионе, и чтобы кто не говорил, но кто знает основы западной дипломатии, ценности, там играют большое значение, и поэтому КР воспринимают как наиболее прозападное, а значит близкое по духу государство. Но в последнее время Бишкек на перепутье: вступать или нет в Таможенный союз. В Казахстане тоже активизировались разговоры о целесообразности участия Астаны в евразийском проекте. Играя на этой неопределенности и опасениях можно заметно ослабить российский вектор во внешней политике, а для этого не последнюю роль могут играть публикации с критикой наиболее чувствительных в экономическом плане проектов для страны», - отметил Амельянц.

Эксперт Института экономических исследований стран Центральной Азии Алишер Хамидов отметил, что скептицизм относительно кашаганского проекта действительно может быть намеком элите Казахстана, что западные акторы этого проекта недовольны ходом его реализации, в то время как Казахстан возлагает на него огромные надежды.

«Кашаган – это одна из идей-фикс Нурсултана Назарбаева и в этом смысле нивелирования значимости этого проекта может быть серьезным ударам по интересам Казахстана. Западные игроки могут намекать Акорде, что по большому счету ни российские компании, а именно американские и европейские сегодня задействованы в наиболее амбициозном казахстанском проекте и поэтому чрезмерный проросийский крен в политике Акорды и поддержка Путина по украинскому кризису сейчас нежелательны. Стоит заметить, что одна из ключевых мыслей в публикациях сводится к тому, что хорошо, что у США оказались сланцевые месторождения, которые более надежны, чем «кашаганский кошмар». Сланец это ведь не предмет торга США и Казахстана, это предмет торга США и России, и если читать между строк, то проект, на который Астана сделала главную ставку в начале 21 века, лишь становится разделительной чертой между крупными мировыми державами. Однако нельзя забывать, что кашаганские риски оговаривались экспертами не раз, поэтому если даже публикации в западной прессе появились не случайно, то они абсолютно объективны и показывают реальное положение дел с казахстанским проектом-мечтой, который рискует превратиться в главное национальное разочарование», - отметил Хамидов.

Председатель совета директоров АО «VISOR Holding» Айдан Карибжанов на своей страничке в Facebook заметил, что у него в институте был предмет, который назывался "политический перевод. Главное в этом искусстве было правильно расставить акценты.

«Вспомнил про него, увидев неплохую статью The Wall Street Journal про Кашаган. Не буду затрагивать суть, речь про заголовок. «How a Giant Kazakh Oil Project Went Awry?». Если перевести дословно, то получится "Как гигантский нефтяной проект в Казахстане пошел наперекосяк?" Неприятно, но объективно. Не совсем туда, куда надо пошло, кривовато. А вот в переводе небезызвестного сайта Inopressa.ru заголовок звучит уже так: "Как гигантский нефтяной проект в Казахстане потерпел неудачу." Чувствуете разницу? Но это не все, сайт Ca-news.org перепечатывает эту статью и дает свой вариант заголовка: "Как гигантский нефтяной проект провалился в Казахстане." Аминь. Некоторый "наперекосяк" легким движением руки стал уже свершившимся полным провалом», - заметил он.
0
    1 796