Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Общество

Саммит СВМДА в Шанхае: «Фактически Китай и Россия создают противовес западному сценарию формирования современного миропорядка»

Юлия ЯкушеваИА-Центр
21 мая 2014
Саммит СВМДА в Шанхае: «Фактически Китай и Россия создают противовес западному сценарию формирования современного миропорядка»Казахстан-2014: идем на Восток!?

21 мая в Шанхае открылся саммит СВМДА. Встреча глав государств-членов организации проходит в условиях переформатирования системы международных отношений. Политический кризис на Украине, которая, кстати, является наблюдателем при СВМДА, существенным образом отразился на повестке дня саммита. Еще до начала встречи на высшем уровне этот вопрос поднимался в рамках беседы генсека ООН Пан Ги Муна с президентом России Владимиром Путиным.

Фактически Китай и Россия создают противовес западному сценарию формирования современного миропорядка. Созданное по инициативе Нурсултана Назарбаева Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии и объединяющее сегодня значительную часть азиатских стран, может стать одним из центров объединения и отстаивания консолидированной позиции азиатских развивающихся государств по ключевым сюжетам международных отношений.

В отличие от ОДКБ или ШОС СВМДА никогда не воспринимался как некий аналог или противовес НАТО. СВМДА изначально являлась площадкой для диалога и декларации общих принципов системы безопасности в азиатском регионе. Однако в современных геополитических реалиях, очевидной поляризации позиций мировых держав, СВМДА в связке с ШОС может получить новое качественное наполнение.

Европа и США не слишком хорошо изучили уроки истории, поскольку давление на Россию по украинскому вопросу приводит к предсказуемому, но абсолютно невыгодному для Запада сценарию - переориентации России на Китай. И в экономической, и в военно-политической сферах. Участие Казахстана в новом азиатском альянсе заметно укрепит восточный блок.

Достигнутые в Шанхае казахстано-китайские договоренности по инвестиционным проектам и углублению сотрудничества в нефтегазовой сфере, весьма красноречивы. Показательно и то, что в преддверии саммита официальные визиты в Китай нанесли не только президенты Казахстана и России, но и иранский лидер Хасан Роухани.

Сложившаяся тенденция естественным образом провоцирует неудовольствие в Вашингтоне. Не имея возможности напрямую повлиять на экономические связи Казахстана с Россией и Китаем, американцы стремятся усилить военно-политическое присутствие в регионе. После ухода из Манаса США опирались преимущественно на Узбекистан в налаживании "северного маршрута" поставок из Афганистана и обеспечении своего геополитического присутствия в Центральной Азии.

Буквально на днях было объявлено о планах НАТО принять активное участие в военной реформе в Узбекистане с целью еще большего закрепления в военной сфере страны. Однако в настоящее время мы наблюдаем и нарастающий интерес Вашингтона к Казахстану, который одновременно занимает стратегическое положение в Центральной Азии и является главным партнером Москвы по евразийской интеграции.

Соответственно, укрепление позиций США в Казахстане по замыслу американских стратегов должно автоматически отразится на позициях России в регионе. В этот контекст вписываются и участившиеся десанты американских дипломатов в Астану, и назначение на должность посла США в Астане Джорджа Крола, который непосредственно занимался американо-узбекским сближением. Но если цели ведущих держав в Казахстане, в целом, понятны, остается выяснить целеполагание Астаны.

С одной стороны, руководство Казахстана понимает, что заигрывание с Западом может привести к дестабилизации ситуации в Республике. Опыт Украины весьма поучителен. Возможность сохранения опорных элементов евразийской системы безопасности и тесных экономических связей делает обоснованно привлекательным для Казахстана именно проект Евразийского Экономического союза.

При этом принципы многовекторности никто не отменял. Они продолжают приносить Астане имиджевые и политические бонусы. Не стоит забывать и о желании Казахстана получить место не постоянного члена в Совете безопасности ООН.

Укрепление роли Казахстана в современной геополитике, демонстрация его важного места в российско-китайской системе координат, очевидно, будут и дальше повышать дивиденды Астаны как важного игрока системы международных отношений. Однако этот путь будет весома сложен, поскольку украинские события спровоцировали кризис многовекторности на постсоветском пространстве. А значит, и ставки, и риски многократно возрастают.
0
    601