Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Общество

Айдархан Кусаинов: «…союз открывает гораздо больше возможностей для тех, кто хочет развиваться, и несет в себе опасности для тех, кто развиваться не хочет»

Асель КерейСвобода слова
24 мая 2014
Айдархан Кусаинов: «…союз открывает гораздо больше возможностей для тех, кто хочет развиваться, и несет в себе опасности для тех, кто развиваться не хочет»А. Кусаинов: «Изоляция – это путь в никуда»

Какие перспективы открывает перед Казахстаном новое интеграционное экономическое объединение, как Таможенный союз помог отечественному бизнесу и какое самое главное качество предпринимателя – об этом рассказал генеральный директор консалтинговой компании «Алмагест», член российской и казахстанской ассоциаций независимых директоров, экономист Айдархан Кусаинов.


Казахстан, Россия и Беларусь стоят на пороге создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На ваш взгляд, какое влияние окажет это объединение на развитие отечественного предпринимательства?

– Таможенный союз (ТС), ЕАЭС и сам процесс интеграции – это расширение возможностей для экономики, местных предпринимателей, бизнеса в целом. Не волшебная пилюля, не допинг и не стероид – принял их и жди улучшений, стимуляции и развития, а новые возможности, которыми нужно уметь воспользоваться, обратить их в свою пользу. Это важно понимать, поскольку часто со стороны критиков интеграции звучат заявления о том, что после подписания соглашения о ТС мы не получили внезапного расцвета экономики и предпринимательства.

Само по себе создание ЕАЭС не разовьет предпринимательство и не убьет его. Предпринимательство либо есть, либо нет. Другое дело, что союз открывает гораздо больше возможностей для тех, кто хочет развиваться, и несет в себе опасности для тех, кто развиваться не хочет. Не секрет, что экономика Казахстана во многом олигопольна: практически любой сектор, даже на среднем уровне, поделен между несколькими (тремя, от силы семью) игроками. Я говорю не только об инфраструктурных секторах типа телекоммуникаций, но и, например, о ритейле. Крупных дистрибьюторов продуктов питания в республике всего пять-семь, в каждом городе есть всего пара-тройка крупных торговых цент­ров. Аналогичная картина в сфере производства. Понятно, что это объективное следствие узости рынка, ведь у каждой производственной мощности есть минимальный объем выпуска продукции, при которой это производство эффективно.

С этой точки зрения доступ на рынки России и Беларуси, безусловно, предоставляет возможности для развития производства в Казахстане. С другой стороны, открытие собственного рынка для российских и белорусских производителей увеличивает риски для отечественных предпринимателей. Появление новых игроков ведет к перераспределению долей рынка, влияет на текущий бизнес. Но однозначно ли это плохо? Не нужно забывать, что если кто-то теряет свою долю рынка, то это означает, что он недостаточно эффективен либо по цене, либо по качеству. Значит, казахстанские потребители смогут приобретать те же товары либо дешевле, либо за те же деньги, но более качественные. Разве в конечном итоге это не выгодно нашим гражданам, пусть ценой потерь для нашего недостаточно эффективного производителя?

Есть и другие выгоды от вхождения в рынок новых игроков, одна из них – улучшение бизнес-климата в стране, что открывает дополнительные возможности для развития предпринимательства.

Возможности – это хорошо, но в чем конкретная, ощутимая польза того же Таможенного союза?

– Считаю, что ТС улучшил условия экспорта казахстанских товаров. Сошлюсь на собственный опыт. Я занимался производством растительных масел холодного отжима – кунжутного, арахисового, масла из черного тмина. На первой же выставке в России масло получило высокую оценку и даже медаль, интерес был большой. Но партнеры заявляли, что им неинтересно заниматься таможенными процедурами, сертификацией. Позиция была однозначной: масло будут брать растаможенное, у российского контрагента с российскими сертификатами. Нам пришлось для этих процедур открыть российскую компанию, арендовать помещения в Москве под временный склад.

И вот заработал Таможенный союз. На основе казахстанских сертификатов мы здесь же, в нашей стране, получили единый сертификат по странам ТС, таможенные процедуры отпали сами собой. И сейчас поставки масел в Россию технически не отличаются от поставок в Астану или Шымкент. Компанию в РФ пришлось закрывать, склады сворачивать за ненадобностью, но это были приятные хлопоты. В настоящее время масло продается в Москве, Казани, Иркутске, Абакане, Уфе, Туапсе, Томске, Новосибирске и других городах. Вот такой эффект мы получили от Таможенного союза.

Мы видим, что в ходе согласования документов в рамках интеграционных соглашений возникает немало спорных вопросов. Всегда ли можно соблюсти баланс интересов стран-партнеров, каждая из которых ищет свою выгоду?

– Любое сотрудничество, любой договор требуют большой технической работы, а уж проекты такого масштаба тем более. Разумеется, необходимо согласовать множество нюансов, и такая работа ведется. Но еще раз повторю, ТС и ЕАЭС – это не таблетка, которую единожды выпил и либо расцвел, либо умер. Интеграция – это процесс, и ЕАЭС является прекрасной площадкой для согласования и принятия решений. Необходимо бороться и отстаивать свою точку зрения, дискутировать, спорить, может, возвращаться и пересматривать договоренности. Ведь даже без интеграции в любой стране технические регламенты, стандарты, нормы не являются догмой, они постоянно пересматриваются, ослаб­ляются, ужесточаются, появляются новые стандарты, это живая, развивающаяся, изменяющаяся система.

Понятно, что есть и будет лобби со стороны всех участников союза, понятно, что бизнес будет проталкивать свои интересы, и это правильно. В этой связи создание Национальной палаты предпринимателей стало очень важным шагом. Нужно понимать, что интеграция неизбежна для любой экономики, любой страны, которая хочет развиваться. Изоляция и закрытость – это путь в никуда. Вместе с тем интеграция ради интеграции – глупость. Сотрудничество должно приносить выгоды, и потому необходима предельно жесткая переговорная позиция по всем вопросам.

Какие основные уроки вы извлекли для себя как предприниматель в рамках развития вашего бизнеса?

– Основной урок в том, что бизнесменами не становятся, ими рождаются. Бизнесмен – это, наверное, состояние души, особый взгляд на мир. Не характер, не образование, не социальное происхождение, не воспитание, а именно состояние души, мировоззрение. Ничего нового, об этом написано во многих книгах и автобиографиях бизнесменов, но это мой личный урок.

А какой совет вы могли бы дать начинающим бизнесменам?

– Думаю, что нужно сначала понять, бизнесмен ли вы вообще. Кстати, внезапно пришла мысль… Главное качество бизнесмена – умение продавать. Не в утилитарном смысле типа продажи товаров, а в более широком – продавать в смысле убеждать. Вы можете быть отличным генератором идей, организатором, продавцом заданного товара или услуги, гением общения, изобретателем. Но бизнесмен – человек, который может продать идею менеджерам компании, специалистам на рынке, инвесторам, партнерам. Вот это и есть главное – умение собрать вокруг себя и своей идеи генераторов, гениев общения, администраторов, инвесторов, партнеров и так далее. Хотя, наверное, понять это невозможно, пока сам не почувствуешь и не испытаешь. Так что совет один: пытайтесь, двигайтесь и не разочаровывайтесь. Главное – не сломаться внутри себя.
0
    575