Сегодня

446,49    475,38    61,66    4,79
Общество

На всякий пожарный?.. Казахстанские власти прорабатывают вопросы диверсификации экспорта нефти в связи антироссийскими санкциями Запада

Сергей КонстантиновЛитер
16 октября 2014
На всякий пожарный?.. Казахстанские власти прорабатывают вопросы диверсификации экспорта нефти в связи антироссийскими санкциями ЗападаИ нашим, и вашим

Текущая ситуация предполагает, что антироссийские санкции не коснутся блокирования поставки нефти и газа в ЕС из РФ, в том числе казахстанской нефти через трубопроводы России. Вместе с тем прорабатываются вопросы диверсификации экспорта нефти. Наиболее крупным потенциальным рынком сбыта казахстанской нефти является Китай. Другой альтернативой является вариант с Ираном, лаконично сообщает Миннацэкономики и уточняет, что прорабатываются и варианты транспортировки нефти через морской порт Актау и Каспийское море в Азербайджан.

Вероятно, речь идет о том, чтобы в случае форс-мажорных обстоятельств перенаправить казахстанские нефтяные потоки по экспортному нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД).

Напомним, что еще весной 2008 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон о транспортировке нефти из РК «на международные рынки посредством системы «Баку – Тбилиси – Джейхан» и тем самым одобрил экспорт нефти в обход России.

Основной упор делался на ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО), где основная доля принадлежит американской компании ChevronTexaco Overseas (50 процентов).

Одновременно с этим было объявлено о планах по созданию Казахстанской каспийской транспортной системы (ККТС) для транспортировки нефти в Азербайджан и далее по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан. Система ККТС должна была обеспечить на начальном этапе транспортировку до 23 млн т нефти в год с последующим увеличением до 56 млн т.

В конце октября 2008 года танкеры, груженные казахстанской нефтью, двинулись в направлении Баку, и началась прокачка «черного золота» на мировые рынки. Однако это сотрудничество длилось недолго. После того, как акционеры нефтепровода БТД подняли тариф на транспортировку нефти – американский оператор Chevron в начале 2010 года прекращает свои поставки в трубопровод.

Несколько лет без особого успеха шли переговоры об условиях поставок и тарифах между акционерами ТШО и БТД. Казахстанская сторона намекала, что тенгизская нефть готова вернуться в нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, если азербайджанская сторона «предоставит нам конкурентные тарифы».

И только осенью 2013 года компания «Тенгизшевройл» подписала договор о возобновлении поставок нефти по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан.

Как сообщал журнал Nefte Compass, британская BP («Бритиш Петролеум», основной акционер БТД) согласилась на новые условия, и Chevron возобновляет экспорт сырой нефти из Казахстана по БТД.

В свою очередь казахстанский сайт BNews.kz, ссылаясь на слова президента АО «Национальная компания «Актауский международный морской торговый порт» Берика Уандыкова, сообщал, что «Казахстан с 2014 года ежегодно будет экспортировать 4 млн тонн нефти через Азербайджан», при этом три миллиона тонн «черного золота» будут транспортироваться по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан.

Учитывая, что через этот нефтепровод можно прокачивать свыше 50 млн т в год нефти, а труба заполнена лишь на 60 процентов (в 2013 году по нему было экспортировано 29,7 млн т), казахстанские три миллиона большого значения не имели.

Тем не менее сейчас ежемесячно через БТД на мировые рынки поставляется около 200–300 тыс. т казахстанской нефти. К слову, за девять месяцев этого года по нефтепроводу было прокачано 4 млн 209 тыс. тонн казахской и туркменской нефти, на днях сообщила государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR).

Однако дело даже не в объемах, Азербайджану важно было получить казахстанских поставщиков, заключить долгосрочные контракты, чтобы в дальнейшем «черное золото» уходило не только в Китай (нефтепровод Атасу – Алашанькоу) и Россию (Каспийский трубопроводный консорциум и трубопровод Атырау – Самара).

Какой резон у Казахстана? Кроме экономики и коммерческой выгоды, не будем забывать и о политической составляющей нефтепроводов, поставляющих сырье на мировые рынки. Как ни крути, но украинский кризис заставляет пересматривать старые схемы и искать альтернативные варианты поставок углеводородов.

Так, весной этого года экс-министр нефти и газа РК Узакбай Карабалин (сейчас вице-министр энергетики) прямо заявил, что «если санкции против России затронут энергетическую сферу, то в этом случае пострадает и Казахстан».

И это действительно так. Львиная доля нефти (более 32 млн т) прокачивается в сторону Новороссийска по КТК. И если этот маршрут в силу политических причин окажется отрезанным, то, вероятно, придется в срочном порядке направлять нефть на азербайджанское направление.

«Одним из вариантов может быть маршрут через Каспийское море – в Азербайджан, в Грузию – на Черное море в порт Батуми с его возможностями и мощностями. Помним и об Иране. Если санкции в отношении Ирана будут отменены, то у нас есть отработанный путь экспорта – в свое время мы переваливали нефть из Актау в иранский порт Нека», – предлагал Карабалин и добавлял, что в резерве есть и китайское направление.

Но нефтепровод Атасу – Алашанькоу, хотя и важен для реализации стратегии многовекторности систем транспортировки нефти Казахстана, но его ресурс ограничен.

Трубопровод Атасу – Алашанькоу позволяет перекачивать 12–14 млн т, и еще не достиг проектной мощности в 20 млн т. Учитывая, что с вводом в строй Кашаганского месторождения планируется добывать более 50 млн т нефти в год (на первом этапе – 23 млн т), то китайское направление будет явно недостаточно.

«С увеличением объемов добычи нефти на казахстанском морском месторождении Кашаган часть нефти будет транспортироваться по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан», – ранее оптимистично заявлял в интервью журналу The Business Year министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев. Правда, забыл добавить, что нефть на Кашагане еще надо добыть и доставить, а вот когда это произойдет, пока никто не знает.

Однако если кольцо санкций в отношении России будет сжиматься, то, вероятно, Казахстану придется развернуться в сторону Азербайджана и Грузии и вспомнить о планах по созданию Казахстанской каспийской транспортной системы.

Ведь у Азербайджана есть не только малонагруженный нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, но и трубопровод Баку – Супса. Также можно запустить и систему ККТС, которая подразумевает строительство нефтепровода Ескене – Курык, создание Транскаспийской системы (Курык – Баку) с дальнейшей поставкой нефти по «трубе» БТД.

Конечно, не все так гладко, как на бумаге и в планах аналитиков и стратегов.

Во-первых, никто не разрешит строить нефтепровод из Казахстана в Азербайджан по дну Каспия, а значит, нужна мощная нефтеналивная флотилия, которой у Казахстана нет.

Во-вторых, мощности порта Актау по загрузке нефтью танкеров, следующих в порт Баку, явно недостаточны. Да и расходы по транспортировке «черного золота» нефтеналивными судами, естественно, выше, чем нефтепроводами.

Поэтому, как ни парадоксально это звучит, но это даже хорошо, что Кашаган пока не заработал. Большая нефть – это не только большие деньги, но и большие проблемы по ее доставке потребителям.

Тем не менее, учитывая политическую обстановку в мире, Казахстану, несомненно, необходимо прорабатывать всевозможные варианты поставок нефти на мировой рынок.
0
    641