Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Экономика

Тенге устоит. Но это не точно

Геворг МирзаянЭксперт
23 октября 2014

Наблюдаемое вот уже несколько месяцев резкое падение курса рубля серьезно беспокоит соседей России, участвующих с ней в реализации важнейшего интеграционного проекта на постсоветском пространстве - ЕАЭС. Прежде всего они беспокоятся за судьбу своей валюты

С Белоруссией в данном вопросе все понятно. Страна обеспечена валютой (в следующем году оставит у себя 3 млрд вывозной пошлины за нефтепродукты из российской нефти), да и власти стараются тему особо не нагнетать. Однако казахстанские обыватели очень беспокоятся за судьбу своей валюты. Эксперты, правда, говорят, что не стоит.

По сути казахстанские власти заранее просчитали негативные события в российской экономике и подготовились к ним. Так, еще в начале этого года Национальный банк Казахстана на всякий авось провел девальвацию тенге на 19%, хотя по оценкам экономистов валюта была переоценена лишь на 5-10%. «Когда мы производили корректировку в феврале, был создан определенный запас прочности от негативного влияния двух факторов – обменного курса рубля и цены на нефть» - пояснял в сентябре глава Нацбанка Кайрат Келимбетов. Он также отметил, что беспокоиться можно начинать, если цена на нефть снизиться до 80 долларов за баррель. Вместе с тем, некоторые эксперты поясняют, что даже указанная господином Келимбетовым нижняя пороговая цена не станет причиной обесценивания тенге, поскольку 80 долларов за баррель - это лишь первый критический уровень, при котором запускается пессимистический вариант бюджета. О девальвации как таковой речи не идет. Проблемы настанут лишь при достижении порога в 60 долларов за баррель, причем данный негативный тренд должен продлиться как минимум несколько месяцев.
Реклама

Казалось бы, сейчас реализуются как раз пессимистичные сценарии, обозначенные главой Нацбанка. Рубль продолжает демонстрировать снижение, а цена на нефть неизбежно катится вниз. И в ситуации, когда с июля курс тенге по отношению к рублю упал почти на 20%, ряд экспертов уже говорят о необходимости проведения новой девальвации, уже второй за год.. Однако, Нацбанк сохраняет спокойствие. Причем, не только потому, что осознает губительные последствия второй девальвации за год для экономических рейтингов и социальной стабильности в Казахстане - он понимает, что текущая ситуация не достигла своей критической точки, а негативные тренды уже в ближайшее время могут измениться. Своего рода показателем веры международных инвесторов в Казахстан стало успешное размещение Астаной двух видов еврооблигаций - 10-летних на 1,5 млрд. долларов и 30-летних на сумму 1 млрд. долларов. Агентство Moody’s присвоило им достаточно высокий рейтинг Baa2.

По сути показатели цены на нефть и ослабления рубля достигли своего дна. Так, дальнейшее падение стоимости нефти невыгодно самим нефтяным компаниям, которые попросту будут сокращать добычу. «Согласно данным ОПЕК по состоянию на 2012 год страны Залива – крупнейшие производители нефти для нормального финансирования собственных бюджетных расходов нуждались в ценах не нефть в коридоре 90-105 долларов за баррель. Так, для ОАЭ необходимая цена составляла 90 долларов, для Саудовской Аравии – 95-97 долларов, Ирана – более 100 долларов. Более низкая цена - от 50 до 70 долларов за баррель - устраивала лишь Катар и Кувейт, которые не играют первые роли в объемах поставок нефти на мировые рынки. С учетом инфляции можно также предположить, что к 2014 г. минимально допустимые цены на нефть для стран Залива увеличились на 5-10%, - говорит корреспонденту "Эксперт Online" нефтегазовый аналитик Дмитрий Марунич. При невысокой цене многомиллиардные инвестиции в разработку новых месторождений и модернизацию старых попросту станут нерентабельными. Более того, дальнейшее падение цены на «черное золото» сделает нерентабельным и добычу сланцевой нефти «Подавляющее большинство проектов по добыче трудноизвлекаемой нефти в США будет нерентабельно уже при цене ниже $80-85 долларов за баррель», - продолжает Дмитрий Марунич. Поэтому подавляющее число экспертов в области энергетики предсказывают резкий рост дефицита «черного золота» на рынке и, соответственно, рост цен на него.

В свою очередь этот рост ликвидирует одну из немногих реальных предпосылок падения курса рубля (значительная часть тренда все-таки имеет спекулятивный характер). Поскольку в течение ближайшего месяца ожидается ликвидация еще одной предпосылки (украинская гражданская война войдет в «зимнюю спячку», а значит давление на Россию со стороны Европы снизится), то курс рубля начнет корректироваться в положительную сторону, и, по мнению некоторых экономистов, может даже серьезно укрепиться Не случайно Центробанк России уже пообещал отпустить в 2015 году рубль в свободное плавание.

Вообще влияние второго из указанных параметров - курса рубля - на ситуацию с тенге не стоит преувеличивать. Во-первых, сама по себе корреляция тенге и российского рубля достаточно слабая - обе эти валюты ориентируются на доллар. Во-вторых, доля рубля в обменных операциях на всех участках казахстанской экономики (биржевая торговля, межбанковские операции, купля-продажа в обменниках) составляет примерно 2%. Да, на Россию приходится почти 20% внешней торговли Казахстана, однако взаиморасчеты между казахстанскими и российскими юрлицами проходят в основном в долларах, поэтому объем потерь национальных экспортеров от ослабления курса рубля не так значителен. Поэтому, не исключено, что при сильном ослаблении рубля, которое происходит скорее по субъективным политическим причинам, Казахстан может пойти на укрепление тенге по отношению к рублю. Что касается рядовых казахстанских потребителей, то они только выигрывают, поскольку российские товары становятся для них все более доступными.