Сегодня

445,66    474,58    61,53    4,78
Общество

Кто ведет себя неприлично, или О реэкспорте товаров, запрещенных к ввозу в РФ

Юрий ПавловецРитм Евразии
6 декабря 2014
Кто ведет себя неприлично, или О реэкспорте товаров, запрещенных к ввозу в РФВопросы незаконного перемещения запрещенной к ввозу на территорию России продукции из западных стран уже не первый месяц будоражат белорусское и российское руководство. На совещании 3 декабря по мерам, принятым для снятия запретов на ввоз белорусской продукции в Россию и транзит товаров из санкционного списка, А. Лукашенко недвусмысленно обвинил российскую сторону в нарушении достигнутых ранее двухсторонних договоренностей: «Россия повела себя неприлично, запретив многим белорусским предприятиям поставку товаров на свою территорию… главный вопрос в том, что Россия пошла на нарушение всех договоренностей, которые мы достигли в нашем Таможенном союзе».

Возникает вопрос, почему со стороны Минска вновь стала звучать жесткая критика в сторону Москвы и есть ли у него основания для этого?

Уже ни для кого не секрет, что партнеры России, продолжая на официальном уровне заверять Москву в своих максимальных усилиях по защите рынка ЕАЭС от незаконной продукции, по-прежнему оставляют практически открытыми свои границы. При этом, как показывает практика, сложившаяся ситуация полностью удовлетворяет лишь интересы чиновников на местах, которые связаны с различными коммерческими структурами, однако практически никак не влияет на пополнение казны ни одного из трех государств ТС, включая Белоруссию.

Косвенным доказательством того, что большая часть доходов от реэкспорта и контрабанды, на которую в Минске закрывают глаза, проходит мимо государственного бюджета, может служить статистика, недавно опубликованная Белстатом. В октябре месяце республика получила максимальное в нынешнем году отрицательное сальдо внешней торговли товарами: минус 503 млн. долларов США. При этом общий объем импорта в октябре вырос на 4,9% по сравнению с сентябрем, но оказался ниже на 1,7% по сравнению с прошлым октябрем (3,499 млрд. долларов). Однако самое интересное это то, что экспорт в Россию в октябре и вовсе упал на 6,7% по сравнению с сентябрем и на 5,7% по сравнению с октябрем прошлого года до 1,3 млрд. долларов (сальдо внешней торговли товарами с Россией за январь-октябрь 2014 г. сложилось отрицательным в размере 5,127 млрд. долларов). И это притом, что совсем недавно Федеральная таможенная служба РФ сообщила о невиданном росте белорусского импорта продуктов «санкционной группы» – на 80% (354,6 тыс. тонн) за период с конца августа и до октября 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Например, за период действия продовольственного эмбарго фантастически выросли поставки в республику канадской свинины: с августовских 208 тонн до октябрьских 3,613 тыс. тонн. Нечто подобное наблюдается и в отношении поставки рыбы из Норвегии – до 6,5 тыс. тонн, т.е. в 2 раза, а также польских яблок – с 3,58 тыс. тонн в августе до 11,43 тыс. тонн в октябре.

Совершенно очевидно, что весь возросший импорт продовольствия не остается в Белоруссии, а переправляется в Россию с небольшой добавленной стоимостью или по подложными документами без переработки. Исходя из этого, возникает вопрос: если белорусская сторона резко нарастила экспорт своей и иностранной продукции в Россию, то почему страна до сих пор не ощущает фактически никакого положительного эффекта от этого? Тем более что только на переработке мяса на нескольких белорусских предприятиях, по словам первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Л. Маринича, республика планировала заработать 250 млн. долларов с чистой прибылью в 50 млн. долларов.

Ответ в данном случае достаточно простой – сегодня используемые в Белоруссии серые схемы реэкспорта направлены, в первую очередь, на пополнение карманов чиновников и их коммерческих структур. При этом зачастую оказывается, что само государство не видит в происходящем ничего противозаконного. Примером этого может служить тот факт, что за период с начала введения российского эмбарго как в Белоруссии, так и в приграничных с ней регионах России, быстрыми темпами стали появляться различные фирмы и совместные предприятия, главной деятельностью которых стал импорт продовольствия. Учитывая, что организовать крупную компанию в РБ без согласования ее деятельности и контроля со стороны государства фактически невозможно, выходит, что в поддержании контрабандных схем заинтересован ряд госструктур.

Вот лишь один пример, связанный с деятельностью республиканского унитарного предприятия «Белтаможсервис», которое было учреждено в 1999 г. Государственным таможенным комитетом РБ и которое уже неоднократно было замечено в различных коррупционных скандалах. Сегодня данное предприятие занимается тем, что выписывает поддельные сертификаты качества и иные документы на товары, прибывшие на территорию республики с целью их дальнейшей переправки в Россию под видом либо белорусской продукции, либо в качестве транзитного груза. Об этом неоднократно заявлялось российской стороной, а Россельхознадзор развернул в обратную сторону уже не один грузовик с овощами и фруктами в сопровождении поддельных фитосанитарных сертификатов, на которых отправителем значился Минский филиал РУП «Белтаможсервис». Однако, несмотря на это, никакого эффекта на белорусскую сторону все это не произвело. Вопрос: почему? И можно ли такие действия назвать «приличными»?

По словам главы Россельхонадзора С. Данкверта, проблемы, возникавшие в связи с обеспечением безопасности импортируемой из Белоруссии в Россию поднадзорной и подкарантинной продукции, не решались должным образом уже в течение последних трех лет и сейчас только обострились. За нынешний год Россельхознадзор направил в Минсельхозпрод Белоруссии 42 письма с просьбой провести служебное расследование в связи с выявленными конкретными случаями нарушений при поставках продукции животного происхождения, на что было получено лишь пять ответов. И все это происходило и происходит на фоне неуклонно растущего реэкспорта запрещенных в России товаров, что сегодня фактически стало открытой контрабандой. Белорусская таможенная служба попросту закрывает глаза на нарушения в оформлении документов со стороны европейских и белорусских торговых компаний, позволяя товарным позициям, произведенным в Германии, Нидерландах, Польше и т.п., спокойно двигаться дальше, через российскую границу. Опять-таки – это «прилично»?

Росельхознадзор неоднократно просил своих белорусских коллег дать возможность совместно контролировать грузопотоки на белорусской границе, которая, к слову, является и границей ЕАЭС. Однако белорусская сторона до последнего не была готова официально признать проблему, а пресс-служба Государственного таможенного комитета Белоруссии и вовсе официально заявила, что «в рамках взаимодействия, налаженного между таможенными службами Беларуси и России, c августа текущего года белорусской таможенной службой приняты исчерпывающие меры по недопущению ввоза через территорию Республики Беларусь санкционных товаров в Российскую Федерацию». Правда, все это не помешало незаконно ввезти в Россию около 7,5 тысячи тонн мяса и более 11 тысяч тонн растительной продукции, которые растаможивались в Европе либо на нейтральной полосе. При этом, по информации российской стороны, белорусские таможенники даже не вскрывали машины и не приглашали для их досмотра ветеринаров.

Видимо, именно потому, что сегодня, в условиях западных санкций оказалось проблематично положиться на партнеров по Евразийскому экономическому союзу, в России и было принято решение принять жесткие меры в отношении всего товаропотока, проходящего через российскую территорию. Как известно, Россельхознадзор решил с конца ноября ограничить поставки мясной продукции с нескольких белорусских предприятий, которые в соответствии с договоренностями между президентами Белоруссии и России в свое время получили разрешение на покупку сырья из стран санкционного списка. Однако, как оказалось, данные организации не только перестали контролировать качество произведенных продуктов, но и занялись откровенной контрабандой – канадское, польское, бразильское и иное мясо отправлялось в Россию под видом белорусских продуктов. При этом не знать о том, что происходит, белорусские чиновники не могли, хотя и утверждают, что «все перерабатывается здесь, меняется код по ТНВД и выходит совсем другой товар – глубокой переработки с добавленной стоимостью».

Непрекращающийся поток нелегальной продукции заставил российского регулятора пойти еще дальше – с 30 ноября из Белоруссии «транзит подконтрольной ветеринарной службе продукции через территорию России в Казахстан и третьи страны разрешается только через пункты пропуска на российском участке границы Таможенного союза». В этом в Минске и Астане увидели серьезную угрозу своим интересам, так как решение Россельхознадзора фактически означает постепенное возвращение таможенных границ между тремя государствами. Тем более что к контролю уже присоединилась Федеральная таможенная служба России, которая организовала мобильные группы проверки и противодействия реэкспорту запрещенных товаров. Теперь подозрительные грузовики отправляются на склады временного хранения, где после изучения документов принимается решение об их дальнейшей судьбе.

Последние действия Россельхознадзора серьезно обеспокоили белорусскую и казахскую стороны, причем позиции обеих стран в данном случае отличаются друг от друга крайне незначительно. Например, в Минске проблемой напрямую заинтересовался президент страны, который, как уже указывалось выше, фактически обвинил Россию в невыполнении достигнутых ранее договоренностей. «Мы не можем запретить через белорусскую территорию транзит товаров в другие страны. Это нарушение всех норм международного права. Получается так, что Россия хочет закрыть Белоруссию как транзитное государство, – заявил А. Лукашенко. – Этого мы не можем сделать… мы перерабатывали и будем перерабатывать ту продукцию, которую считаем нужным, на территории Белоруссии». При этом белорусский лидер совсем недавно указывал на то, что «если в ближайшее время не будет нормализована торговля между двумя странами, мы вынуждены будем реагировать».

В Астане же на происходящее откликнулись менее эмоционально, но более твердо и прямолинейно. По словам вице-министра национальной экономики республики М. Абылкасымовой, сегодня о «введении какого-либо запрета на транзит товаров, которые импортирует Казахстан из Европейского союза, речи быть не может», так как взаимные санкции России и ЕС не имеют никакого отношения к Казахстану: «Мы проводим свою независимую экспортную и импортную политику. И в этой связи никаких ограничений на Казахстан не может быть распространено». При этом Астана не отказывается сотрудничать с российской стороной для борьбы с реэкспортом, но там считают, что ужесточение контроля может происходить только на пунктах пропуска на границе России и ЕС.

С формальной точки зрения действия и казахского руководства, и белорусского понятны и оправданны. Действительно, согласно юридическим нормам, действующим в рамках Таможенного союза и ЕАЭС, решения о том, какие товары могут пересекать внешнюю границу Евразийского союза, принимаются президентами трех стран. Исполнение же такого рода решений контролируется Евразийской комиссией, то есть наднациональным органом. Исходя из этого положения, любые действия Россельхознадзора могут быть не только оспорены на официальном уровне, но и попросту проигнорированы и белорусами, и казахами, что, собственно, и происходило до недавнего времени. Более того, Государственный таможенный комитет Белоруссии в своем сообщении уже недвусмысленно намекнул на действующие договоренности: «В настоящее время товары «санкционной группы», в отношении которых документы оформлены надлежащим образом и отсутствуют основания для досмотра, направляются в адрес российских получателей, а также транзитом по территории Российской Федерации в строгом соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза».

Однако формальный подход здесь недопустим. Уже без всяких околичностей можно сказать, что и неприлично, и не по-союзнически пытаться пользоваться затруднениями России, связанными с режимом западных санкций. Нелишне напомнить, что еще в октябре была создана Межгосударственная межведомственная рабочая группа по недопущению реэкспорта через Белоруссию запрещенной к поставкам в Россию продукции, и Минск взял на себя обязательства выполнять поставленные перед ней задачи. Но сегодня об этом предпочитают не вспоминать.

Конечно, порицать можно любую из сторон: белорусов за то, что они под предлогом переработки европейской продукции стали заниматься обычной контрабандой, россиян – за отход от достигнутых ранее договоренностей в рамках ЕАЭС, а казахов – за полное отстранение от происходящего и нежелание поддержать своих партнеров. Однако за взаимными обвинениями и постепенным нарастанием недоверия скрывается весьма серьезная угроза, не заметить которую уже нельзя. Речь идет о возможном возвращении таможенного контроля между тремя государствами – сначала со стороны России, а затем в качестве ответной реакции и со стороны ее партнеров. Уже сегодня после решения Россельхонадзора организовать контроль за транзитом грузов через территорию России под угрозой оказались бесперебойные поставки практически всех товарных позиций, идущих как на российский рынок, так и транзитом. Дело в том, что прохождение фактически двойного таможенного контроля уже в скором времени может стать основным тормозом грузопотока, а также приведет к серьезным изменениям в структуре работы белорусских и казахстанских таможенных органов. Теперь им придется либо более тщательно досматривать грузы и сотрудничать со своими российскими коллегами, либо поставить под удар местный рынок продовольствия – все товары, которые российские таможенники развернут у себя, так или иначе осядут или в Белоруссии, или в Казахстане. Последнее может спровоцировать серьезные экономические проблемы у местных производителей, особенно у белорусских, которые сегодня ведут борьбу за выживание и предлагают свою продукцию по куда более высоким ценам, чем в Европе.

Дополнительно к этому многие поставщики и непродовольственных товаров, чтобы не иметь проблем на белорусско-российской границе, будут вынуждены перенаправить свои потоки и ввозить продукцию через Калининград, а то и иные государства, что сократит реальные доходы Белоруссии от логистических услуг. Об этом, к слову, заявил и А. Лукашенко, по словам которого «Белоруссия – транзитная республика и от этого получает деньги». Если прибавить к этому неминуемые проблемы политического характера, то можно с полной уверенностью говорить, что сегодня над ЕАЭС нависла серьезная угроза.

Для недопущения развития негативного сценария сторонам уже сегодня необходимо садиться за стол переговоров и решать существующую проблему. Причем вопросы не должны быть узконаправленного характера как, например, решение проблемы поставок мяса и растительной продукции, требуется охватить абсолютно все сферы деятельности ЕАЭС с целью корректировки действий стран-участниц объединения. При этом площадкой для переговоров должна стать экономическая комиссия ЕАЭС, если, конечно, Москва, Минск и Астана действительно хотят продолжить свое развитие вместе, а не поодиночке, исходя только из своих собственных интересов.
0
    420