Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86
Общество

Аза Мигранян – казахстанский потребитель будет оплачивать спокойствие бизнес-субъектов из своего кармана при восстановлении таможенных постов между РФ и РК

Тимур БогдановИА-Центр
6 февраля 2015
Аза Мигранян – казахстанский потребитель будет оплачивать спокойствие бизнес-субъектов из своего кармана при восстановлении таможенных постов между РФ и РККазахстан-2015: ограничительные инициативы или безграничные альтернативы.Ч.2

Анализируя тему возможного возвращения к таможенным постам между Россией и Казахстаном, уместно будет услышать мнение опытного специалиста, профессионально занимающегося проблематикой евразийской интеграции.

Ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН (Москва), профессор Аза Мигранян считает, что предлагаемые меры по тарифной и нетарифной защите национального рынка Казахстана представляются наиболее простым способом временного сглаживания проблем слабой конкурентоспособности национальных производителей. И эти меры не будут иметь ощутимого эффекта с точки зрения формирования их конкурентных преимуществ.

- Действительно влияние возрастающего российского импорта усиливается по мере вытеснения им продукции казахстанского производства. Но призывы немедленно закрыть границы и восстановить таможенные посты между Россией и Казахстаном, скорее, похожи на конъюнктурный ответ геополитическим интересам противников интеграции в рамках ЕАЭС, нежели на разумный пакет экономистов-рыночников по преодолению спада в национальном сегменте. Так, предложение о восстановлении таможенных постов на два года с возможностью его дальнейшего пролонгирования приведет к снижению интенсивности конкуренции на внутреннем рынке (что является целью этих предложений) и одновременно создаст условия для роста цен (т.к. предложенный механизм ни что иное, как механизм компенсации разницы цен), снизит интерес российских производителей к казахстанскому рынку. При этом местные производители получат возможность удерживать высокий уровень цен, продолжать олигопольные тренды по распределению рынка между собой и потеряют интерес к проведению технологической модернизации и развитию, - отмечает эксперт.

В результате, по мнению Азы Мигранян, будут снижены темпы выполнения программы индустриализации и модернизации, крупный бизнес без особых рисков сохранит свой прежний уровень рентабельности, а потребитель будет вынужден оплачивать спокойствие бизнес-субъектов из своего кармана. Очевидно, что эти процессы будут сопровождаться инфляцией, что пошатнет хрупкое равновесие на валютном рынке Казахстана.

В качестве альтернативы сворачиванию экономической интеграции авторитетный российский эксперт предлагает сформулировать комплекс мер по использованию интеграционного потенциала ЕАЭС.

- Разработка системы финансово-экономического государственного стимулирования модернизации и технологического развития на основе принципов частно-государственного партнерства с прицелом на существенное расширение рыков сбыта (в первую очередь на российские рынки) даст возможность, не сворачивая конкуренцию, поддержать высокий уровень потребительского спроса и развитие конкурентоспособности казахстанских производителей (в первую очередь это касается автопрома, кстати, созданного за счет производственной кооперации российских и казахстанских партнеров в рамках интеграционного проекта ЕАЭС), - считает А. Мигранян.

По ее мнению, необходимо с учетом растущих темпов инфляции в России (пик ожидается весной текущего года), трезво оценить изменения стоимости российского экспорта в Казахстан и пересмотреть ценовую политику казахстанских производителей, сформировать стратегию сохранения рынков сбыта внутри страны и выхода на менее конкурентные рынки и сегменты. Одновременно нужно внедрять программу диверсификации производства с тем, чтобы избежать лобовой конкуренции. Воспользоваться благоприятной конъюнктурой на финансовом рынке и усилить инвестиционное присутствие на российском рынке, расширить программу производственной кооперации, особенно в приграничных областях.

- Такой комплекс мер в большей степени отвечал бы принципам развития конкурентной экономики без сползания в минимизацию рыночных свобод (что является несомненным преимуществом казахстанской модели экономики), способствовал бы сохранению эффективных институтов свободной конкуренции и тем самым стимулировал бы промышленное развитие экономики Казахстана. Кроме того, постулаты рыночной экономики не предполагают введения административных ограничений, изменение экономической политики в вопросах интеграционного сближения требует реалистичной оценки краткосрочных и долгосрочных целей. Также необходимо определиться с выбором концепта экономического развития Казахстана: либо это социально-ориентированная рыночная система, либо рынок с высоким избирательным барьером по отношению к конкурентам и защита интересов бизнеса в ущерб потребительских интересов населения. И последнее: закрытие казахстанского рынка от внешних конкурентов допускается по условиям Договора о создании ЕАЭС, но также предполагает ответные шаги партнеров по интеграции и не допускает соблюдения только односторонних интересов, что также необходимо учитывать, - резюмировала Аза Мигранян.

Справедливости ради, нужно отметить, что к категоричному заявлению молодого казахстанского эксперта не все казахстанские коллеги отнеслись с пониманием.

Некоторые мнения привел в упомянутой публикации автор Курсив.kz Аскар Муминов.

Так, «неразумным и преждевременным» назвал инициативу О. Худайбергенова директор Oil Gas Project Жарас Ахметов, по мнению которого восстановление таможенных границ станет фактической денонсацией всех интеграционных соглашений и приведет к конфликту с Россией.

Аналогичной позиции придерживается экономический аналитик, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Вячеслав Додонов, отметивший, что производители должны уметь конкурировать на рынке, а не требовать закрытия границ. По мнению аналитика, идею о восстановлении таможенных постов лоббирует системный крупный бизнес, в то время как с позиций казахстанских потребителей наплыв дешевой продукции из РФ – благо.

Также эксперт обратил внимание на еще один значимый момент: когда в прошлом году Казахстан в одностороннем порядке провел девальвацию тенге, ни Россия, ни Беларусь закрывать границы не требовали, наши партнеры с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации.

«У нас вообще странные подходы к нынешней ситуации, связанной с кризисом в РФ. После того, как Москва ввела контрсанкции в отношении ЕС, мы увидели, как оживился казахстанский бизнес, что теперь можно будет продавать продукцию в Россию. С другой стороны говорили: россияне приедут и все скупят в Казахстане. То есть возможность поставлять продукцию - плохо, не поставлять – тоже плохо», - отметил эксперт.

Безусловно, приведенные здесь цитаты не отражают в полной мере всей палитры мнений даже по конкретной проблеме, обусловленной известными факторами.

Однако, думается, миссия представителей экспертного сообщества, способных видеть за лесом горы, состоит не столько в том, чтобы содействовать конструктивному, подчеркиваю – конструктивному, решению неизбежных «тактических» проблем, но в том, чтобы высветить и разъяснить стратегические преимущества проекта, который на протяжении десятилетий воплощают лидеры государств-субъектов. Очевидно, их убежденность в целесообразности интеграции не на ровном месте возникла.

Что же касается такой целесообразности в частности для Казахстана, не лишним будет привести мнение еще одного эксперта - председателя правления АО «Институт экономических исследований» Максата Муханова: «Небольшая численность населения в нашей стране, ограниченность перспектив развития внутреннего рынка, отсутствие прямого выхода к морю, открывающиеся новые возможности формирования более емких, общих рынков, свободное движение товаров, услуг, рабочей силы и капитала, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в рамках ЕАЭС, в том числе в отношении третьих стран, определяют экономическую целесообразность интеграции Казахстана в евразийское пространство».

Аргументы более чем весомые. И вряд ли они иссякнут под влиянием частных амбиций.
0
    376