Сегодня

446,49    475,38    61,66    4,79
Общество

Придёт ли алтын в ЕАЭС?

Иннокентий АдясовИА Новости-Казахстан
26 марта 2015
Придёт ли алтын в ЕАЭС?Экономические аспекты функционирования ЕАЭС стали основной темой переговоров президентов Белоруссии, России и Казахстана в Астане – что логично, учитывая нынешнюю турбулентную экономическую ситуацию в мире.

Причем СМИ преподнесли как сенсацию обсуждение вопроса о валютном союзе и общей валюте (условном «алтыне») в рамках этого интеграционного объединения. А вот для экспертов, отслеживающих работу ЕАЭС, это не стало неожиданным.

Еще в начале февраля в Москве прошло первое заседание межправительственного совета ЕАЭС, в ходе которого участники говорили о необходимости координировать макроэкономическую и валютную политику стран-участниц (а также продолжать снятие ограничений в торговле).

Десятого марта президент Владимир Путин поручил Центробанку и правительству РФ изучить перспективу создания валютного союза в интеграционном объединении до 1 сентября текущего года. Российские ЦБ и Минфин уже активно готовят нормативную базу для создания валютного союза стран ЕАЭС – разрабатывается механизм взаимодействия с Евразийской экономической комиссией по этому вопросу и изменения законодательных актов РФ. Президент Белоруссии Александр Лукашенко пока демонстрирует подчеркнутую осторожность по отношению к введению общей валюты в ЕАЭС. Формально он не высказывался против этой идеи, но незадолго до встречи в Астане заявил следующее: «Не думаю, что это будет завтра, и не думаю, что это будет при моей президентской жизни. Потому что до того, как подойти к единой валюте, надо решить очень многие вопросы».

По мнению ряда экономистов, девальвация не сильно поможет росту экспорта (Казахстан сильно зависит от импорта полуфабрикатов для своей продукции), но может серьезно разогнать инфляцию. Если введение общей валюты ЕАЭС сейчас, видимо, преждевременно, то вопрос координации монетарной политики стран-участниц требует буквально немедленного решения. Астана, Минск и Ереван имеют право знать, какую монетарную политику планирует российский Центробанк и каким он видит курс рубля хотя бы на 2015 год. Ясно, что единая валюта ЕАЭС нужна, прежде всего, для обслуживания взаимной торговли внутри этого экономического союза. В этой связи представляет интерес доклад о роли нетарифных ограничений (тарифные ограничения, за некоторым исключением, были сняты еще в 2010 году, при создании Таможенного союза) в сдерживании роста взаимной торговли внутри ЕАЭС.

Доклад, подготовленный Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР), был опубликован 17 марта, как раз накануне встречи «тройки». В фокусе исследования Центра был макроэкономический анализ, проблематика отраслевого и торгово-инвестиционного взаимодействия и эконометрическое моделирование процессов интеграции, особенно в контексте формирования ЕАЭС, его расширения и взаимодействия с партнерами. Базовыми стали оценки Центра в части эффектов создания ТС и ЕЭП, а также возможного вступления в ТС Украины, Армении и Таджикистана. Был также проведен анализ отдельных аспектов экономической интеграции для Киргизии и Узбекистана.

По прогнозу, в среднесрочной перспективе наибольший выигрыш от снижения нетарифных барьеров будет у Белоруссии: ее реальный ВВП за счет участия в ЕАЭС вырастет на 2,8%, благосостояние – на 7,3% (накопленным итогом). В Казахстане благосостояние вырастет на 1,3%, тогда как прирост реального ВВП составит 0,7%.

Эффекты для России будут менее значительными: благосостояние вырастет на 0,5% кумулятивно, а реальный ВВП, благодаря участию в ЕЭАС, – лишь на 0,2%. Наибольший выигрыш в случае снижения нетарифных ограничений получат производители машин и оборудования (продукции с высокой степенью добавленной стоимости).

Заметные преимущества также получат предприятия целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности (весьма актуально для Казахстана), обуви, резиновых и пластмассовых изделий (это традиционные статьи экспорта Белоруссии). Безусловно, в момент кризиса в России могут найтись чиновники, которые захотят несколько подсократить импорт из ЕАЭС за счет нетарифных ограничений, тем более, проблема реэкспорта запрещенных товаров стоит весьма остро. Но важно, чтобы сиюминутная выгода не сдвинула на неопределенный срок вопрос снятия нетарифных ограничений. В противном случае, рост товарооборота внутри Евразийского экономического союза и, как следствие, появление единой наднациональной валюты придется ждать еще долго.
0
    368