Сегодня

447,4    477,55    61,81    4,76
Общество

Казахстанские элиты затеяли антиевразийскую многоходовку?

Атамат НуртазинРитм Евразии
30 мая 2015
Казахстанские элиты затеяли антиевразийскую многоходовку?Коллаж: Русские в Казахстане

Состоявшиеся 26 апреля 2015 г. президентские выборы в Казахстане можно смело назвать самыми скучными и предсказуемыми. Нурсултан Назарбаев набрал 95,22%, Тургун Сыздыков – 1,6%, а самовыдвиженец Абельгази Кусаинов – 0,7% голосов. Впрочем, казахстанские политологи и не ожидали чего-то экстраординарного от выборов президента.

А вот предстоящая электоральная кампания выборов в парламент обещает быть очень интересной. Недавно в журнале АDAM вышла примечательная статья под названием «Битва за Казахстан начинается», в которой утверждается, что «парламентская кампания будет иметь далеко идущие последствия как во внешней политике страны, так и в архитектуре казахстанской власти». Также в статье речь идет о том, что в недрах власти готовится создание партии либеральной буржуазии и партии национал-патриотов.

По имеющейся информации, в Казахстане, действительно, ведется работа по созданию либерально-демократической партии прозападного толка. Над программой и платформой партии работает группа экспертов во главе с политологом Денисом Кривошеевым. Скорее всего, идеология новой партии будет основываться на принципах открытой экономики, выведения ее из тени, налоговых реформ, противостоянии «экономической экспансии Кремля», в том числе против идеи о единой валюте на пространстве Евразийского экономического союза. Фактически речь идет о создании партии для экономического торга с Москвой.

Предположительно этот партийный проект курирует Рахим Ошакбаев, человек из окружения председателя президиума Национальной палаты предпринимателей Тимура Кулибаева. Ранее эксперты и политологи неоднократно констатировали, что роль «противовеса» во взаимодействии с Россией, с которой Казахстан находится в одной евразийской упряжке, поручалась партии «Акжол» во главе с Азатом Перуашевым, однако он с этой задачей не справился. Считается, что новый проект будет реализовываться на основе партии патриотов Казахстана (её возглавляет Гани Гасымов), что даст партии возможность укрепить финансовую базу и получить место в парламенте.

Помимо этого идет активная переориентация идеологической платформы партии «Бирлик» («Единство») в сторону национал-демократизма. Этот проект тоже курируется некими высокопоставленными лицами, имеющими «ходы-выходы» в Акорде. Проект партии «Бирлик» до последнего времени патронировал все тот же Т. Кулибаев и, скорее всего, он уступил его руководителю администрации президента Казахстана Нурлану Нигматулину. Закрытую рабочую группу, которая занимается разработкой программы и предвыборной платформы партии, возглавил несостоявшийся кандидат в президенты националист-радикал Жарылкап Калыбай, который уже сделал заявление на пресс-конференции о необходимости регистрации национал-демократической партии, главной целью которой якобы будет «сотрудничество с властью».

Скорее всего, такая партия выберет стилистику оппозиционного политического поведения к придерживающимся пророссийской экономической политики Н. Назарбаеву и правительству. По сути проект призван объединить националистически настроенные элиты и граждан с целью активизации публичной кампании по вопросу выхода Казахстана из ЕАЭС. Кстати, ранее национал-патриоты уже неоднократно проводили всевозможные акции и флэшмобы антиевразийской направленности. Несмотря на то, что ЕАЭС – экономическое, а не политическое объединение государств, национал-патриоты активно транслируют в общество идеологему об «угрозах» со стороны евразийской интеграции государственному суверенитету Казахстана.

Таким образом, национал-демократический «Бирлик» станет второй партией прозападного толка. Естественно, что такой проект получил одобрение нового посла США в Казахстане Джорджа Крола, который, кстати, уже завоевал симпатии казахских националистов своими частыми выступлениями в СМИ на казахском языке. Знающий все тонкости политического пиара и демагогии посол даже иногда появляется на публике в казахской национальной одежде, признается в любви к национальной кухне, что, естественно, способствует его популярности в казахскоязычной среде.

Анализ этих сложных конфигураций невозможен без ответа на вопрос: все эти маневры предприняты с одобрения главы государства или они – личная инициатива Нигматулина? За последнее время руководитель администрации президента серьезно усилился, сблизившись и практически породнившись с влиятельным казахским олигархом Динмухамедом Идрисовым. Нигматулин с Идрисовым имеют солидные доли в Qazaq bank и RBK bank, а младший сын Нигматулина собирается жениться на дочери этого олигарха. Недавно сын главы администрации президента Казахстана посетил США, чтобы проведать свою невесту, которая является студенткой одного из престижных американских вузов.

Как известно, Д. Идрисов тесно связан с группой Кайрата Сатыбалды (имеет репутацию лидера исламистов Казахстана) и Кайрата Шарипбаева (гражданский муж старшей дочери Назарбаева Дариги), а также другими выходцами из крупной финансово-промышленной группы «Ордабасы». Кстати, К. Шарипбаев, который ныне возглавляет Национальную компанию АО «КазТрансГаз», имеет давнюю историю противостояния с Т. Кулибаевым.

После выборов президента Н. Нигматулину уже второй раз достаются все лавры успешного организатора, добившегося очередного триумфа Н. Назарбаева и потому уверенного в своем положении. В ближайшее время вновь избранный президент осуществит окончательную рокировку ключевых позиций во власти. Это должно произойти перед транзитом власти и конституционной реформой, суть которой будет заключаться в оформлении действенного механизма сдержек и противовесов между различными финансово-промышленными группировками в стране.

Фигура агрессивного и бескомпромиссного Нигматулина не совсем подходит в качестве руководителя президентской администрации как основного проводника безболезненного транзита верховной власти. Политологи в кулуарах поговаривают, что он не обладает качествами политического дипломата и медиатора внутриэлитных конфронтаций, всегда действуя жестко и напористо. Эти качества он проявил в конфликте с акимом Астаны Имангали Тасмагамбетовым, а также в нейтрализации молодого руководителя президентской партии «Нур Отан» Бауыржана Байбека.

Вполне возможно, на стол Н. Назарбаева уже положили порцию компромата на Нигматулина. Исходя из этого следует, что его отставка вполне вероятна, и на его место глава государства может вернуть тонкого и компромиссного Карима Масимова, занимающего ныне пост премьер-министра.

В таком случае Нигматулин будет рассчитывать на должность премьер-министра или, на худой конец, плотно засесть в кресле акима Алматы. Премьерская должность и родство с Идрисовым сделали бы клан Нигматулина мегавлиятельным. В таком случае он становится неуправляемой политической фигурой, за которой стоят серьезная финансовые и промышленные круги.

Что касается акима Алматы Ахметжана Есимова, то он за время пребывания на должности градоначальника южной столицы приобрел колоссальное влияние и сформировал вокруг себя лояльный пул бизнесменов. Сейчас А. Есимов – достаточно самостоятельная фигура и представляет интересы крупной олигархии во главе со своим зятем Галымжаном Есеновым. Группа Есимова обладает мощными ресурсами и, несмотря на родство с президентом, он в любой момент может выступить отдельно от семейного клана. Финансовая подушка сделала Есимова абсолютно самостоятельным игроком на политическом поле страны. Поговаривают, что в транзитный период на тот момент уже экс-аким Алматы займет должность руководителя сената и станет политиком, определяющим направление векторов национальной политики.

Такая многоходовка будет означать тренд на формирование внешнеполитического иммунитета к политике Кремля и понижения значимости евразийских инициатив для страны. Понимают ли ее инициаторы, что такие реконфигурации, скорее всего, вызовут социально-политическую дестабилизацию, раскол общества по языковому и национальному признаку и вступление Казахстана в период турбулентности?
0
    598