Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86
Общество

Одними призывами «великий и могучий» не защитить

Эльдар АсановРитм Евразии
21 июня 2016

Коллаж: Русские в КазахстанеВ начале июня, выступая на II Ливадийском форуме «Русский мир: проблемы и перспективы», председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила: «Русский мир должен стать глобальным фактором, с которым считаются на национальном и международном уровне. Нельзя обойтись и без усиления работы по защите прав соотечественников за рубежом». Участники форума разделили мнение политика, согласившись, что «теперь стоит задача в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире, на порядок увеличив его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский язык».

Благие пожелания, ничего не скажешь. Если же говорить о русском языке в Киргизии или здешнем положении российских соотечественников, то ситуация в лучшую сторону как минимум не улучшается.

Ищите другие школы!

Выступая на пленарном заседании парламента, депутат Тазабек Икрамов обратился к министру образования Эльвире Сариевой с предложением переформировать русскоязычные школы в киргизскоязычные. «Пусть родители если хотят обучить другому языку, отдают его в другую школу. Мы должны в школах детей обучать разговаривать на кыргызском», – сказал депутат. Кроме того, он предложил принимать на государственную службу только лиц, владеющих киргизским языком, хотя, согласно Конституции, русский язык является официальным: «Каждый гражданин Кыргызстана должен знать кыргызский язык. Когда на государственную службу принимается сотрудник, то его должны проверить на знание государственного языка».

Такие популистские заявления время от времени делают некоторые депутаты. В парламенте прошлого созыва ярой «патриоткой» и русофобом была депутат Жылдыз Жолдошева, теперь, судя по всему, ее сменил Тазабек Икрамов. Следует отметить, что многие представители киргизской элиты, в том числе депутаты, не знают родного языка. Например, Кубанычбек Кулматов, недавний мэр Бишкека, нынешний министр иностранных дел Эрлан Абдылдаев, депутаты Айсулу Мамашева и Гульшат Асылбаева.

Александр Иванов, преподаватель русского языка, секретарь общества чешско-киргизских отношений «Макул», экс-председатель Русского объединительного союза соотечественников в Киргизии, так отреагировал на предложение депутата: «Такой популизм, такая депутатская инициатива губительна в первую очередь для киргизоязычных граждан, имеющих право на свободу образования и желающих изучать в системе среднего образования русский язык. Это никак не согласуется с евразийской интеграцией Киргизии, это не послужит укреплению межнационального согласия, улучшению билингвальной ситуации в стране, для этого нет никаких условий, ни, слава богу, политической воли высшего руководства страны, а главное – этого не позволит сделать Конституция страны, где русский язык, волею народа Кыргызстана, закреплен в качестве официального языка. Наоборот, многие и русскоязычные, и киргизоговорящие граждане стремятся дать образование детям на мировом русском языке, ведь для большинства родителей – это первостепенная задача. Факт, что и в самых отдаленных районах республики, и в столице киргизские родители стремятся отдать своего ребенка именно в русскоязычную школу или в школу, где еще в качестве второго языка преподается русский язык. Ведь как говорил, русский классик Антон Павлович Чехов: "Сколько языков ты знаешь – столько раз ты человек"».

Следует отметить, что на «реформаторское» предложение депутата никак не отреагировали СМИ, организации российских соотечественников или представители российских организаций в Киргизии, будто это их не касается. Странно, мягко говоря…

Стенка на стенку

«Призыв Матвиенко, как, впрочем, и всего российского руководства о защите русского языка, актуален всегда. Важно не призывами, а действиями обратить внимание на фактическую ситуацию развития русского языка за рубежом, особенно в странах постсоветского пространства, – полагает А. Иванов. – Без открытия российских школ, вузов, русских центров в странах, где проживают большое количество русских и граждан, желающих изучать «великий и могучий», без обещанных дотаций учителям-русистам, без литературы и т.п. воплотить все подобные призывы российского политруководства, к сожалению, в полной мере невозможно. Также считаю важным заявлять о позиции защиты русского языка не там, где собираются российские соотечественники или русисты, а на межгосударственных встречах, переговорах, там, где обсуждаются вопросы экономической помощи стране со стороны России».

Тут следует отдельно отметить, что в Бишкеке существуют Американский университет Центральной Азии, турецко-киргизский университет «Манас» и преуспевают. В отличие от Киргизско-российского славянского университета, они отстроили огромные кампусы с общежитиями и учебными корпусами, а актив КРСУ – лишь здание бывшего Дома офицеров. Вдобавок по всей стране существуют как минимум во всех областных центрах и городах областного подчинения, турецкие лицеи. Российских школ или лицеев нет.

Можно упомянуть лишь о российском образовательном центре «Саторис», образованном в прошлом году, и школу им. А.П. Чехова, открытую в этом году международным общественным фондом «Российский фонд мира». Но против американского, двух турецких университетов, десятков турецких лицеев по всей стране – это ничто.

«…Вот и нету вожаков»

Активность организаций российских соотечественников в Киргизии весьма низка. Как, впрочем, и государственных российских организаций в республике. Все мероприятия сводятся к юбилейным датам или визитам высшего руководства России. С такой активностью Русский мир никогда не станет «глобальным фактором».

«Есть несколько основных проблем организаций российских соотечественников, – полагает сопредседатель Клуба региональных экспертов Киргизии «Пикир» («Мнение») Игорь Шестаков. – Во-первых, нет единства организаций, нет некой управляющей над-организации. Многие лидеры видят только себя «главным русским». Титул делят давно. В стране – 80 организаций соотечественников. И это абсурд. Разобщенность, как у русских княжеств перед вторжением Батыя. Трудно сказать, кто из них занимается реальными делами. Во-вторых, деньги, ресурсы, выделяемые на российских соотечественников из российской казны. За них идет жесткая и бескомпромиссная борьба, хотя вся работа сводится к проведению концертов, фестивалей и ежегодной конференции. В-третьих, есть все же активные организации, но вся их активность – на местном уровне. И далеко не везде. До республиканского уровня никто не дошел. Не говорю, что не дорос, а именно не дошел».

От себя отметим отсутствие активности в этом вопросе посольства России и Россотрудничества. Эти организации могли бы консолидировать российских соотечественников, но ощутимых результатов пока не видно. Надо полагать, они ожидают точных указаний из Москвы, что именно нужно предпринять, чтобы вывести работу с соотечественниками, защиту их интересов на новый уровень. Однако при такой пассивности и бесплановости даже направляющие указания сверху едва ли помогут исправить ситуацию к лучшему.