Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Общество

Полиция без нравов

Талгат ИбраевНомад
7 марта 2017

Полицейские Казахстана серьезно работают над расширением карты преступности страны, и не только способами, предписанными им законом и должностными инструкциями. Люди в мундирах повсеместно берут взятки, впрочем, здесь они лишь следуют общей традиции госслужащих. Регулярно полицейские становятся участниками курьезов и триллеров, подрывая остатки доверия к своему ведомству.


В последние годы одной из примет Казахстана стал рост смертности в дорожно-транспортных происшествиях. Но те, кто отвечает за безопасность наших дорог, зачастую сами превращают их в ад кромешный. Смертельные ДТП, где виновником выступает полицейский (часто нетрезвый), уже превратились в обыденность. Подобные случаи зафиксированы в Астане, Алматы, Восточно-Казахстанской, Акмолинской, Карагандинской и других областях.


Количество жалоб на вымогательство, неправомерные действия полиции, подлоги, избиения и пытки также неуклонно растет. Иногда граждане, очевидно, доведенные до отчаянья, решают покончить с собой весьма демонстративным и мучительным способом. Только за пару лет было зафиксировано несколько случаев самоподжогов. Например, 24 октября 2015 года в Таразе 20-летний Ерлан Бектибаев, заявив о том, что он жертва полицейского произвола, устроил публичный акт самосожжения. Парень облился бензином, поджег себя и побежал в здание филиала партии "Нур Отан". Позже Бектибаев скончался. В декабре 2016 года в Шымкенте перед зданием прокуратуры поджег себя предприниматель Нуркен Айнабеков, считавший, что правоохранители не помогли ему добиться справедливости. Также в декабре прошлого года в здании Генпрокуратуры в Астане совершила самоподжог Майра Рысманова, утверждавшая, что ее сына незаконно обвинили в хранении наркотиков. Женщина умерла в больнице.


Дальнейшее расследование не вывило никаких нарушений в делах Бектибаева и сына Рысмановой. Возможно, вердикт правомерен и в этих случаях правоохранители чисты, однако общий уровень недоверия к действиям полиции (и судов) настолько высок, что результаты проверок практически не убеждают. Буквально у каждого казахстанца, обсудившего эти трагедии, найдется своя история "полицейского беспредела", и до сих пор ведомство не предприняло особых мер для исправления имиджа.


Некоторые общественные деятели и эксперты считают, что тотальные сомнения в профессионализме и честности полиции не только обесценивают работу собственно правоохранителей, но и наносят удар по казахстанской законности в принципе. Фактически, невозможно отметить ни одно резонансное дело, в котором участники, адвокаты, свидетели, родственники жертв или обвиняемых, а также правозащитники и простые обыватели не усмотрели бы каких-либо нарушений.


В качестве примера можно привести дела, которые при другой системе стали бы предметом гордости для полиции – и для граждан, в очередной раз убедившихся в том, что их действительно защищают. Это, например, дело об изнасиловании шестилетней девочки из Актау, умершей после многомесячной комы. Обвиняемый в этом преступлении вину не признал, а его адвокат говорил о нарушениях в ведении следствия и давлении на своего клиента. Скандалом закончился и процесс об изнасилованиях в детском доме в Алматы, когда часть общественности буквально встала на дыбы, защищая обвиняемого Серика Асылбекова. Резко не согласны с приговором родственники обвиненных в групповом изнасиловании в Есике, в свою очередь жертва считает, что полиция помогала виновным избежать наказания и т.д. и т.п. Полиции не верят, боятся, результаты ее труда постоянно вызывают скепсис, и в итоге общество чувствует себя полностью незащищенным – таковы выводы аналитиков.


Подобная реакция совершенно неудивительна, коль скоро полицейские постоянно фигурируют в криминальной хронике отнюдь не в качестве героев. Например, в декабре 2016 года СМИ наперебой задались вопросом: за что майор убил старлея? Как выяснилось, оперуполномоченный управления криминальной полиции ДВД Акмолинской области Жанибек Баймурзин на почве личной неприязни застрелил старшего лейтенанта Дархана Еламанова и бросил тело на пустыре. В содеянном Баймурзин признался.


Как говорили древние: смех подрывает реноме быстрей, чем страх.


Вопреки вышеописанным ужасам, над полицейскими зачастую открыто смеются, но что, кроме смеха, могут вызвать инциденты с писающими дяденьками в форме?


В прошлом году упомянутые дяденьки значительно обогатили казахстанский фольклор. Точкой отсчета для мемов и анекдотов стал сотрудник Турксибского РОВД Алматы, справивший нужду сидя в служебной машине. Резонанс был столь велик, что начальство приняло к опозорившему честь мундира самые жесткие меры. Из органов был немедленно уволен не только сам "писающий полицейский", но и его коллега, в момент свершения попавшего в камеру деяния находившийся в машине. К дисциплинарной ответственности был привлечен и их непосредственный руководитель.


Спустя некоторое время в городе Аксай Западно-Казахстанской области изрядно пьяный полицейский справил нужду во дворе многоэтажки, расположенной рядом с детсадом, что тоже засняли неравнодушные граждане. Позже героя инцидента уволили по пп.12, 13 ч.1 ст.80 Закона "О правоохранительной службе" РК (за грубое нарушение служебной дисциплины и совершение проступка, дискредитирующего правоохранительный орган). Его непосредственный начальник, командир взвода МПС Бурлинского РОВД также был освобожден от занимаемой должности.


На этом истории из серии анекдотов "ниже пояса" для полиции не закончились. В Актобе сотрудники батальона дорожно-патрульной полиции разулись, практически разделись и в таком непрезентабельном виде завалились спать в служебной машине. Видео попало на глаза всей стране, после чего оба были уволены из органов за "допущение сна в форменном обмундировании в публичном месте".


А в конце февраля 2017 года полиция вместе с другими силовиками дала очередной повод посмеяться, замаравшись в дело "о цепной взятке". По версии следствия, начальник Актюбинского отдела Западно-региональной военно-следственного управления МВД РК Самат Абдуллаев и следователь этого управления Турысбек Шонтаев вымогали у дознавателей пограничной службы КНБ два миллиона тенге. В описании этого преступления кроется, как утверждают многие, специфика методов работы отечественных силовиков.


По официальным данным, подполковник Абдуллаев умышленно не зарегистрировал заявление от начальника отдела погранконтроля воинской части 2030 Бакирова. В заявлении по фактам вымогательства взятки в 1000 долларов фигурировали начальник отдела дознания Байсакалов и дознаватель Наурызбаев. Они якобы требовали деньги за то, чтобы не принимать меры в отношении военнослужащих, пропустивших через границу граждан, у которых истекли сроки пребывания в Казахстане.


Абдуллаев, сговорившись со следователем Шонтаевым, вызвал к себе предполагаемых вымогателей - Байсакалова и Наурызбаева и потребовал у них взятку в два миллиона тенге. В случае отказа Абдуллаев угрожал зарегистрировать заявление, а после этого привлечь их к уголовной ответственности. Общественность, следившая за "цепью взяток", составила картину: полицейские вымогают деньги у КНБ-шников, которые в свою очередь вымогали взятку у пограничников, вымогавших мзду у нарушителей. Короче, кто в этой очереди крайний?


Отчего-то сотрудники КНБ решили разорвать порочный круг и выдать вымогателей. Как считают некоторые, возможно, у чекистов не нашлось двух миллионов. В результате Антикоррупционная служба задержала Абдуллаева и подельника с поличным, а схемы нелегального заработка в очередной раз выплыли на свет.


С коррупцией в МВД и у других правоохранителей традиционно все в порядке. Но прежде чем перейти к хронике мздоимства последних пары лет, нужно упомянуть еще об одном инциденте. Судя по всему, многократно воспетая драматургами и режиссерами сюжетная канва "полиция против воров" в Казахстане утрачивает актуальность. Некоторые стражи порядка с успехом отбирают хлеб у домушников.


Например, в марте текущего года получил срок бывший инспектор ИДН Саздинского отдела полиции Актобе Алтынбек Калауп. На праздновании в кафе теперь уже экс-полицейский вытащил ключи от квартиры из сумки одноклассницы своей девушки. Позже он вместе с подельником обворовал квартиру, подарив украденные золотые украшения помянутой даме сердца. Это и стало роковым просчетом: золото опознала хозяйка, вора-копа поймали и осудили на 4,5 года.


Составляя коррупционную хронику, сразу оговоримся – в нее попали лишь наиболее громкие случаи. В частности, в конце 2015 года в Кордайском районном суде на семь лет лишения свободы были осуждены сотрудники дорожно-патрульной полиции ДВД Ж.Жарасов и Н.Алпысбаев. Пользуясь служебным положением, они неоднократно останавливали автомашины на трассе, угрожая расправой и временами применяя силу, вымогали с водителей деньги за несуществующие нарушения.


В мае 2016 года специализированным судом по Атырауской области был вынесен приговор экс-полицейскому Манарбеку Утеуову. Бывший страж порядка получил 22 года по совокупности статей, само серьезной из которых являлась ст. "Убийство". Как заявило следствие, Утеуов убил мигранта из Узбекистана и спрятал его тело.


В разгар процесса в сети появилось письмо подсудимого, сразу же названное фальшивкой. В письме экс-оперуполномоченный УВД Атырау Утеуов написал, что убил человека якобы по указанию начальства. Также он сообщил о вымогательствах, "крышевании" городской полицией бизнеса по купле-продажи цветного металла, проституток и обложении данью увеселительных заведений города.


В сентябре 2016 года в Алматы был вынесен приговор в отношении бывшего начальника оперативно-криминалистического департамента МВД Кайрата Аманкулова и его подельников. Ранее Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции обвинило Аманкулова в хищении 136 миллионов тенге. Уголовное дело в отношении представителей МВД расследовалось по факту злоупотребления должностными полномочиями при проведении государственных закупок. "Неправомерные действия заключались в приобретении в 2012 году криминалистической техники по завышенной цене и не соответствующей заявленным требованиям", - сообщило следствие. Кроме того, следствие установило, что полицейский вмешивался в деятельность некоего ТОО, заставив бизнесменов ввести в число владельцев рекомендованного им человека. Судом Аманкулов был приговорен к шести годам заключения. Кстати, в списке арестованного имущества экс-главы департамента значилась квартира в Испании, которую он, очевидно, купил на скромную зарплату правоохранителя. Вместе с ним получили сроки подельники: бывший заместитель начальника оперативно-криминалистического департамента МВД РК Мусальдин и начальник отдела оперативно-криминалистического департамента МВД РК Тажымагамбетов.
Также в январе 2016 года в январе департаментом Национального Бюро по противодействию коррупции по г. Астана возбуждено уголовное дело в отношении сотрудника департамента внутренних дел на транспорте Бекмульдинова А., бывшего сотрудника департамента внутренних дел на транспорте Карлыгашева Е. и других лиц по фактам мошенничества и незаконного лишения свободы. Установлено, что действующий сотрудник органов внутренних дел, вступив в преступный сговор с бывшим сотрудником, ранее осужденным за пытки, задержали троих человек за хранение наркотических средств и незаконно удерживали их на съемной квартире в течение двух суток. За освобождение людей с их родственников вымогали два млн тенге и грузовой автотранспорт.


Кроме того, в феврале нынешнего года досудебное расследование по статье "Мошенничество" начато в отношении начальника отдела ювенальной полиции Комитета административной полиции МВД РК Асета Оспанова. Напомним, совсем недавно он рассказывал казахстанцам, как протекает борьба с педофилами.


Менее громкие расследования и суды, увы, не попадут в нашу хронику, хотя в их массовости и состоит трагедия правоохранительных органов. Трагедия – для честных полицейских – еще и в том, что многочисленные не чистые на руку коллеги в буквальном смысле втаптывают их заслуги в грязь. Казахстанские полицейские не раз жертвовали жизнью, спасая граждан, искренне выполняя свою тяжелейшую работу. Только последние месяцы подарили нам несколько героев без кавычек. Это Аян Галиев, полицейский из Алматы, ценой собственной жизни остановивший стрелка Руслана Кулекбаева, убивавшего мирных прохожих, это Марат Нурсеитов, полицейский из Павлодара, заслонивший автобус с детьми от грузовика…


Аян Галиев спас от террориста несчетное количество жителей Алматы, Марат Нурсеитов, развернув служебную машину навстречу мчащемуся "Камазу", спас 18 детей и четверых учителей. В 2016 году в Астане и Жамбылской области полицейские бросались в воду за тонущими детьми, в Петропавловске служащий полиции снял с 40-метровой конструкции девушку. К сожалению, обсуждая действия и сложившийся имидж полиции, люди вспоминают не о них – а о тех "оборотнях в погонах", чьими преступлениями заполнены криминальные хроники.

+9
    3 142